"Помни" Кристофера Нолана - разгадка фильма

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
В мире кинематографии существуют фильмы-головоломки, которые не только оставляют незабываемый след в наших умах и сердцах, но и заставляют разгадывать загадки на протяжение всего повествования. Один из таких фильмов - "Помни" Кристофера Нолана, который берет нас в эпическое путешествие в глубины человеческой психики и вызывает непреодолимый вопрос: что такое истинная реальность?
В центре сюжета находится Леонард, страдающий антероградной амнезией, то есть это по сути отсутствие долгосрочной памяти. Он помнит только то, что произошло в последние 15 минут. И для того, чтобы хоть как-то удержаться в этом мире, он использует систему заметок, фотографий и татуировок, оставляя себе послания из прошлошго.

С их помощью он и надеется найти убийцу своей жены.

Главная фишка фильма - его нелинейное повествование. У нас есть две временный линии:

Первая движется в обратном порядке, как будто на перемотке, с конфа в начало. Причем действие развивается по 15 минут - ровно как работает память персонажа.

Вторая линия - это черно-белый разговор Ленарда по телефону. Она уже линейна, и в какой-то момент эти две линии, идущие друг к другу, встречаются и сливаются воедино.

"Помни" идет дальше простого развития мистического детективного сюжета. Он задает важные вопросы о природе памяти и идентичности. Кристофер Нолан исследует тему иллюзий и искажений, которые возникают в процессе воспоминаний.

Фильм подчеркивает, что память - это не непреложная истинность, а скорее субъективное восприятие и интерпретация прошлого.

Основные тропы фильма:

Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

  • 1
    Нелинейная структура:
    Одним из наиболее характерных аспектов "Помни" является его нелинейная структура. Фильм переключается между разными временными плоскостями, перемешивая прошлое, настоящее и будущее, чтобы раскрыть историю главного героя. Этот прием позволяет зрителю чувствовать себя так же потерянным и конфузным, как и сам Ленард, и создает впечатление постоянной неопределенности.
  • 2
    Framing:
    "Помни" начинается и заканчивается одной и той же сценой - Ленардом, смотрящим в зеркало и говорящим о своем стремлении найти убийцу своей жены. Это рамочная история, которая вкладывает основную сюжетную линию и создает впечатление замкнутого круга. Рамочная структура усиливает ощущение тайны и загадочности, окружающих историю Ленарда.
  • 3
    Флэшбэки:
    Фильм использует флэшбэки для того, чтобы показать прошлое главного героя и раскрыть его личность. Флэшбэки позволяют узнать о событиях, которые привели к амнезии Ленарда, и позволяют зрителю понимать его мотивы и действия. Однако, так же, как и у Ленарда, мы не можем быть уверены в достоверности этих воспоминаний, что придает фильму дополнительный уровень загадочности.
  • 4
    Сюжетные повороты / Wham moments:
    "Помни" славится своими неожиданными сюжетными поворотами, которые переворачивают восприятие происходящего наизнанку. Каждое новое откровение меняет наше понимание событий и переворачивает все с ног на голову. Это дает возможность зрителям активно размышлять и гадать, что произойдет дальше, вовлекая их в исследование загадочного мира Ленарда.

Так что же на самом-то деле произошло в конце?

    В последней сцене Ленард Шелби раскрывает свою мотивацию и свою личность.

    Мы понимаем, что не только он на самом деле виноват в смерти своей жены, поскольку никакой истории с инсулином и другой семьей не существовало, но и собственно все эти подсказки по поиску убийцы он тоже подкидывает себе самостоятельно.

    Он признается, что его поиск убийцы жены и жажда мести были обусловлены не только желанием найти правосудие, но и потребностью в конце концов создать смысл в своей жизни. Леонард признается, что он стал "чудовищем", использующим свою амнезию как оправдание для своих действий и для того, чтобы "остаться верным себе".

    Ленард рассказывает историю о своей жене, которая была столь же сложной, как и он сам. Его воспоминания о ней, вероятно, сильно искажены, и он признает, что он, возможно, сознательно создал образ "жертвы", чтобы продолжить свой поиск и свою жажду мести.

    В финальной сцене Леонард делает важное заявление: "Ты - то, что ты делаешь. На всё остальное - это только слова". Это утверждение подчеркивает основную тему фильма - то, что мы определяем свою идентичность не только на основе наших воспоминаний или событий из прошлого, но также на основе того, как мы действуем и что делаем в настоящем.

    Концовка фильма "Помни" оставляет вопросы, можно ли доверять главному герою и его истории, и какую роль сыграло его подсознание в формировании его реальности. Фильм вызывает мысли о том, как часто мы создаем образы самих себя и как наше поведение определяет, кто мы на самом деле.
    Фильм "Помни" Кристофера Нолана - это путешествие в мир загадок и иллюзий, где границы между реальностью и вымыслом стираются. Нелинейная структура, рамочная история, флэшбэки, сюжетные повороты и мотив времени и памяти - все это составляет хитроумный сторителлинговый аппарат, который делает фильм уникальным и незабываемым. "Помни" - это кинематографическое искусство, которое оставит зрителей в полном восторге и заставит размышлять о глубине человеческого разума и его стремлении найти истину.
    Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
    Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

    Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

    Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
    Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
    Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
    Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
    Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
    Урок 5 - TV Tropes: явления
    Урок 6 - TV Tropes: люди
    Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
    Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
    Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
    Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
    Вам понравится:
    А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
    Получай новые статьи от Storytelling School
    Для этого подпишись на наш Telegram