Игра в кальмара - символы и знаки

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Сериал, который взорвал мировые потоки стриминговых платформ и покорил сердца миллионов зрителей своей захватывающей интригой и глубокими драматическими поворотами — "Игра в кальмара". Этот феноменальный шедевр южнокорейского кинематографа, созданный Хван Чжону, словно вихрь затягивает зрителя в мир жестокой игры, где ставка — собственная жизнь, а интрига не знает границ.

Этот драматический сериал о выживании состоит из девяти эпизодов, все написаны и срежиссированы Хваном. Сериал впервые стал доступен для потокового вещания на Netflix по всему миру 17 сентября 2021 года. Все девять серий смотрятся буквально на одном дыхании и поражают своей изобретательной жестокостью. Это сериал в стиле "голодных игр, где все герои борются за свое выживание". Как и многие дорамы - он о классовом неравенстве в Южной Корее, понять которое по-настоящему можно лишь зная корейский менталитет и устройство этой страны. Об этом я в том числе писала в обзоре на другую очень популярную дораму - фильм "Паразиты".

Давайте попробуем расшифровать этот сериал, взломать его культурный код и понять, какие тропы и приемы сторителлинга использовал создатель "Игры в кальмара", чтобы сделать сериал таким захватывающим и неоднозначным, каким он в итоге получился.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Кратко о сюжете
Шофер средних лет Сон Гихун живет с матерью в вечной нищете, по колено в долгах из-за неудачного бизнеса и пристрастия к азартным играм, а также пытается содержать свою дочь после развода. Однажды Гихун опаздывает на поезд, и к нему подходит строго одетый продавец. Тот предлагает ему 100 000 вон (70 долларов), если он выиграет партию в легенькую игру, получая при этом пощечины каждый раз, когда проигрывает. После того как Гихун принимает предложение и выигрывает несколько партий, мужчина дает ему визитную карточку и приглашает сыграть в подобные игры, где на кону стоит гораздо больше.

Приняв предложение, Гихун попадает в неизвестное место вместе с 455 другими людьми, каждому из которых выдается зеленый спортивный костюм и номер, и за всеми ними следят охранники в розовых костюмах, подчиняющиеся загадочному человеку в маске, известному как Front Man.

Поясняется, что все 456 человек имеют неподъемные долги, но им дается шанс раз и навсегда избавиться от тяжелого положения, сыграв в течение шести дней в шесть детских игр, после чего они либо выбывают, либо становятся обладателями главного приза в размере 45,6 млрд. вон (100 млн. вон на игрока). Однако только в ходе первой игры становится ясно, что именно подразумевалось под "устранением" игроков.

По мере того как Гихун находит союзников и врагов в других людях в ходе физических и психологических испытаний, появляется и интересный внешний фактор - полицейский, у которого пропал брат, и который намерен привлечь к ответственности всех тех, кто стоит за этой игрой.
Изначально предполагалось, что это будет фильм, но сценаристы посчитали, что 120-минутного хронометража будет недостаточно, чтобы уместить все сюжетные линии и персонажей, поэтому сериал был расширен до 9 эпизодов.
Осторожно, в тексте очень много спойлеров!
Прежде, чем приступить к разбору, давайте для начала сделаем небольшую подсказочку, кто есть кто. А то очень тяжело читать описания, когда в них фигрируют южнокорейские имена. Я, конечно, буду стараться называть героев некими "никнеймами", но полностью корейских имен не избежать, так что давайте облегчим задачу сами себе.


Гихун
- наш главный герой - номер 456
Ильнам - дед - номер 001
Санву - умный брат Гихуна - номер 218
Сабёк - девушка из Северной Кореи - номер 067
Али - индус - номер 199
Доксу - криминальный злой тип - номер 101
Минёк - "мамаша", которая крутила с Доксу - номер 212
Джиёнг - молодая девушка, что играла с Сабёк в камушки - номер 240
Чжун Хо - полицейский, который копает под организацию, но находится вне игры.

Можете открыть перед собой эту шпаргалку на другом девайсе во время прочтения статьи. Возможно, это облегчит восприятие.
Напоминают ли они вам что-нибудь? Возможно, игры намеренно напоминают школьные спортивные соревнования или физкультуру, где всех заставляют надеть спортивный костюм. Ведь весь сериал - отсылка к детству как к феномену. Сами игры простые, детские, популярные в Корее (а некоторые и во всем мире), только цена за них не так мала, как раньше. А охранники ходят за игроками, как учителя за подопечными.

Все игроки добровольно принимают участие в игре, и им разрешено покинуть игру большинством голосов, когда они захотят. Этот поворот даже применяется после первой игры, но в итоге большинство все равно возвращается обратно.
- Первый раунд: "Красный свет, зеленый свет". В корейской версии игры используется фраза "мугунхва-ккочи пьеотсеумнида" (무궁화꽃이 피었습니다, "цветок мугунхва распускается"). Тот, кого во время "Красного света" застанут за незначительным движением, будет застрелен, как и тот, кто не успеет дойти до конца за отведенное время.

После резни в первом эпизоде в живых остается 201 игрок. Они ссылаются на пункт 3 соглашения с игроками и голосуют за выход из игры, хотя, вернувшись к своей унылой жизни, большинство решает вернуться в игру, чтобы попытаться выиграть деньги. Большинство - 187 игроков возвращаются, а 14 не возвращаются. Фронтмен вскользь замечает, что следит за теми, кто не вернулся, но больше о них не упоминает.


- Второй раунд: "Соты". С помощью швейной иглы, предоставленной в качестве инструмента, необходимо удалить фигуры, впечатанные в далгону (конфета из сахара и пищевой соды).

Каждая фигура имеет разную степень сложности: треугольник - самая простая, зонтик - самая сложная. Тот, кто сломает фигуру или не закончит ее в отведенное время, погибает.
- Третий раунд: Перетягивание каната на приподнятых платформах.

Игроки делятся на несколько команд, и две команды соревнуются по очереди, пока не останутся только победители.

Проигравшая команда падает замертво.


- Четвертый раунд: Марблс. Игроки получают по десять шариков и разбиваются на пары. Цель - собрать все шарики партнера.

В какую игру они будут играть, решают сами игроки, при условии, что оба согласны и насилие не применяется. Если до истечения времени никто из них не выиграет, то оба будут казнены.
Эта игра - Wham эпизод, который меняет ход сериала. До этого момента было много смертей участников, но главные персонажи всегда справлялись с игрой. В этом эпизоде наступает момент, когда даже они перестают быть в безопасности, а близкие союзники, чтобы выжить, становятся противниками друг друга, заставляя некоторых игроков раскрыть свое истинное лицо. С этого момента все только ухудшается, и мы видим смерть нескольких действительно важных и уже родных нам героев.
Непропорционально большое количество игроков исчезает и во время четвертой игры. Четыре команды по 10 человек выжили в перетягивании каната, но один из игроков был убит за участие в схеме контрабанды органов. Минёк удалена за отсутствие партнера, но на самом деле ей удалось пропустить игру и выжить. Оставшиеся 38 игроков формируют 19 команд по два человека, из которых должна выжить половина, всего остается 20 игроков. Однако на момент возвращения в общежитие счетчик показывает 17. Возможно, что трое игроков были исключены за нарушение правил - применение насилия или несвоевременное завершение игры в Марблс, но мы это так и не узнаем.

- Пятый раунд: Мост. Игроки должны пройти по мосту, состоящему из пар стеклянных панелей. Панели могут быть из обычного или закаленного стекла, но только закаленное достаточно прочное, чтобы выдержать вес максимум двух человек. Можно легко догадаться, как погибают игроки в этом раунде. По окончании таймера мост разрушается, унося с собой всех, кто не успел его перейти.
Санву перед последней игрой предвидит, что Гихун попытается остановить игру, чтобы спасти Сабек от смерти, и убивает ее, чтобы предотвратить это. Затем он выходит на бой с Гихуном в последнем раунде, прекрасно понимая, что в случае поражения ему останется только отказаться остановить игру и в итоге все равно умереть - от руки Гихуна, охранника или своей собственной, чтобы Гихун получил деньги и в итоге помог матери. Как раз это и происходит.
- Шестой раунд: Титульная игра "Кальмар". Игроки делятся на нападающих и защитников: нападающие должны проложить себе путь через контур кальмара, а защитники - помешать им это сделать. Допускаются любые формы насилия, так как игра уже отмечена как более физически жестокая по своей природе. Игра заканчивается, когда либо нападающий коснется ворот (победитель - тот, кто это сделает), либо все, кроме одного, не смогут продолжать игру.

Несмотря на то, что эти игры очень кровожадны и жестоки, мир за пределами игры для наших героев - ничуть не лучше. Финансовые проблемы настолько велики, что даже узнав об истинной природе игры и получив возможность сбежать, сотня игроков предпочитает играть со своими жизнями, а не пытаться выжить в повседневной рутине. Участники "Смертельной игры" набираются из самых низов общества - люди либо очень бедные, либо погрязшие в долгах. Их даже искать никто особо не станет.

В пятом эпизоде выясняется, что игры ведутся как минимум с 1988 г., а судя по количеству файлов, возможно, и гораздо дольше.
Очень важна визуальная эстетика изолированных помещений, где проводятся игры. Поскольку вся игра состоит из смертельных версий детских игр, большинство арен имитируют обстановку, в которой эти игры могли бы проходить - от парков до школьных дворов. Даже причудливая, ярко раскрашенная лестница между аренами выглядит как что-то из детства. Наиболее близка к этой концепции площадка для второй игры, представляющая собой крытую игровую площадку с разрисованными стенами, гигантскими скалодромами и качелями, явно предназначенными для того, чтобы взрослые игроки почувствовали себя детьми.

Все игроки испытывают "чувство вины выжившего" по мере прохождения игры. В конце концов, Гихуну удается выжить во всех шести играх. Однако большинство его знакомых погибли, и он испытывает чувство вины за это до такой степени, что в течение года даже не притрагивается к денежному вознаграждению.

Удивительно, насколько можно сблизиться с совершенно чужими тебе людьми, если вам приходится вместе походить через смертельно опасные испытания. Ведь по идее, все эти люди (за исключением Санву) были Гихуну абсолютно чужими. С другой стороны, мы ведь говорим о людях, которые не то чтобы живут сильно осознанно.

Но в любом случае, все происходящее в игре очень сильно их открывает и показывает, кто есть кто. Появляются так называемые "ложные друзья" - Санву и Али. Доксун и Минёк, в какой-то степени и Ильнам с Гихуном тоже, поскольку дедушка не был до конца честен со своим другом.

Гихун с первой серии неоднократно демонстрирует свою доброту по отношению к другим людям, даже когда в этом нет необходимости. Но и он иногда совершает неоднозначные поступки.
Во время игры в "Марблс", когда он понимает, что должен выиграть у смертельно больного старика, и, чтобы спасти свою жизнь, он начинает жульничать, чтобы выиграть. А убить Санву в финале он все еще не может.

А вот Санву дошел до финальной игры в основном благодаря своей хитрой тактике и готовности использовать других. Во второй игре Санву догадался о том, какой будет игра, еще до того, как ее раскрыли. Тем не менее, он не пытается отговорить Ги Хуна от выбора самой сложной фигуры. Санву кажется дружелюбным и ободряющим по отношению к Али, но по ходу игры он становится злобным и готовым убивать, чтобы получить деньги. Победив в финальной игре Гихуна и получив возможность уйти живым вместе с ним, Санву решает покончить с собой, чтобы Гихун смог получить деньги и отдать часть их его, Санву, матери, потому что считает это единстенным возможным для себя выходом.

Али, Санву и Гихун представляют собой некий треугольник "красота, мозги и мускулы", и это очень редкий мужской пример. Али, физически самый сильный и способный, - это мускулы, расчетливый и образованный Санву - мозги, а общительный Гихун, который становится лидером группы - это красота/сердце.
Доксу - самый откровенно антагонистичный игрок в игре, по вине которого погибают несколько игроков, а его собственные союзники оказываются в проигрыше. Однако, и он погибает в предпоследней игре, когда его бывшая союзница Минек тащит его на смерть вместе с собой, чтобы отомстить ему за предательство.

В сторителлинге есть такой прием - "убийство за кадром". Это когда мы слышим выстрел, но не видим, убили ли на самом деле человека. В "Игре в кальмара" этот прием реализуется 3 раза - с Али, и он действительно оказался убит, с Ильнамом, и это самый запоминающийся пример, и с Минёк, корую уводят перед Марблс из-за того, что у нее не оказалось пары, но в итоге оказывается, что она выжила.

Помимо героев, важную роль в повествовании играют и охранники, и зрители шоу


Они одеты в розовые комбинезоны и носят маски разной формы в зависимости от ранга.

- Рабочие (самый низкий ранг из трех) носят маски в виде круга.
- Солдаты (средний ранг) носят маски в виде треугольника.
- Менеджеры (высший ранг) носят маски в виде квадрата.
- Их лидер, Фронтмен, носит 3D-маску с геометрическим рисунком, а также черный костюм и длинный плащ.
- VIP-персоны, пришедшие посмотреть последние две игры, появляются в блестящих золотых шлемах с животными мотивами.
- Аналогично, на Ведущем - маска золотого цвета с изображением совы (символизирующей его интеллект).
- Официанты, обслуживающие VIP-персон, одеты в черные маски, в которых видны только глаза.

Если личность охранника стала известна, его казнят.

VIP-персоны - самые смехотворно богатые люди в мире; по иронии судьбы, это делает их всех чрезвычайно несчастными, поскольку ничто больше не доставляет им удовольствия, так как они могут купить все, что захотят, по своей прихоти и без всякого финансового риска.

Примечательно, что VIP 4 больше не встречается с другими VIP-персонами после того, как охранник приходит проверить его бессознательное тело, когда полицейский Чжун Хо вырубил его. Если правило "смертельная маскировка" распространяется на них так же, как и на охранников, то можно предположить, что VIP 4 был казнен из-за того, что его личность тоже стала известна.

Интересный факт - моделям, игравшим "живую мебель" в VIP-зале, не сказали, в каком шоу они снимаются.
В сериале огромное количество символов
Самые явные и важные из них - это геометрические фигуры: круг, треугольник и прямоугольник. Они встречаются повсюду: на визитных карточках, масках охранников, декорациях, где проходят игры. Они являются тремя из четырех фигур, которые игроки могут выбрать в игре "Соты", и составляют рисунок мелом, используемый в последней игре "Кальмар". Когда перед финалом Гихун, Сабёк и Санву устраивают шикарный ужин, стол располагается в виде треугольника на круглой платформе с клетчатым узором.

Эти фигуры были интерпретированы как символика человеческого общества. Квадрат представляет собой основную массу населения, неосознанную массу, которая просто идет по жизни. Треугольник над ним представляет привилегированный управленческий класс, который ими командует. Круг внизу - самые бедные слои общества, которые вот-вот выпадут из него и станут добычей для участия в играх. Верхний круг представляет собой теневую верхушку правящей элиты, сговорившейся создать эти игры.

Отсылки в сериале

"Игра в кальмара" несколько раз ссылается на различные фильмы Стэнли Кубрика:

2001: Космическая одиссея
- Версия вальса "Голубой Дунай", который играет, когда игроки входят в игру, та же, что и в "2001".
- Аскетичная эстетика зала ожидания некоторых игр, где розовые наряды гвардейцев контрастируют с суровым белым цветом, напоминает о лунном холле 2001 с его розовым креслом.
- Появление Ильнама в качестве ведущего игр, когда он лежит в постели и умирает, сильно напоминает финальный кадр, где Дэйв Боуман лежит в постели с Монолитом перед собой. Простыни Иль-Нама даже имеют тот же оттенок зеленого, что и у Дэйва, а вместо Монолита, предположительно, выступает Гихун, одетый во все черное.

- Костюмы VIP-персон, похоже, заимствованы из Eyes Wide Shut: похожие золотые маски и схожее изображение развращенной элиты.

- Бункеры, в которых спят игроки, сравнивают с казармами из фильма Full Metal Jacket, но в гораздо большем и сюрреалистическом масштабе.



- "Матрица" не упоминается, а отсылка на нее все равно есть. Минёк помнит ее только как "тот фильм, где парень плавает задом наперед".

В течение всего сериала мы видим намеки и подсказки к тому, что произойдет дальше

Самый, пожалуй, явный - это рисунки на стенах. Когда почти все игроки выбывают, и их остается всего лишь трое, и кровати вынесены, мы видим, что все это время на стенах были изображены все игры. Знай игроки это раньше, они были бы более подготовлены.


На протяжении всего сериала встречаются намеки на то, что Ильнам является одним из создателей игры, большинство из которых вы, скорее всего, не заметите при первом просмотре.

- Камера движения на кукле в эпизоде "Красный свет, зеленый свет" сканирует его на долю секунды позже, чем остальных, и в более светлом оттенке зеленого.
- В эпизоде 2 за Гихуном, когда он встречается и выпивает с Ильнамом в магазине, стоит фургон, похожий на те, что перевозят игроков.
- Когда полицейский Чжун Хо проверяет профили игроков в архиве Фронтмена, он начинает с игрока 002.
- Когда команда Гихуна играет в перетягивание каната, внимательный зритель может заметить, что Иль Нам - единственный игрок, не пристегнутый наручниками к канату.

А вот и "чеховские ружья", которые появляются в начале, чтобы "выстрелить" в конце:

  • Зажигалка Минёк позволяет ей и Доксу пройти вторую игру, нагрев штырь.
  • Гихун хранит последний шарик Ильнама из четвертой игры. В конце пятой игры игрок 017 рассказывает, что он стекольщик и может отличить закаленное стекло от настоящего, услышав, как что-то отскакивает от каждой панели. Гихун предлагает шарик для одной панели, но когда Игрок 017 заявляет, что ему нужен второй шарик для сравнения, Гихуну уже нечего предложить, что делает идею бессмысленной.
  • Игрок упоминает, что он учитель математики, в преддверии четвертой игры. В пятой игре он приостанавливается, чтобы подсчитать свои шансы на выживание, понимает, что они настолько малы, что у него нет никаких разумных шансов, и просто пытается пробежать по стеклу так быстро, как только может, не разбив его. Это не удается, но он преодолевает четыре панели, прежде чем удача предает его.
Основной смысл сериала
1- Критика капитализма и общественной системы: "Игра в кальмара" выделяет безжалостные аспекты общества, в котором живут герои. Это отсылка к неравенству, эксплуатации и отчуждению, где люди вынуждены участвовать в жестоких играх, чтобы выжить и справиться с финансовыми проблемами.

2 - Моральные дилеммы и человеческие ценности: В процессе сериала герои сталкиваются с тяжелыми решениями и моральными дилеммами, где им приходится выбирать между выживанием и человеческими ценностями, иногда в ущерб последним.
3 - Потеря духовности и гуманизма: Жестокие условия "Игры в кальмара" заставляют персонажей терять гуманизм и духовные ценности. Они вынуждены приспосабливаться и выживать в крайне аморальных ситуациях.

4 - Цена на человеческую жизнь: Сериал поднимает вопрос о том, как человеческая жизнь часто игнорируется и ставится на кон в обмен на деньги, власть или развлечение.

Вот еще какие тропы сторителлинга мы можем встретить в сериале

Bookends:

- Санву подчеркивает, что первая и последняя игры проходят на одной площадке, так как поле идеально подходит для обеих.
- Общение Гихуна с игроком 001 Ильнамом начинается и заканчивается тем, что последний лежит на кровати.
- Первое упоминание о существовании игр происходит в виде улыбающегося продавца. Гихун принимает его за проповедника и говорит, что его религиозные речи ему неинтересны. Когда игры закончились и Ги Хуна отправили домой, он упал на тротуар рядом с человеком, который публично проповедовал.
Bottle series - восьмой эпизод, в котором действие происходит в закрытом пространстве - в комнате общежития. Осталось всего три игрока, они ужинают и пытаются уснуть. Эпизод длится всего полчаса и не выходит за рамки одной комнаты.

Любой может умереть: создатели сериала вообще не стесняются и убивают почти весь каст к концу сериала. Как, в принципе, и было задумано.

Arc Number - 456: в первой серии Гихун выигрывает на ставках 4,56 млн. вон (которые затем выкрадывает у него Сэбёк), а всего в игре участвуют 456 игроков, главный приз которых составляет 45,6 млрд. вон (по 100 млн. на игрока). В финале игры Ги Хун использует PIN-код для доступа к своему выигрышу - это его номер игрока 0456.

Arc Words: фраза "Можно одолжить 10 000 вон?" повторяется несколько раз.

Match Cut: сцена, в которой Минёк тащит Доксу, чтобы тот упал и разбился насмерть в игре с переходом через мост, тут же обрывается падением их шахматных фигур с макета моста, а один из VIP-персон отмечает, что это было идеальное завершение их характеров. Это некое "совпадение" разных элементов сериала.

- Клиффхэнгер: в конце четвертой серии - когда команда Гихуна неуклонно проигрывает в перетягивании каната, Санву предлагает всем сделать три шага вперед, даже если это может вывести их за грань. Он досчитал до трех, команда двинулась вперед, ноги Гихуна стремительно приближаются к краю - и эпизод обрывается на черном фоне, идут титры.

Также клиффхэнгер - это окончание первого сезона сериала. Хотя мы не знаем, отправил ли Чжун Хо доказательства своему боссу, шеф получил его сигнал бедствия и встревожился, когда Чжун Хо сказал, что ему нужна подмога на острове в глуши. Не говоря уже о том, что большинство смартфонов автоматически сохраняют копии своих данных в удаленном облаке, а значит, эти данные могут где-то существовать.

Фронтмен также признает, что вероятность того, что корейская полиция начнет расследование, крайне мала, но если это и произойдет, то из-за коррумпированности и недостаточной эффективности полиции это займет так много времени, что организация сможет скрыться.

Продавец продолжает набирать людей каждый год и даже машет Гихуну рукой, когда видит, как тот отдает карту другому потенциальному игроку, и не успевает его остановить. Похоже, что игры 2022 года проходят по плану.



Благодаря выигрышу Гихун получает второй шанс наладить отношения с дочерью, что, возможно, поможет ему выплатить причитающиеся алименты. Но после встречи с Продавцом у него возникает желание отобрать карту у человека, с которым он играл в "ддакью", запретить ему набирать номер и играть в игры, а самому позвонить и потребовать ответов. В эфире появляется "фронтмен", который мягко, но твердо приказывает Гихуну оставить все как есть и лететь на самолет к дочери, при этом сообщая, что за каждым его шагом следят. Этот звонок побуждает Гихуна повернуть назад, решив теперь, как никогда, навсегда покончить с играми.
"Игра в кальмара" оказалась не просто сериалом, а феноменом культуры, который поразил мир своей захватывающей сюжетной линией и глубокими обращениями к человеческой природе. Смело смешивая элементы драмы, триллера и социальной критики, создатели сериала не только предложили увлекательное развлечение, но и заставили зрителей задуматься над моралью, человеческими ценностями и их сохранением в мире, где выживание порой кажется единственной целью. Этот шедевр телевизионного искусства оставляет неизгладимый след в сердцах зрителей, заставляя задуматься о сущности человеческой природы и вызывая множество эмоций, которые будут жить в памяти зрителей надолго.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram