Смысл фильма "Меню" - гастрономического триллера с богатыми ингредиентами

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Много, ну просто ОЧЕНЬ много фильмов и сериалов посвящены теме Eat the rich, но кажется, именно "The Menu" с Аней Тейлор-Джой и Рэйфом Файансом в главных ролях воспоизводит эту тему наиболее буквально.

Давайте разберемся, что к чему в ресторане "Хоторн", где должен состояться званый ужин по уникальному меню, но должна сразу предупредить вас:
SPOILER ALERT

В тексте очень много спойлеров. И если вы хотите сначала посмотреть фильм, то не читайте статью. Спасибо.

Вы можете не только прочитать этот разбор, но и посмотреть его на моем YouTube!

Фильм рассказывает о молодой паре Марго (Тейлор-Джой) и Тайлере (Хоулт), которые отправляются на отдаленный остров, чтобы поужинать в эксклюзивном ресторане "Хоторн", меню которого специально разработано загадочным шеф-поваром Джулианом Словиком (Файнс).

Естественно, все не так, как кажется, и вскоре выясняется, что каждый гость был тщательно отобран, чтобы стать свидетелем того, как Словик и его команда поваров будут составлять свое окончательное меню.

Поскольку действие фильма происходит в элитном ресторане, для разработки дизайна блюд были привлечены шеф-повар Доминик Кренн, обладатель трех звезд Мишлен, а также снимался реальный ресторанный персонал, чтобы сделать сцены с едой как можно более реалистичными. Все приготовленные блюда в сериале - настоящий Foodporn.
Каждый стол в ресторане можно прочитать как семь смертных грехов: Зависть (начинающий повар Тайлер), Обжорство (мать-алкоголичка Джулиана), Жадность (братья-финансисты), Похоть (прелюбодействующий Ричард), Гордыня (снобистские критики), Лень (актер Джордж, получающий зарплату) и Гнев (Джулиан и кухня).
И хотя сам обед вроде бы начинается как обычный дорогой прием, уже буквально с третьего блюда мы видим небольшие подсказки, тревожные звоночки, что что-то пошло не так.
Первый реальный признак того, что происходит что-то ненормальное, появляется в третьем блюде, "Воспоминание", когда Джулиан рассказывает о своем детском насилии со стороны отца-алкоголика (которого он однажды ударил ножницами по ноге и теперь жалеет, что не целился в горло) и о пренебрежении со стороны такой же матери-алкоголички... которая сидит в комнате в пьяном ступоре. Затем он подает гостям курицу, проткнутую ножницами.

И вот еще какие "чеховские ружья" заготовили для нас создатели фильма:

  • Когда Тайлер говорит Марго, чтобы она перестала высмеивать ценник в 1250 долларов за голову, она пожимает плечами и отвечает: "Это твой счет". Оказалось, что она прекращает разговор не потому, что он платит за ужин, а потому, что он платит за то, чтобы она вела себя как покладистая спутница. Аналогично, когда Марго отказывается есть одно из блюд, Тайлер кричит на нее, что "это он платит".

    Кроме того, когда они только приехали на остров, Тайлер не знает фамилии Марго. Можно предположить, что это только начало их отношений и он невнимательный, напыщенный болван. На самом деле это потому, что она работает в эскорте, и либо она ему не сказала, либо он не спросил.
  • Эльза в самом начале упоминает, что повара никогда ничего не поджигают, если только это не делается специально для меню. Фильм заканчивается тем, что все жители острова сгорают дотла, что является завершением титульного меню.
  • Словик говорит, что каждый гость должен думать о себе как об "ингредиентах дегустационной ноты". В дальнейшем все они становятся частью ингредиентов финального блюда.
  • В самом начале трапезы Анна упоминает, что Марго очень похожа на их с Ричардом дочь, что он гневно отрицает. Позже вечером Марго (которая работает в эскорте) рассказывает Джулиану, что с Ричардом у нее была странная ролевая игра, в которой она выдавала себя за его дочь.
  • Получив тортильи с доказательствами его мошенничества, один из гостей пригрозил, что к утру будет закрыт, на что Эльза ответила: "В этом нет необходимости". Джулиан и его сотрудники уже планировали закрыть ресторан в ту же ночь с помощью смертельного исхода.
  • Во время перекура в туалете Марго через открытое окно видит гигантские крылья, которые готовятся к показу "инвестора-ангела".
  • В самом начале Тайлер обращает внимание на аппарат PacoJet, которым пользуются повара. Позже Марго использует этот аппарат, чтобы ненадолго вывести из строя Эльзу.
  • Марго видит фотографии, выставленные в доме шеф-повара Джулиана, на которых видно, что единственный раз он был по-настоящему счастлив, когда был скромным поваром в бургерной. Воспользовавшись этим, она застает его врасплох и убеждает позволить ей сбежать.
  • Диссонирующее спокойствие Тайлера перед лицом всего этого хаоса приобретает гораздо больший смысл, когда мы узнаем, что ему заранее сообщили, что никто не выберется из ресторана живым.
Интересна и композиция кино - каждое блюдо обозначено титрами, как будто мы действительно в ресторане, или как будто мы читаем реальное меню. Гламурные кадры блюд и субтитры сделаны как пародия на кадры документального сериала "Стол шеф-повара". В титры попадают даже самые спонтанные и неожиданные блюда, что создает эффект "Здесь и сейчас".

  • "The Mess" завершается словами "R.I.P Jeremy Louden".
  • Блюдо, которое шеф-повар Джулиан заставляет Тайлера готовить, называется "Tyler's Bullshit", а все ингредиенты описываются в пренебрежительных выражениях.
  • Чизбургер описывается как "Просто очень хорошо сделанный чизбургер", даже нет списка ингредиентов.
  • Ингредиенты для "S'mores "включают гостей, персонал и ресторан.

Так что же на самом деле произошло, и почему события повернулись так трагично?

Шеф Джулиан Словик действительно оказался выдающейся личностью. Помимо того, что он готовил экстраординарные блюда с огромным чеком и устраивал званые ужины для элиты, он еще и создал секту своих последователей из работников кухни. Все они плотно попали под его влияние и были готовы без раздумий пожертвовать своей жизнью, даже сами предлагали такой вариант развития событий.

И в один прекрасный день Словик просто понял, что ему больше не доставляет удовольствие готовить все эти уникальные блюда, он потерял вкус в жизни и к своей работе.


Определенно, он психопат, и он собрал в одном месте всех тех, кого считал виновными в своей "трагедии", чтобы уничтожить. Именно поэтому каждый гость был так тщательно отобран, именно поэтому он постоянно говорил Марго, что она не должна быть здесь.

Хотя, к отбору гостей тоже есть вопросы. Например, актер "Доктор Солнышко" попал на остров только потому что Джулиану не понравился фильм с участием актера, на который Словик потратил свой выходной. А спутнице актера не повезло только потому что она закончила университет "Браун", а, значит, тоже из богатой семьи. Но он совсем не вникает в то, что это за человек, а просто решает убить и ее заодно.
Гости, с одной стороны, сначала пытаются сопротивляться, хотя и действительно делают это менее активно, хоть и могли бы, как будто подчиняясь выученной беспомощности, богатой привычке, что все сделают за тебя. И это очень похоже на фильм "Треугольник печали" - там богатые гости тоже не смогли взять штурвал судьбы в свои руки. И только Марго, будучи на самом деле эскортницей рабочего класса, высказывает свое мнение и действительно пытается спастись.

Словик сразу видит, что она не "одна из них" и говорит, что он знал многих Марго, но это не ее имя. Такой прием называется в торителлинге Sherlock Scan. И по сути, с этого момента начинается противостояние шефа и девушки. Всю вторую часть фильма мы гадаем, получится у нее уйти живой или нет.
    На самом деле, даже если бы кто-то из гостей попытался выбраться из ресторана, уехать все равно было бы невозможно - никакой лодки у острова не пришвартовано до тех пор, пока не приезжает представитель береговой охраны, который тоже оказывается частью шоу.

    И что же делает Марго? Увидев в доме Словика фотографию, где он готовит бургеры как лучший работник фастфуда, она внезапно испытывает "момент Эврики" и хлопает в ладоши так же, как Словик до этого, тем самым создавая некоторое "ироничное эхо".


    Она заявляет, что все еще голодна, и на самом деле хочет бургер. Этим она пробуждает у Джулиана ностальгию и вкус к жизни и он, благодарный, позволяет ей уйти. То есть его так долго оценивали все эти критики-снобисты, решая, расслоившийся у него соус или нет, что он просто очень рад услышать, что кому-то просто очень вкусно.

    Конечно же, сцена с уходом Марго - это кульминация. Заплатив за бургер, она забирает его с собой и уезжает на яхте, бензин которой заканчивается буквально в двух милях от острова. Именно поэтому она останавливается и доедает бургер на фоне эпично горящего острова.
    Весь ужин проходит в Extremely Short Timespan - за 4-5 часов, и это определенно bottle movie, потому что происходит в одном здании, и даже флешбеков нет. Но до самого конца мы так и не верим, что злостная команда шефа задумала убить всех своих гостей - они даже раздают подарки в конце ужина, как будто собираются всех отпустить.

    Смысл фильма в том, что не важно, насколько ты богат и известен - деликатесы не сделают тебя счастливым. Главное - это вкус к жизни, инициатива и преприимчивость.

    Вообще, в этом фильме еще много загадок и нюансов, многие из которых не уместились в мой разбор. Например, гостевая книга шефа заполнена лишь до 2019 года, что дает нам повод задуматься, не повлиял ли стоп в работе из-за пандемии на психопатию Словика? В общем, кино определенно с двойным дном и не на один раз, так что можно снова и снова пересматривать его и находить новые скрытые смыслы и "чеховские ружья".
      А какие интересные моменты в сюжете подметили вы?

      Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

      Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
      Блок 1 - Общие принципы написания истории
      Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
      Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
      Блок 4 - Целевая аудитория
      Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

      И еще много всего интересного...

      Подтренинги:
      1. Сторителлинг в селф-брендинге
      2. Сторителлинг в презентациях
      3. Сторителлинг в SMM
      Вам понравится:
      Получай новые статьи от Storytelling School
      Для этого подпишись на наш Telegram