Что такое сторителлинг?

О том, что такое сторителлинг, для чего его использовать и как освоить все техники этого современного тренда так, чтобы он работал. На вас.
Сторителлинг - это искусство рассказывать истории. Это современное направление в написании текстов, которое читают лучше всего. Это метод, которого придерживаются все современные компании, достигшие наибольшего успеха в своей отрасли.

Суть сторителлинга в том, чтобы вовлечь читателей в пучину текста и удержать их. В современном мире, переполненном информацией, бытует мнение, что люди перестали читать длинные тексты. На самом деле это не так. Мы все еще читаем, только очень изборочно подходим к тому, чему именно уделять внимание. Так вот ваша задача - сделать так, чтобы людям хотелось читать именно вас.

И ключ к этому - сторителлинг.
Хорошая история может создать или разрушить презентацию, статью, разговор. Но почему так? Когда сооснователь "Buffer" Лео Видрич начал продавать свой продукт с помощью историй, а не списка преимуществ, количество регистраций превысило все мыслимые и немыслимые пределы. Здесь он делится с нами наукой, почему сторителлинг настолько уникален и в то же время могуществен.

В 1748 году английский политик и аристократ Джон Монтагу, 4й граф из рода Сэндвич, провел очень много свободного времени, играя в карты. И получил неслыханное удовольствие от возможности одновременно играть в карты одной рукой и перекусывать. Итак, у него родилась идея: нужно положить котлету между кусками хлеба, и тогда можно будет одновременно и играть, и есть. И его изобретенный "сэндвич", как стал называться такой бутерброд, оказался одним из самых популярных пищевых новшеств западного мира в то время.

Знаете, что интересно? Что вы теперь никогда не забудете историю о том, кто изобрел сэндвич. Ну, или, по крайней мере, это намного менее вероятно, чем в том случае, когда мы бы просто представили информацию в виде пунктов или голыми фактами.

Вот уже в течение более чем 27 000 лет, с тех пор как были обнаружены первые наскальные рисунки, рассказывание историй стало одним из фундаментальных способов коммуникации. Но как же мы можем использовать сторителлинг для своей выгоды?

Наш мозг любит истории: как он активизируется, слыша их.
Мы все обожаем слушать истории, будь это роман, фильм или просто что-то, что объясняет друг. Но почему же мы сильнее вовлекаемся, когда слышим рассказ о событии?
На самом деле, все довольно просто. Если мы смотрим презентацию "по пунктам", в мозгу активируется определенная часть, которую ученые называют Broca's area или Wernicke's area. В общем и целом, стандартные пункты затрагивают языковую часть нашего мозга, где мы преобразуем слова в значения. И все, больше ничего не происходит.

Но когда нам рассказывают истории, положение вещей кардинально меняется. Не только языковые функции нашего мозга становятся активнее, но и все остальные части, которые активировались бы, проживи мы эту историю в реальности.

Если кто-то рассказывает нам о том, какой невероятно вкусной была еда, чувствительная часть коры головного мозга включается, а за ней и двигательная. "Такие метафоры как "У певца был бархатный голос" и "Его руки были грубыми" обращаются именно к чувствительной части. Итак, мы просканировали несколько наших участников в то время как читали предложения: "Джон схватил объект" и "Пабло ударил по мечу". Результаты показали, что область мозга, координирующая движения тела, стала активной.

История может заставить весь мозг работать. И даже более того: когда мы рассказываем историю кому-то, кто сильно повлиял на наше мировоззрение, мы оказываем на них тот же эффект. Мозг того, кто говорит и того, кто слушает, может синхронизироваться, говорит Юри Хэссон из Принстона: "Когда женщина говорила по-английски, и волонтеры понимали ее, одни и те же участки мозга становились активными в одно и то же время как у нее, так и у них. Рассказывая истории, она смогла "поместить" идеи, мысли и эмоции в головы слушателей".

Вы можете помочь людям прочувствовать практически все из того, через что прошли вы. Итак, мы знаем, что истории усваиваются лучше, чем факты. Но вопрос-то остался. Почему?

Ответ очень прост: мы так устроены. Если история проста, это связь причины и результата. Да мы же так и думаем: мы создаем истории в голове целый день, собираясь купить овощи или планируя домашние дела, и для каждого действия или разговора мы опять же креативим истории. Личный опыт и сплетни - это 65% наших бесед.

Итак, когда бы мы не услышали историю, мы пытаемся связать ее с нашим уже существующим опытом. Поэтому так хорошо работают метафоры. Пока мы пытаемся вспомнить похожий опыт, который был у нас, активируется "островок головного мозга", та часть, что связывает услышанное с теми же ощущениями боли, радости или неприязни.

В Йельском университете был проведен интересный эксперимент: волонтеров попросили придерживать в руках кофе в то время, как им рассказывали про человека. В зависимости от того, был этот кофе холодным или горячим, они описывали человека как приятного или нет.

Как это можно использовать.
Бывали ли у вас ситуации, что друг поделился с вами историей, а через две недели вы выдаете ему ту же самую мысль, но считаете ее вашей? Это абсолютно нормально, но в то же время, это самый действенный способ заставить людей разделить ваши мысли и идеи, как будто на самом-то деле это их собственные мысли. А чем проще история, тем сильнее она "прилипает".

И короткий факт напоследок: стандартные клише, которые мы используем ежедневно, типа "тяжелый" день, воспринимаются мозгом как заученные и не вызывают никаких эмоций. Помните это, когда будете писать следующую историю.

Источник:
http://lifehacker.com/5965703/the-science-of-storytelling-why-telling-a-story-is-the-most-powerful-way-to-activate-our-brains

Примеры историй

Сравните два текста:
1. "В 1748 году английский политик и аристократ Джон Монтагу, 4й граф из рода Сэндвич, провел очень много свободного времени, играя в карты. И получил неслыханное удовольствие от возможности одновременно играть в карты одной рукой и перекусывать. Итак, у него родилась идея: нужно положить котлету между кусками хлеба, и тогда можно будет одновременно и играть, и есть. И его изобретенный "сэндвич", как стал называться такой бутерброд, оказался одним из самых популярных пищевых новшеств западного мира в то время".
2. "Одна из них гласит, что граф Сандвич был страстным игроком в карты и частенько часами просиживал за карточным столом в пивных барах Лондона. В 1762 году, принимая участие в карточной баталии, растянувшейся на сутки, Джон Монтэгю проголодался. Но одновременно держать в руках карты и вилку с ножом невозможно. А азартный граф не хотел прерывать игры ни на минуту. И тогда он обратился к повару с просьбой обжарить парочку кусков хлеба, а между ними положить ростбиф и принести ему. И сделал он так, чтобы не испачкать пальцами карты. Так граф мог и играть, и есть одновременно. Его компаньоны, видя что это классная идея, начали заказывать «the same as Sandwich!» (то же, что у Сэндвича). Так это название и прижилось. А день рождения Джона Монтегю, 3 ноября, стали отмечать как День сэндвича".
Какой из них вам кажется интереснее и легче к восприятию? Конечно же, та, что слева - в ней более яркие образы, динамичное повествование и есть все необходимые элементы статьи, написанной в формате сторителлинг.
Ниже мы публикуем список статей, написанных в этом формате, где ярко отражается его особенность:

www.the-village.ru/village/people/experience
www.esquire.ru/stories
www.vsemmirom.1tv.ru/
www.modny.spb.ru/articles/i-love-ny
www.dyatlov.looo.ch/
карта лонгридов в российских СМИ

Подборка материалов

3 статьи, обязательные к прочтению

Конечно же, в первую очередь мы советуем прочитать материал "Сторителлинг: как рассказать свою историю", опубликованный на портале www.nn-stories.ru. Он написан главным редактором проекта, преподавателем сторителлинга и создателем нашего сайта Таней Кургановой и содержит информацию о том, что такое сторителлинг, где он используется, как им овладеть, а также некоторые практические приемы, которые уже можно брать и пользоваться.

Еще одна отличная статья, правильно расставляющая акценты - 10 правил сторителлинга от создателя Tilda Publishing Никиты Обухова. Пример того, как должна выглядеть статья, сверстанная в формате цифрового сторителлинга, да и просто грамотный, качественный материал по теме.

И вот еще - исследование о сторителлинге как о современной журналистике Колесниченко А.В., доцента МГУ: "Длинные тексты в современной русской журналистике".

В конце он приходит к любопытным выводам: да, за сторителлингом будущее, но в России это очень сложно "двигаемый" формат, так как это слишком энерго- и временнозатратно.

Само исследование очень интересно именно своей теоретической основой и тем, что оно написано с классической точки зрения.

Еще полезные материалы
- mercator.ru - набор компонентов сторителлинга
- http://dnevnyk-uspeha.com/ - общая статья о том, что такое сторителлинг
- http://www.edutainme.ru - как создать "объясняшку", рассказывая истории
- http://hanna-kash.ru/ - 3 статьи в блоге одной девушке, посвященные сторителлингу
- https://www.editor.ru - о задачах современного сторителлинга и сферах его использования
- https://marketium.ru - про силу сторителлинга в маркетинге
- https://festagent.com - о транс-медиа сторителлинге
- http://mfive.ru - отчет о лекции Стивена Фоллоуса, продюсера и сценариста
- http://www.mediadigger.ru - о том, как использовать сторителлинг не профессиональному райтеру, а специалисту в компании
- http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/storytelling/ - самая известная книга Аннет Симмонс о том, что такое сторителлинг

Но на самом деле, лучше всего смотреть на конкретные истории успеха компаний и истории реальных людей и анализировать то, что делают они. И еще, для того, чтобы понять современные тренды и тенденции текстов, мы бы посоветовали смотреть материалы, не напрямую посвящённые этому, а в общем и целом читать сайты, ресурсы и блоги, которые ведут профессионалы в своей области.
Онлайн-курс
"Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Множество секретов и лайфхаков о том, как писать тексты в формате сторителлинг и рассказывать свою историю интересно
Для кого этот курс?
Писатели, журналисты, копирайтеры
SMM-менеджеры, интернет-маркетологи
Просто творческие люди
Программа курса
Урок 1. Введение
Урок 2. Метод сторителлинга
Урок 3. История и ее элементы
Урок 4. Общие принципы истории
Урок 5. Как сделать историю интересней?
Урок 6. Стилистические приемы в современном мире. Тропы.
Урок 7. Эпитет
Урок 8. Метафора
Урок 9. Сравнение
Урок 10. Олицетворение
Урок 11. Метонимия
Урок 12. Перифраза
Урок 13. Аллюзия
Урок 14. Гипербола и литота
Урок 15. Ирония
Урок 16. Синтаксические фигуры
Урок 17. Инверсия
Урок 18. Анафора и эпифора
Урок 19. Антитеза и параллелизм
Урок 20. Повторение
Урок 21. Полисиндетон и асиндетон

Урок 22. Градация и кульминация
Урок 23. Anticlimax
Урок 24. Номинативные предложения
Урок 25. Авторские приемы
Урок 26. Настоящее и прошедшее время
Урок 27. Правило 3х
Урок 28. Детализация
Урок 29. Упрощение и усложнение
Урок 30. Другие средства
Урок 31. Персонализация истории. Ваши "фишечки".
Урок 32. Пошаговый алгоритм создания истории
Урок 33. Анализ текстов в формате сторителлинг
Урок 34. Градация модальности
Урок 35. Теория уровневости
Урок 36. Идеи для ваших историй
Урок 37. Целевая аудитория
Урок 38. Контент план и рубрикатор
Урок 39. Где взять вдохновение
Урок 40. Заключение

+ Дополнительные подтренинги:

- Сторителлинг в селф-брендинге
- Сторителлинг в презентациях
- Сторителлинг в SMM (для блогера и smm-менеджера)
- Сторителлинг в подсознательном программировании


Домашние задания

Курс подразумевает выполнение домашних заданий.

Задания на отработку приемов включены практически в каждый урок, плюс есть контрольные задания, не сделав которые, вы не продвинетесь дальше.

Задания принимаются автором курса.
После курса вы сможете
  • Писать и рассказывать интересные истории, которые будут с удовольствием слушать и читать
  • Делать историю лаконичнее или длиннее, убыстрять или замедлять ее темп
  • Создавать броские заголовки и увлекать читателя в пучину текста
  • Использовать силу историй для того, чтобы больше никогда не продавать напрямую
  • Вести социальные сети живо и профессионально
  • Всегда понимать, что вы хотите сказать, и доносить свою мысль до слушателя
  • Использовать стилистические приемы в речи интуитивно и свободно
  • Построить свой персональный бренд с помощью сторителлинга
  • Писать легкие и живые тексты, отражающие вашу личность и самую суть
  • Кайфовать от процесса написания текста, а не мучиться
Автор курса
Татьяна Курганова - лингвист-преподаватель, журналист с 10-ти летним стажем.

Татьяна закончила НГЛУ им. Добролюбова по специальности "Английский язык" в 2014 году. Работала в печатной журналистике с 2008 года ("Биржа+Карьера", Pro Город). В 2015 создала свой портал о городе NN-Stories.ru, а в 2016 запустила дистанционные курсы по обучению сторителлингу.

Татьяна понятным, доступным и легким языком дает классические знания через призму современной реальности. Благодаря богатому опыту в написании текстов, а также сотрудничеству с различными крупными проектами (Спар, Спар Онлайн, Ода Еда, Estate.Wedding, Фотошкола 2.8, Секс РФ и другие) она знает, какими средствами нужно пользоваться именно вам, чтобы грамотно и правильно рассказать вашу историю. И может это доступно объяснить.

Цена, время, место
Вы можете пройти курс в любое удобное время - он дистанционный, уроки предоставляются в записи, но домашние задания проверяются в любое время.

Доступ к курсу вам предоставляется на 60 дней с момента покупки.

Всего в курсе 45 уроков (с дополнительными домашними заданиями) и 30 домашних заданий + обратная связь и возможность задать любой вопрос.

Стоимость курса - 4 900 рублей. Оплата вносится единовременно.
Если вдруг с оплатой что-то пошло не так
Друзья, иногда случается такое, что оплата через форму на сайте не проходит. Причин может быть множество, и мы работаем над их устранениями. (вы можете и самостоятельно обратиться в поддержку и выяснить, почему ваш платеж не проходит: https://yandex.ru/support/money/issue/other.html)

Однако, если вы очень хотите пройти наш курс, но оплатить через форму осуществить не смогли, вы можете попробовать следующие формы оплаты:

1. Перевод на карточку Сбербанка
по номеру 4276 4200 1931 0134
Получатель: Татьяна Владимировна К

2. Перевод на карточку Альфа-банка по номеру 4790 8723 2372 8632

3. Самостоятельный перевод в кошелёк Яндекс Денег по номеру 410015661612911

При оплате этими способами нужно прислать скриншот о переводе Татьяне: VK, Instagram (Директ), почта, Viber/WhatsApp - 89527847337

По этим же каналам вы можете задать мне вопросы. Я живой человек, и я с удовольствием проконсультирую вас как по вопросу наполнения курса, так и по техническим вопросам его приобретения.

Так же вы можете писать нашему менеджеру в группу VK, директ Instagram и на почту info@storytellingschool.ru

Спасибо большое за понимание!
Отзывы наших студентов
Отзывы наших студентов
  • Этой весной я стала обладателем дистанционных курсов от Тани Кургановой - "Сторителлинг" и "Как создать свой блог" и осталась очень довольна! Всё чётко, всё грамотно, всё по полочкам. Информации много, она преподнесена интересно и доступно. Тот случай, когда учёба в удовольствие! Теперь не терпится применить все полученные знания на практике!)
  • Я прошла курс "Как построить карьеру в SMM"

    Для начала стоит сказать, что курс небольшой, и в этом его привлекательность. Без лишней воды, рассказов, про то, что после его прохождения тебе откроется просто вселенная смм, и бла-бла-бла.
    Его удобно смотреть сразу, помечая нужное, записывая и запоминая. Что-то сразу параллельно делать.
    Кстати, рождаются идеи для контента, просто пока смотришь :) Если уже немного работаешь в этой сфере, классно подчерпнуть новое (в моем случае варианты контент-плана и его разбивки, свою переделала, заказчики уже оценили).
    Ну и сама подача - искренняя, простая, наглядная. Никаких обещаний сверхуспеха, все зависит от тебя самого, желаний, стремлений. Нет иллюзорности, что ты с первого поста, первого клиента станешь асом. Может, это и не твоё в целом? (Это для тех, кто хочет заняться этим, потому что думает, что это можно и очень прибыльно). Это отнимает много сил и фантазии, и на этом тоже делается акцент.
    В общем, отличная квинтэссенция полезных знаний как для начинающих, так и уже «бывалых». Спасибо!
  • Я и подумать не могла, на какой новый уровень в моем ремесле выведет случайное знакомство с Таней, сколько крутого общения и вдохновения станет в моей жизни.
    .
    Поэтому вдвойне интересно было пройти ее курс о самоопределении, достижении гармонии во всех сферах жизни - "Я". И вот что я вам скажу - очень полезно посмотреть на мир взглядом другого человека, уже добившегося крутых результатов в своем деле. И как в любом онлайн-курсе - обязательно выполнять домашние задания и упражнения. Я специально проходила его медленно, не торопясь, чтобы проработать каждую мысль, которая приходит мне, каждый инсайт.
    .
    Ты можешь согласиться с автором или нет, это не важно. Так ты приходишь к себе и находишь свои ответы.
    Что до меня, я наконец вытащила из себя:
    ⏺чего хочу от своего тела (и уже присмотрела коврик для йоги для домашних занятий);
    ⏺почему зря много лет сравнивала себя с другими;
    ⏺откуда черпаю энергию;
    ⏺кто я, если отбросить все социальные роли (вы, кстати, в курсе про себя? очень мозголомный момент);
    ⏺какие сферы жизни часто идут побоку, и почему это неправильно.
    .
    Лучший коуч - это ты сам, главное, чтобы рядом оказался тот человек, который поможет задать нужные вопросы. Спасибо, Таня.
  • Курс по сторителлингу понравился - к концу сложилась картинка того, как писать историю, чтобы это было интересно. Без лишней воды, быстро и доходчиво объясняется, как это можно сделать.
    Курс по созданию блога был сложнее, так как я совсем далека от техники, и я прослушала несколько раз, чтобы разобраться. Но это мои особенности, а в целом, все доходчиво говорится и приводятся хорошие сравнения, чтобы стало еще понятней, что есть что.
  • От всей души благодарю Таню за создание курса по блогингу! Давно хотела углубиться в этот вопрос, но не знала с какой стороны к нему подступиться. Занятия оказались насыщенные и короткие одновременно, что делает их очень удобными. Визуализация помогла освоить материал лучше. А так же разбивка на уроки, помогала постепенно осваивать материал. Курс интересный, мне понравился. Узнала для себя как новое, так и освежила в памяти уже подзабывшиеся знания.
  • Спасибо за курс. Мне понравился, для себя подчеркнул некоторые вещи, которые уже проявляются в моем контенте.
  • Благодарность. Именно то чувство, которое сейчас переполняет меня к Тане Кургановой. Благодарность за интересный курс. Благодарность за возможность научиться выражать свои мысли, чувства и эмоции полнее, ярче, реалистичнее. Благодарность за то, что узнала не только о том, как как написать свою историю, но как сохранить драгоценные моменты жизни так, что бы их можно было пережить снова и снова.

    Однажды я напишу книгу. Возможно она будет о вас.