Город астероидов - смысл фильма, и как же смотреть кино Уэса Андерсона

В 2023 году вышел «Город астероидов», фильм Уэс Андерсона, который продолжает некую тенденцию «Признания в любви» жанру искусства. Сначала это был «Французский вестник», где Андерсон говорил о своей любви к периодике, а в «Городе астероидов» мэтр признается в любви к театру и кино. Оба фильма похожи, хотя «Город» получился менее перегруженным и более смотрибельным.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Их, пожалуй, главное сходство, что здесь не так важен сюжет, как визуальная составляющая. По сути, фильмы Андерсона - это набор картинок, определенная атмосфера, создание визуального ощущения, но не связанное повествование, которое легко можно пересказать. Ну, то есть, не стоит ждать от фильма Уэс Андерсона, что там сейчас будет понятная сюжетная линия, как, например, в фильме «Барби», где хоть и есть иносказательность, но первичен сюжет. Нет, это фильм другого разряда. Артхаус, если хотите.

Но давайте все же разберемся, что у нас тут происходит

Есть 4 сюжетные линии, которые постоянно чередуются:
  1. Сценарист который пишет спектакль «Город астероидов»
  2. Спектакль «Город астероидов»
  3. Фильм «Город астероидов», снятый по спектаклю
  4. Передача о фильме «Город астероидов»
Чтобы мы получше поняли, что дело происходит в разных временных пластах, передача - черно-белая, фильм цветной, и у этих двух линиях разное соотношение сторон в видео.

Получается некое "Show within a show". И каждый акт отделяется графическим постером.

Основной сюжет фильма, вокруг которого происходит движение: в небольшой и странный городок прибывают дети на награждение юных астрономов. Но во время фестиваля в город спускаются инопланетяне, забирают астероид, после чего город помещают на карантин. В карантин у всех героев происходят свои истории, пока инопланетяне не возвращаются и не отдают астероид обратно, после чего новоиспеченные друзья и просто соседи покидают город.
Это если вкратце. Теперь давайте расшифруем каждую историю по отдельности.

Реальность Астероид-сити

Город здесь, в общем-то, тоже один из главных героев. Он находится в ретро-футуристической версии 1950х годов, и непонятно, где именно - выглядит как Аризона, но то ли Невада, то ли Калифорния. (Снималось все вообще в Париже). Сами герои не сильно уверены, где они.

Это вымышленная реальность с элементами разных эпох. Рядом с городом происходят испытания ядерной бомбы, смысл которых мы не знаем (хотя, на дворе 50е, можем и догадаться), а сам город появился только благодаря упавшему астероиду.

Город яркий, стильный, как будто игрушечный - это и есть визуальный язык Уэс Андерсона, все эти окошечки, автоматы, машины. Именно ради них и нужно смотреть такие фильмы, анализировать цветовые решения и композицию, которую выстраивает создатель. Это его «код».
В том числе, в код автора входят и герои. Особенность Андерсона в том, что в его фильмах всегда играют одни и те же актеры. Так что здесь у нас снова Тильда Суинтон, Эдвард Нортон, Эдриан Броуди. Но они не только герои Уэса Андерсона, они в том числе и герои пьесы, что добавляет конфликт между автором и его персонажами. Их отношения, сложности.

По сути, у каждого актера в реальной жизни здесь есть два героя - актер и персонаж. Как у Скарлетт Йохансон - есть актриса Мерседес в чб, которая играет героиню Мидж в цвете.
Самая забавная роль, на мой взгляд, у Марго Робби, потому что ее просто вычеркнули в итоге из фильма и отправили в другой спектакль, поэтому в фильме мама и умерла.

Легче всего следить за любовной линией военного фотокорреспондента Оди и актрисы Мидж, там в целом все понятно. Не очень заметна любовная линия между молодой учительницей и Монтаной, но в целом, тоже угадывается.

Обратите внимание, что актеры как будто «переигрывают», преувеличивают, драматизируют, излишне четко говорят, слишком сильно округляют глаза. Это тоже «так задумано», потому что, во-первых, такая игра - в коде Уэса Андерсона, а во-вторых, они же и не скрывают, что они актеры, и они играют роли.

Например, когда Мидж видит, что Оди обжегся, и кричит: «Ты и правда сделал это», это на самом деле кричит Мерседес, потому что актер и правда обжегся.
Внимательнее всего стоит смотреть на детей. Именно они у Уэса Андерсона получаются лучше всего, он очень четко понимает мир ребенка, и это видно еще с «Королевства полной луны». Так что девочки-не принцессы, игра в сложные фамилии, девочка, видящая только инопланетян в каждой карточке - все это и есть главные и самые интересные герои повествования.
Да и сам мир Уэса Андерсона - он как будто в чем-то детский, такой карамельный, сказочный.
Мораль фильма: В жизни есть много событий, что мы не можем объяснить, и важно не искать в них смысл, а просто продолжать идти вперед. Потому что «ты не проснешься, пока не уснешь».
На мой взгляд, этот фильм получился менее красочным, чем «Французский вестник», зато более связанным и понятным. И если смотреть его просто как оду любви к сторителлингу, отмечая визуальные решения, то можно получить огромное удовольствие. И не искать особо важный смысл в тех событиях, что мы понять не можем.

А как вам «Город Астероидов»? Поняли послание? Уловили все 4 линии?
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram