Один дома - сценарные приемы иконической новогодней комедии

"Один дома" (Home Alone) и его сиквел "Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке" (Home Alone 2: Lost in New York) - это культовые рождественские комедии, которые стали классикой жанра и остаются популярными десятилетиями спустя. Режиссёр обоих фильмов - Крис Коламбус, а главную роль исполнил Маколей Калкин. Смысл фильмов прост: главный герой-ребенок по ошибке остается один в своем доме (отсюда и название) и вынужден защищать его от захватчиков, как правило, с помощью бытовой техники.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Структура фильма
"Один дома"

Первый фильм представляет историю 8-летнего Кевина МакКоллистера, который случайно остается один в доме, когда его семья уезжает на Рождество в отпуск. Кевин сталкивается с грабителями, пытающимися ограбить его дом, и использует свой ум и ловкость, чтобы защитить дом.

"Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке"

Во второй части семья МакКоллистеров снова отправляется в отпуск, но на этот раз Кевин теряется в Нью-Йорке и оказывается втянутым в новые приключения. Он сталкивается с теми же грабителями, которые пытаются ограбить рождественский магазин, и использует свой интеллект, чтобы им помешать.
Темы и сообщения
Самостоятельность и храбрость


Оба фильма акцентируют внимание на самостоятельности главного героя, который вынужден действовать в экстремальных условиях. Кевин, оставшись один наедине с грабителями, проявляет ум и храбрость, чтобы защитить свой дом и справиться с ситуацией.

Семейные ценности



В обоих фильмах подчеркивается важность семьи и значимость теплых и веселых рождественских традиций.

Хотя Кевин часто раздражается на свою семью, его опыт в конце фильма учит его ценить их больше.
Чувство приключения и юмор

Фильмы наполнены различными ситуациями и приключениями, которые смешны и захватывающи вместе с тем.

Комические моменты и юмор создают легкую атмосферу, которая позволяет зрителям насладиться их просмотром.

Актёрский состав и режиссура
Маколей Калкин прекрасно воплощает роль Кевина, демонстрируя его ум, находчивость и чувство юмора. Режиссер Крис Коламбус умело создал атмосферу праздничного веселья и напряженного действия в обоих фильмах.
И вот какие приемы сторителлинга и сценарного мастерства мы видим в фильме:
Взрослые бесполезны:

- Это неотъемлемый троп, так как каждый фильм построен на том, что маленький ребенок перехитрил целый ряд тупых и доверчивых взрослых.
- В обоих фильмах Гарри и Марву удается поймать Кевина. В первом фильме Кевина спасает Марли, а во втором - Голубиная Леди.
Будь осторожен в своих желаниях:

- В ночь перед тем, как остаться дома одному, Кевину надоедает, как его семья обращается с ним, и он кричит, что хочет, чтобы его оставили в покое. Его мать, правда, указывает на это, прежде чем он настаивает на том, что хочет жить один, и отправляется спать на чердак. Даже если ему удается выжить одному, он все равно признает, что все еще скучает по семье.

- Ко второму фильму у Кевина уже достаточно развилась амнезия, чтобы он снова загадал то же самое, а Кейт указала ему на то, что произошло в первый раз, когда он загадал подобное желание. Кевин, похоже, всерьез жалеет об этом, когда ему приходится бродить ночью по Центральному парку в окружении враждебно настроенных бродяг.
Большой шикарный дом: Дом Маккалистеров, безусловно, привлекателен для грабителя, а Гарри прямо заявляет, что хотел его с первой же секунды, как только он на него взглянул.

Одежда для Рождества: Во время разговора со стариком Марли в церкви Марли рассказывает, что он отдалился от своей семьи и что единственное, что он делает со своей внучкой на Рождество, - это посылает ей чек в подарок. Кевин признается, что хотел бы, чтобы его бабушка и дедушка так поступали, и что они обычно дарят ему одежду, а его подарком в прошлом году был свитер с рисунком птицы. Это напоминает нам о свитерах Молли Уизли из Гарри Поттера

Голливудское исцеление: Гарри и Марва бьют током; поджигают; бьют кирпичами, инструментами и прочим ассортиментом; режут; режут ножом; давят; падают с нескольких этажей (два или три раза за несколько минут); бьют лопатой; на них нападает стая голубей; бьют банками с краской и большим металлическим прутом (который потом на них уронили)...., а они не получают серьезных травм. Совсем. Screen Junkies проанализировал первые два фильма, чтобы узнать, какие травмы в реальной жизни могли бы нанести ловушки Кевина; Гарри и Марв были бы убиты 9 и 14 раз соответственно, причем количество реальных "смертей" Марва было выше отчасти из-за всех кирпичей, которые Кевин швырял ему в голову.

Лейтмотив: Кевина обычно сопровождает инструментальная версия песни "Somewhere in My Memory". У Гарри и Марва тоже есть свой лейтмотив, который мы можем назвать "темой Гарри и Марва". В первом фильме у старика Марли есть "Dies Irae", которая превращается в "Carol of the Bells", начинающуюся с тех же четырех нот в другом ритме, после того как Кевин узнает, что он был хорошим все это время. Музыка очень напоминает саундтрек к "Гарри Поттеру", поскольку композитор один и тот же.
Полиция бесполезна:

- В первом фильме полиция реагирует на заявление истеричной матери о ребенке, оставшемся без присмотра более суток назад, и продолжает передавать Кейт другим (столь же незаинтересованным) коллегам. В конце концов, они нехотя отправляют офицера в дом Маккалистеров, но, постучав пару раз в дверь и не получив ответа, он решает, что дома никого нет, и предлагает семье пересчитать детей. В реальности они, вероятно, сделали бы что-то вроде проверки, нет ли кого-нибудь внутри. В кульминационный момент Кевин звонит в службу 911, отбиваясь от Мокрых Бандитов; через несколько минут приезжает несколько патрульных машин, чтобы задержать их.

- А во втором фильме наоборот. Офицер полиции Майами очень серьезно относится к заявлению о пропаже Маккалистеров и раздражается на них за шутки о том, что они забыли Кевина. Он также предлагает использовать кредитные карты Питера, чтобы найти Кевина, если тот ими воспользуется, и это успешно приводит семью в Нью-Йорк. Когда полиция Нью-Йорка ловит бандитов, они не теряют времени и арестовывают их, обнаружив у них улики (хотя Марв не помогает, раскрывая их планы). Другой офицер в Нью-Йорке предлагает Кейт подвезти ее, когда она понимает, где находится Кевин.

Product Placement:

- Фуллер показан пьющим Pepsi в первом фильме, а затем пьющим Coca-Cola во втором.
- American Airlines - официальная авиакомпания семьи Маккалистеров и больших пригородных семей по всей стране.
- На VHS к первому фильму даже есть реклама AA с кадрами из фильма!
- Когда Кевин ходит за продуктами в первой части фильма, зритель может увидеть микроволновую печь Kraft Macaroni and Cheese, хлеб Wonder Bread и стиральный порошок Tide.
- В первом фильме Кейт садится на арендованный грузовик Budget.
- Второй фильм содержит обширную рекламу отеля Plaza, которым в то время владел Дональд Трамп.
- Во втором фильме Кевин дает посыльному отеля "Плаза" палочку жвачки "Фрут Страйп".

Running Gag (смешное и повторяющееся):

- В первом фильме машина наезжает на странно расположенную статую на дворе Маккалистеров и опрокидывает ее. В сиквеле первый фургон промахивается мимо статуи... но второй фургон все равно умудряется ее задеть.

В первых двух фильмах дядя Фрэнк оскорбляет Кевина:
- В первом фильме: "Смотри, что ты наделал, маленький придурок!".
- Во втором фильме: "Убирайся отсюда, маленький любопытный извращенец, или я тебя отшлепаю!".

В первых двух фильмах семья смотрит "Замечательную жизнь" на разных языках, находясь в отеле: сначала на французском, потом на испанском. Точно так же Кевин смотрит "Как Гринч украл Рождество!" в одиночестве.

В конце первых двух фильмов один из Маккалистеров кричит на Кевина за то, что тот сделал что-то плохое, пока они отсутствовали/разлучались (разгромил номер Базза в первом фильме и потратил "$967 на обслуживание номера!!!!" с кредитной карты Питера во втором).

Кевин смотрит гангстерский фильм "Ангелы с грязными душами" и сиквел "Ангелы с еще более грязными душами". Потом он использует оба фильма, чтобы обмануть людей, которые за ним охотятся.
Ошибка непрерывности серии: Действие второго фильма происходит через год после событий оригинала, и в нем неоднократно говорится, что Кевину 10 лет. В оригинале ему было 8.

Элемент, вдохновленный актером:
- Маколей Калкин нарисовал карту, по которой Кевин расставляет ловушки.
- Кэтрин О'Хара забыла свои реплики в сцене с самолетом, когда она поняла, что Кевина оставили дома одного. Знаковое выкрикивание имени Кевина было ее попыткой спасти дубль. В итоге дубль не только был использован, но и крик "Кевин!" навсегда остался в серии фильмов и стал фирменной сценой фильма.
"Один дома" и "Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке" остаются популярными и любимыми рождественскими фильмами, которые предлагают зрителям веселые и приключенческие истории, а также важные уроки о семейных ценностях, самостоятельности и храбрости. Эти фильмы оставляют в памяти зрителей теплые и радостные впечатления, делая их идеальным выбором для семейного просмотра во время праздников.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram