Сериал 1899: как если бы Нолан снял "Титаник", а потом загрузил все это в "Матрицу"

Смысл сериала и объяснение концовки - в моем разборе. Осторожно: спойлеры!
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Сериалы и фильмы-головоломки занимают отдельное место в душе киноманов. Уж очень приятно не просто смотреть на красивую картинку, но и чувствовать, как шевелятся шестеренки твоего мозга. "Lost", "Начало", "Эффект бабочки" - все это проекты, где авторы ставят перед зрителями столько загадок, что подчас об ответах приходится строить различный теории из-за открытого финала или недоработок сценария.

В 2022 году сет увидел проект, который однозначно понравится всем любителям головоломок. Ведь загадок в нем столько, что буквально каждые 10 минут любой из 8 серий только и удивляешься, как все становится "чудесатее и чудесатее". И если некоторые вопросы получают свои логичные ответы по итогу, то разрешение других оказывается совсем не очевидным.

Если у вас остались непонятки после просмотра сериала, надеюсь, вы сможете их прояснить после прочтения моего разбора. Но будьте осторожны - здесь много спойлеров и раскрывается главная интрига сериала, поскольку без этого разъяснить, что к чему, не получится.

О чем сериал?


Действие 1899 происходит в конце 19 века на корабле Цербер. Он отплыл из Европы с тысячей эмигрантов на борту, и держит путь в Америку. По пути корабль встречает пропавшее 4 месяца назад судно Прометей, мимо которого, конечно же, пройти невозможно.

Загадки на корабле начинаются практически сразу. С первых минут сериала мы видим главную героиню Мору Франклин, которая никак не может понять, что общего между ее каютой на корабле и комнатой в психологический лечебнице, откуда у нее раны на запястьях, и вообще, что вокруг происходит.

На "Прометее" команда находит единственного пассажира - молчаливого черноволосого мальчика, который молчит и ничего не объясняет. Это пример тропа "Creepy Child" - очень странного ребенка, реализацию которого мы видели и в "Семейке Аддамс" (Wednesday, конечно же!), и в "Очень странных делах", и даже в самом начале "Ходячих мертвецов". Помните эту странную девочку во сне Рика?

Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Сам же "Прометей" - это Ghost ship, корабль-призрак. Пример этого тропа мы видели в "Пиратах карибского моря", "Титанике" и во множестве реальных историй о затонувших или потерянных кораблях, которые скрывают в себе массу секретов.

Сериал европейский, а потому в оригинале получился мультиязычным. То есть все герои, будь то французы, испанцы или поляки, говорят каждый на своем языке. В русском переводе это решено субтитрами, так что, если вы полиглот, вам будет очень приятно слушать знакомые фразы! Но если вы не хотите большую часть действия читать субтитры, то в сети можно найти и другой перевод.
Буквально сразу мы понимаем, что с кораблем что-то не так.

Например, саундтрек сериала - это инструментальные оранжировки современных рок-хитов, что как бы сразу намекает нам - действие современнее, чем нам кажется. Второй подсказкой можно считать то, что все женщины носят одну и ту же одежду день за днем, хотя по этикету обозначенного времени не сменить туалет даже к следующему приему пищи уже считалось дурным тоном.
И, конечно же, самый яркий "wham moment" - поворотный момент, после которого ты понимаешь, что все вообще не так, как тебе казалось - когда в конце 2ой серии мы видим экраны, транслирующие нам ключевых персонажей. В мозгу сразу появляется диссонанс - какие экраны в 1899ом? И вот с этого момента действие кажется еще более запутанным и непонятным, буквально на грани бессмыслицы. Таких "wham moments" происходит еще много, но именно этот является ключевым для понимания сюжета.
По всему действию мы видим множество "арок" - повторяющихся элементов.

Например, arc number здесь - 1011.

А arc words - слова "Проснись", которые тоже должны нам намекать на то, что же на самом деле происходит.
Идея, что все происходящее - это сон, начинает звучать примерно с середины действия, и слышится все увереннее и увереннее, когда мы вместе с героями осознаем, что у этой нашей вселенной нет вообще никаких правил - утонувшие дети вылезают из шкафов, флэшбеки выглядят так, как будто ты снова оказался в центре событий, а под люком в днище корабля находится целый лес с воспоминаниями.

Но если это сон - в следующую минуту может произойти все, что угодно.
Яркие флэшбэки герооев - это троп "Dark and troubled past", показывающий нам сложности в прошлом каждого героя, некие такие секреты в шкафу. Похожий "отыгрыш" мы видели в сериалах Lost (Остаться в живых), где в каждой серии открывалась истинная суть того или иного персонажа, а так же в русском "Колцентр", где повествование идет примерно по той же схеме.



Главный мистический символ - пирамида. Именно она останавливает время в руках странного мальчика, она же в итоге и оказывается ключом к разгадке ребуса.

Но пирамида - это еще и треугольник, как будто "Бермудский" треугольник, из которого не может выбраться ни один корабль, и из которого не может выбраться ни один человек, находящийся в плену это странного коллективного сна.

Треугольную символику мы видим даже в таких как будто незаметных мелочах, как серьги француженки Клеманс.

А еще по самому сюжету у нас получается очень много любовных треугольников (Мора-Капитан-Дэниэл, линия с Анхелем и священником, французская парочка). Этот прием носит название Visual PUN (play upon words) - когда мы наблюдаем визуальное воплощение какой-либо игре слов.

Вообще, на словесных играх и символах в сериале завязано многое. Например, сутенершу зовут Виргиния, а virgin - это девственница по-английски. Bugs - это жучки, те самые, зеленые, которые являются ключами к запертым дверям на корабле. А еще "баги" - это помехи в программе. Так что эти жучки - баги, а а еще очередные намеки на искусственную и программную природу происходящего.

В общем, 1899 - это такая головоломка, как из детства, когда из одного предложения типа что посреди пустыни лежит голый мужчина со спичкой нужно размотать целую историю о путешествии на воздушном шаре, да при этом еще и ответить на вопрос, а чего это он голый. Недаром способом управлять программной реальностью являются пятнашки, которые используют некоторые герои.
Кстати, на протяжении всего сюжета создатели то и дело подкидывают нам "левых" антигероев, то есть злодеев, которые якобы и являются сосредоточением всего зла и отвечают за такой усложненный мир.

Сначала таким антигероем кажется то Элиот, то Дэниэл, то отец Моры, который на самом-то деле действительно оказывается просто наблюдателем за психикой человека. Но в итоге, кажется, главным злодеем будет брат главной героини, который на последних секундах прислал ей сообщение.

Так что же на самом деле происходит в этом мире?

Как уже стало понятно, 1899 - это не реальный мир, это симуляция. Совместный сон 1500 пассажиров, находящихся на космическом корабле "Прометей" в 2099 году. Это симуляцию создали гениальные ученые Мора и Дэниэл, но из-за моральных проблем Моры симуляция "заклинила" и проигрывается вновь и вновь, не в силах разорваться, пока девушка не "разблокирует" болезненные воспоминания, сломавшие весь процесс.

То есть раз за разом герои оказываются на корабле и проходят через свои травмы, а в потом корабль отправляется в "Архив" - сборище таких кораблей, повергнутых в пучину, где мы видим и "Цербера", и "Прометея" в самом конце. Но в этот раз у мужа Моры Дэниэла получается вытащить ее на первый уровень созданной ими реальности, которая очень похожа на нашу ("Сон во сне и еще во сне? Это вообще реально?" (с), и, собственно, разбудить ее.
Мора единственная, кто просыпается на космическом корабле и видит подключенных к аппарату спящих главных героев нашего сериала. Вот тут и начинается самая настоящая "Матрица".

То есть, получается, у нас есть 3 пласта реальности:
  • 1899 год
  • наше время
  • 2099 год - но тут встает вопрос, а корабль в космосе - это точно реальность? Или еще один слой сна? Мы же не знаем законов этого мира, вдруг он такой совсем непредсказуемый, что там и 7 уровней сна можно построить, как и уровней сумрака.
Тем самым, здесь мы видим некий такой прием "Сон собаки", как кинолюбы иронично называют действие, которое в реальности никогда не происходило. То есть мы потратили 8 часов нашей жизни на просмотра хоть и очень красивой, но все же путаницы, а в итоге оказывается, что ее никогда и не было.

Как когда Хабенский берет и пишет на стеночке НЕТ, и 2 части "Дозоров" можно было бы и, оказывается, не смотреть. А с другой стороны, сразу вспоминаются мысли из "Начала" и "Гарри Поттера":

Только оттого, что это происходит в твоей голове, разве это не может быть реальностью?
В общем, понятно, что герои наши летят в космосе, возможно, после произошедшего катаклизма и конца света, как в сериале "Сквозь снег", и еще 2 сезона, на которые продлили сериал, мы может быть разберемся в том, что происходит в 2099, а может быть, увидим знакомые лица в декорациях юрского периода, и погрузимся в еще один их сон.

Но давайте спустимся на уровень ниже, потому что именно он и объясняет нам все происходящее. Здесь мы видим квартиру Моры и Даниэла, их совместные фотографии с ребенком Элиотом (причем, на фото они одеты в ту же одежду викторианской эпохи. Списываю это на популярность винтажа в современности), а также яркую детскую комнату. Вот она-то и является главным ключом к разгадке: над этой комнатой стоит крест.
То есть, с огромной вероятностью, у Моры и Дэниэла неизлечимо заболел ребенок - тот самый молчаливый мальчик Элиот. На это намекают и слова отца Моры, который говорит, что больница-то на самом деле была для Элиота. Парень заболел и умер, после чего гениальные ученые создали свою первую симуляцию - эту самую комнату, где они могли встречаться со своим ребенком. То, что Элиота нет в реальности, мы можем заключить еще и потому что на корабле нет его тела, подключенного к "Матрице". Ну а дальше, вероятно, что-то произошло в мире, из-за чего произошел запуск этого космического корабля. Но у Моры что-то пошло не так с психикой, поскольку она просто заблокировала себе воспоминания о семье, о том, что у нее когда-то был ребенок, а потом умер. А поскольку она управляет симуляцией, она же и заточила в ней всех остальных. И теперь, чтобы отпустить "заложников", она должна вспомнить свое травмирующее прошлое.

В общем, главной концепцией здесь является "Платонова пещера", о которой нам рассказывает отец Моры - когда мы видим движущиеся тени, но не можем быть уверены в том, что это такое на самом деле. Одно определенно ясно: сериал 1899 - сложный, многоуровневый, и точно понравится любителям головоломок. Посмотрим, куда все в итоге повернет в продолжении.
А какой wham момент в сюжете 1899 показался вам максимально поворотным?

Когда вы догадались, что происходит на самом деле?

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram