Треугольник печали - смысл сериала и послание автора

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
«Треугольник печали» - яркая сатира, черная комедия, сарказм на тему Eat the rich. Этому тропу уделяется очень много внимания в 2021-2023 годах - фильмы и сериалы «Ты» - 4й сезон, «Белый лотос», и тд - поднимают тему неблагородных богатых, которые делают мир вокруг только хуже.

Но если во многих произведениях эту тему нужно еще отыскать среди множества лейтмотивов, то «Треугольник печали» ставит ее во главе стола, так сказать. Или во главе треугольника.

В этом разборе хочу подчеркнуть моменты, что вы могли не заметить, и что важны для сторителлинга картины. Осторожно, есть спойлеры - но без них никак.
SPOILER ALERT:

В этом тексте содержатся спойлеры, поскольку он нацелен на читателей, уже посмотревших фильм.
Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Начнем с названия и постера. «Треугольник печали» вместе с фотографией на яхте намекает нам, что речь сейчас пойдет о трагических событиях во время круиза и, вероятно, это будет связано с бермудским треугольником. На деле же с этим природным явлением связана трагедия не будет, только с глупостью участников.
В первой же сцене мы видим, как назойливый репортер делит бренды на веселые и суровые, и заставляет моделей-мужчин улыбаться в соответствии с рекламируемым брендом. Это привлекает внимание к проблеме, что мужчинам в фэшн-индустрии платят меньше, чем женщинам, но и одновременно может обмануть зрителя - те, кому не интересен мир моды могут выключить фильм, не дождавшись самого интересного.

Вы можете не только прочитать этот разбор, но и посмотреть его на моем YouTube!

А оно идет буквально сразу же - уже в сцене, где молодые модели Карл и Яя спорят из-за того, кто же должен заплатить за ужин, внимание отлично приковывается к повествованию. А сам конфликт означает, что, конечно же, бедные они оба. Пусть они и обсуждают, что Яя зарабатывает больше, все равно денег нет ни у того, ни у другого.

Зато, как у лидеров мнения, у них есть отличная возможность пользоваться бартерными благами и радостями. Это, видимо, работает в любой стране и индустрии одинаково. Так они попадают на яхту, полную богатых стариков со своими женами и любовницами (иногда одновременно).

И вот как раз тут и проявляется тема «несносных богатых». Самые яркие примеры - конечно же, Вера, которая сетовала-сетовала в бассейне, что персоналу нельзя купаться, и заставила всех прыгнуть в бассейн, тем самым запустив цепочку трагических событий: команда оставила еду в процессе готовки на полчаса, за которые та успела испортиться, что привело к отравлению всех гостей и остановке яхты, что сделало ее легкой добычей для пиратов.

Еще пример: дама, жалующаяся пьющему капитану на паруса, мол, они грязные. И его ответ, что яхта-то моторная, она как будто и не слышит: то есть, она так привыкла быть недовольной, что даже не задумывается о том, есть ли действительно что-то, что ее напрягает.

Старичок, что всем сообщает, как он «торгует говном», сначала нам кажется очень метафоричным, однако потом оказывается, что он действительно торгует удобрениями. И, по иронии судьбы, именно он остается самым стабильным, когда все пассажиры после капитанского ужаса с испорченной едой и в сильной качке отправляются в каюты с отравлением и диареей - иногда одновременно.

Здесь и наступает момент максимального кринжа, сарказма и туалетного юмора. Думаю, сцена «качки» - наиболее яркая в фильме. Она совершенно потрясающе снята - тебя как будто тоже качает вместе с героями.

Но самые важные на этом корабле старички, продающие боеприпасы. Выглядят они как настоящие божьи одуванчики и не видят ничего такого в производстве такой продукции. Это, в общем-то, и есть одна из главных идей фильма: богатые так плохи, что им все равно, как зарабатывать. И когда на борт падает граната, старушка, хозяйка производства, даже не понимает, что у гранаты оторвана чека! И вообще не задается вопросом, что тут делает граната. Ее только забавляет, что это «кажется, одна из наших».
Тонет лодка просто эпически - никаких тебе слез и соплей с Титаника. И, конечно, понятно, что, если бы не вся эта заварушка на капитанском ужине, спаслось бы намного больше людей.
Так что же наши Карл и Яя? Они как раз относятся к той кучке людей, что выбрались с яхты и теперь в шоке сидят на необитаемом острове.

Почему им удалось выбраться? Потому что они борцы, потому что они привыкли зарабатывать себе на жизни и выгрызать свое место, а не купать «всю жизнь в роскоши», как говорила Вера про себя. Как героиня Ани Тейлор Джой в «Меню», такие люди не отдают свою жизнь на произвол судьбы, они привыкли сами решать проблемы.

И вот тут начинается самое интересное - мир отстраивается заново. И самыми ценными навыками здесь становится не умение заработать на Ролексы, а умение развести костер и поймать ужин. Все эти навыки есть у Эбигейл - выжившей уборщицы, которая быстро захватывает власть и становится королевой. Она строит свой матриархат, подводя нас к следующей главной мысли фильма: даже бедные люди, наделенные властью, начнут ею злоупотреблять.

Она берет Ролексы у обоих бизнесменов (продавец говна оказывается очень живучим!) взамен на сон в ее лодке, а также буквально приказывает Карлу проследовать в ее постель. И это, пожалуй, один из наиболее интересных моментов: Эбигейл с Филиппин, где очень развит секс-туризм.

И будь ситуация противоположной - богатый белый бизнесмен бы точно взял молодую красивую филиппинку себе «под крылышко».
Здесь, кстати, снова появляется треугольник - в этот раз любовный, между Эбигейл, Карлом и Яей. Это visual pun, хотя больше по этому приему, конечно, сериал «1899», и причем именно по треугольникам.

Открытый конец оставляет простор до фантазии. Яя и Эбигейл обнаруживают лифт и понимают, что они находятся не на необитаемом острове, а на элитном курорте - хотя, в целом, об этом можно было начать догадываться и раньше, ведь откуда на необитаемом острове ослик? А появление торговца сумками одновременно с лифтом дает нам понять, что даже если Эбигейл убьет Яю и тем самым сохранит свой матриархат, все равно это шито белыми нитками, и рано или поздно остальные «робинзоны» обнаружат правду или обнаружатся.
Режиссер, кстати, говорит, что Эбигейл все же привела камень в движение по нужной траектории, и Яя не возьмет ее в ассистентки. Ведь ее предложение тоже является олицетворением все того же тропа Eat the rich.

Ведь обусловленность гендерными ролями и классовое разделение - неотъемлемые спутники нашего общества, и они появятся в нем заново, даже если стереть все и начать с нуля. Вопрос только в том; что то будет у руля этого нового мира.

Вот, в общем-то, самое главное, что хотят сказать нам авторы «Треугольника печали». А вам понравился фильм? Считали послание?
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram