"Зона интересов" - как показать ужасы войны, не показывая войну?

На тему Второй Мировой Войны и Холокоста снято очень много достойного кино. Например, совсем недавно вышел сериал "Маленький огонек", я делала на него обзор. Ну и, конечно, снятые фильмы и сериалы про Освенцим и Аушвиц исчисляются сотнями, если не тысячами.

Но "Зона интересов" - совсем новое прочтение этой трагической темы. Фильм рассказывает о семье коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса, что живет за стеной от ужасающего лагеря смерти. В семье 5 детей, и жена Рудольфа Хедвиг очень старается сделать как можно уютнее и дом, и сад вокруг. Пока по соседству постоянно работает крематорий, семья Хёсс живет обыденной, но радостной жизнью, совершенно равнодушная к человеческим страданиям, происходящим по ту сторону бетонной стены.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
В этом фильме нет антагониста: в отсутствие сражений в Германии или евреев, способных дать отпор, единственное, что стоит на пути главных героев, - это их собственная нехватка сочувствия.
В "Зоне интересов" мы не видим ни одного заключенного, ни одной сцены боя, но этот фильм прекрасно передает леденящий ужас от фашизма. Здесь совершенно потрясающий саунд-дизайн, нужно внимательно слушать и смотреть, так как основное действие здесь происходит как значимое фоновое событие.

Большинство сцен происходит без музыки, а звуки происходящего в соседнем лагере доносятся до слуха. Камера никогда не показывает внутренности Освенцима, но звуки - двигатели крематориев, грохот пулеметов, лай собак - слышны повсюду.

На заднем плане часто видны трубы крематориев, из которых вырывается дым и пламя. Много раз на заднем плане можно услышать или увидеть поезда, везущие евреев в лагерь.

И смотреть фильм нужно очень внимательно, иначе велик шанс что-то упустить и не понять.
В этой статье я как раз хочу перечислить те моменты, сцены и приемы, что вы, возможно, упустили, и потому задаетесь вопросами, например, о концовке фильма.
Рудольф Хёсс был не просто комендантом Освенцима, он был одним из основных организаторов массового уничтожения евреев в газовых камерах в Аушвице. Неясно, какой была их жизнь до того, как Рудольф стал комендантом Освенцима, семья явно не жила в достатке. Мать Хедвиг даже упоминает, что когда-то убирала квартиру богатой еврейской женщины, и задается вопросом, не находится ли та женщина сейчас в лагере.

"Zone of Interest" - так во время строительства называлась территория, ставшая лагерем смерти Аушвиц.

Рудольф одержим своей карьерой, а его жена Хедвиг - своим социальным статусом, при этом никто из них не задумывается о том, что в результате их действий тысячи евреев были расстреляны и сожжены заживо. Рудольф и Хедвиг спят в разных кроватях и не имеют никакого интимного контакта на протяжении всего фильма, из-за чего их отношения больше похожи на отношения деловых партнеров, чем счастливой супружеской пары.

Хедвиг каким-то образом удается казаться такой же жалкой, как и ее муж. Ее повседневные заботы сводятся к тому, чтобы сделать свой дом как можно более похожим на дворец. Она очень жестоко обращается с наемной прислугой и разграбляет помещение, в котором хранится вся одежда и личные вещи, конфискованные у евреев, о чем она очень легкомысленно отзывается. Хедвиг и ее друзья называют одежду, конфискованную у еврейских узников концлагеря, прибывшей "из Канады" - имея в виду склад Канада, названный так за то, что он считался страной изобилия.
Мать Хедвиг приезжает к ним в гости, и хотя она, кажется, не имеет никаких претензий к нацистской идеологии, ее настолько ужасает вид, звуки и запахи работающего крематория, что она уходит посреди ночи - в то время как даже маленькие дети настолько привыкли к этому, что без проблем спокойно спят и играют на улице. Мать оставляет только записку, и на следующее утро Хедвиг сжигает ее, а затем жестоко ругает одну из служанок за то, что та поставила на завтрак две тарелки вместо одной.

Шум и деятельность концлагеря отражаются на играх и воспитании детей: старший сын не спит ночами, чтобы рассмотреть золотые зубы, извлеченные из еврейских заключенных, а позже запирает брата в теплице, игриво издавая звуки, похожие на выпускание газа; младший сын стучит в барабан, имитируя выстрелы, а позже притворяется офицером, ругающим заключенного; одна из дочерей часто ходит во сне и беспокоит Рудольфа; младший ребенок постоянно плачет, редко находясь в покое.
Рудольф понимает, что в реку, в которой он купается вместе с детьми, сбрасывают человеческие останки - и тут начинается дождь, пропитывающий детей осадками, загрязненными работами в Освенциме. Взрослым приходится отмывать их от пепельного дождя, а домработница удивляется невиданному количеству человеческого пепла, оставшегося в ванне.

Изнасилование Рудольфом одной из заключенных показано очень сдержанно: она снимает обувь и сидит напротив него с ничего не выражающим лицом. После этого он показывает, как моет свои гениталии. Он также посылает сообщение другим сотрудникам концлагеря, чтобы те, "собирая сирень", следили за тем, чтобы у них не "шла кровь" - один из многих видов сексуального насилия, подразумеваемых в фильме.

Рудольф замечен в краже американской и британской валюты у своих заключенных. Если он действительно верил в окончательную победу нацистов, с какой стати ему хранить деньги союзников?
Зрители неоднократно видят сцены на камеру ночного видения с местной девочкой, которая пробирается мимо охранников, чтобы спрятать еду для заключенных, а затем обнаруживает ноты, написанные одним из них. Она приносит их домой и исполняет на пианино, после чего больше не появляется на экране. В сценарии фильма говорится, что ее зовут Александра. Она же прячет яблоки для еврейских заключенных. Позже в фильме мы слышим, как двое заключенных были казнены из-за драки за яблоко. Подтекст не может не настораживать.

Смысл концовки

Конец фильма переносит нас в наши дни, где различные уборщики обслуживают Освенцим, ныне сохранившийся как музей, причем не музей нацизма, а музей зверств, что совершили нацисты.

В реальной жизни Рудольф Хёсс был повешен после Нюрнбергского процесса. Хотя ничто в концовке не противоречит этому, его показывают с кровью изо рта, неизлечимым смертельным кашлем и рвотой, вызванной стрессом, что наводит на мысль о развитии у него какого-то заболевания или аллергической реакции на загрязняющие вещества лагеря, и фильм обрывается на черном. Приступ тошноты Рудольфа в конце фильма - это отсылка к концовке документального фильма "Акт убийства", в котором отставного солдата-геноцидника накрывает волна рвоты, когда он испытывает угрызения совести.

Непонятно, был ли музей видением Рудольфа или создатели фильма просто нас как бы перенесли в будущее, но точно ясно, что спуск Рудольфа в темноту - это символизм, намек на то, куда мужчина в действительности направляется - во мрак.
Для сцен в доме Хёсса было решено отказаться от традиционных съемок, установив камеры на каждом сантиметре дома, чтобы следить за каждым движением актеров, в то время как Джонатан Глейзер и члены съемочной группы наблюдали за происходящим из соседнего трейлера. Это было сделано для того, чтобы передать дискомфорт и беспокойство, которые будут царить в фильме.

Из-за специфики видения Джонатана Глейзера, обширных исследований, которые он провел, и явно некоммерческой основы фильма, на создание "Зоны интересов" ушло десять лет.

Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram