Применение метода

Сторителлинг в журналистике


Сторителлинг в журналистике - понятие спорное, если сказать "помягче". Я бы даже назвала его оксюмороном, но не из-за стилистических особенностей, нет, тут как раз таки все нормально, и эти две области прекрасно поддерживают друг друга и, сливаясь, могут очень органично друг друга дополнять.

Нет, тут включается человеческий фактор. Как два обижающихся (или никак не способных сойтись и начать наконец жить счастливо) влюбленных, "настоящие журналисты" и "современные сторителлеры" никак не могут поделить медиа-пространство, споря, кто же делает действительно достойные тексты.

Правильный ответ: тот, кто делает, а уж как называть, это совсем второстепенное дело.
Итак, сторителлиниг в журналистике.

Давайте сначала разберемся в обоих этих понятиях.
Что такое журналистика?

Журналистика - это (в моем сугубо непрофессиональном понимании) такая область деятельности, в которой происходит анализ происходящих в городе или стране событий и публикация отчетов о них, написанных авторским грамотным языком.
Журналистика - это публицистика, это аналитика, это серьезный жанр, формировавшийся годами, следование которому требует профессионального научного образования. Журналист должен обладать не только харизмой, как сказала Эмилия Новрузова, но и глубокими всеобъемлющими знаниями, он должен не только знать на зубок все программы Познера и Парфенова, он должен в принципе разбираться в истории и в формациях и понимать, на каком витке мы сейчас находимся и что ждать дальше. Журналист несет ответственность за воспитание поколения.

Именно поэтому я не журналист. У меня нет такого кругозора, и я не считаю себя способной им овладеть потому что мне попросту этого не надо в силу эмоциональной неустойчивости. Плюс у меня нет профессионального образования, а все "настоящие журналисты" именно этим, в первую очередь, и гордятся - своей принадлежностью к "старой школе" и знанием основ. Я предпочитаю менее "требовательное" звание "сторителлера".
Итак, а что же такое сторителлинг?

Сторителлинг - это искусство рассказывания историй. Ты просто рассказываешь от себя, что ты видел или слышал, этакий личный опыт о том, что прошел именно ты.
И возникает закономерный вопрос - почему сторителлинг не может быть журналистикой? Может, конечно, если мы добавим в него аналитику.
Более того, это самый актуальный и органичный способ для журналистики существовать и развиваться сейчас - перейти от статьи к лонгриду как к основной единице формата и принять необходимость создания качественных медиа-материалов наравне с достойным уровнем текста.

В своем исследовании кандидат филологических наук Колесниченко А.В. говорил, что хоть за сторителлинигом и стоит будущее журналистики, скорее всего, в России этого достичь будет невозможно лишь потому что нам не хватит ресурсов. Журналистам не хватит времени, чтобы работать над лонгридами, ведь создание одного качественного материала занимает до недели, а никто из журналов или интернет-СМИ не готов будет спонсировать подобные эксперименты и отдавать на них такое количество сил и времени, тогда как сами журналисты и не обладают компетентностью и необходимыми знаниями для того, чтобы писать подобные статьи действительно качественно, а научить их некому.

Однако, несмотря на все это, ко мне чаще всего обращаются именно как к журналисту и просят рассказать их историю с позиции сторителлинга, а когда я только начала писать статьи, услышала от Екатерины Ганиной, которая стояла во главе первого Chef's: "Ну наконец-то и в сфере журналистики появился кто-то толковый". Получается, что бизнесмены и все, кто нуждаются в освещении своей деятельности в СМИ, воспринимают любое текстовое проявление журналистикой. Мне тоже очень импонирует подход "One person - one media", когда каждого блогера мы, по сути, можем назвать уже "медиа". Ведь вспомните, какой журнал вы читали сегодня с утра? А к кому на странички в Instagram заходили? То-то и оно.

Из всего этого рассуждения можно сделать вывод:
Если журналисты и "сторителлеры" перестанут воевать и будут помогать друг другу, то, скорее всего, результат от этого будет.
Далее я решила поделиться с вами теми открытиями и наработками, что сложились у меня за пару лет работы со своим региональным СМИ как в качестве независимого писателя и журналиста, так и в качестве главного редактора и корректора. Также я аккумулировала весь опыт работы в СМИ более "официальных" типа "Биржа плюс карьера" или "ПроГород", где была внештатным корреспондентом до того, как начать свой проект. Надеюсь, мой опыт будет вам полезен.

Статьи постоянно обновляются и дополняются с появлением нового опыта и необходимости.

«


Статья о том, как брать интервью, если вы хотите сделать это с помощью диктофона

Статья о том, как брать интервью без диктофона, и почему этот способ работает лучше.


»





Если у вас есть какие-то вопросы, и вы бы хотели осветить какую-либо тему, напишите мне Vkontakte, и я с удовольствием сделаю для вас материал, если мне есть, что сказать по этому поводу. Либо пропишите свой вопрос в контактной форме на сайте, и мои администраторы тоже передадут мне ваш запрос.

Ваш не-журналист Таня.
Made on
Tilda