Барби - все отсылки и приемы в фильме

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Один из наиболее ярких и громких фильмов 2023 года - "Барби" Греты Гервиг. Совершенно неожиданно, этот фильм стал не просто девочковым проходным кино для любительниц всего розового, а настоящим культурным феноменом со множественными отсылками и глубокой моралью.

Давайте разберемся, что к чему в Барбиленде, какие интересные приемы сторителлинга используют создатели, и на какие известные произведения ссылаются.

Внимание: в тексте много спойлеров!
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Сюжет и устройство кукольного мира
"Барби" - комедийно-фантастический фильм 2023 года, основанный на культовой линейке модных кукол компании Mattel. Грета Гервиг выступила режиссером и соавтором сценария вместе с Ноа Баумбахом, а Марго Робби - продюсером и исполнительницей роли главной героини. Продюсером также является Дэвид Хейман ("Гарри Поттер", "Паддингтон").

По сюжету, Барби (Марго Робби), живущая в мире Барбилэнд, задумывается о природе своего существования после ряда необычных происшествий в ее идеальной жизни. Это заставляет ее покинуть Барбилэнд и отправиться в реальный мир вместе со своим другом Кеном (Райан Гослинг). Сможет ли Барби разобраться в своем новом экзистенциальном кризисе, или же компания Mattel сама догонит ее и вернет обратно в коробку?

Первое, что мы видим в фильме - это Барбилэнд. Прекрасный город, наполненный дружелюбными Барби и Кенами. Здесь всегда светит солнце, мода всегда на высоте, а вечеринки всегда идеальны.
Это город одной палитры: все в родном городе Барби окрашено преимущественно в розовый цвет, в том числе и кукольные домики. При создании декораций для Барбиленда было использовано такое количество розовой краски, что возникла глобальная нехватка именно этого оттенка.
Всех женских героинь (ну, почти всех) зовут Барби, хотя не у всех у них идеальные фигуры - только у стереотипных Барби, это дань мировому дайаверсити. Но все в этом мире подчинено правилам игры в Барби, по которым играли девочки от 60х до 90х - в доме Барби нет лестницы, потому что кукла обычно просто спускалась сверху вниз на руках, вся еда и вода не проливается, и даже из душа не льется вода.
Помимо идеальных Барби, занимающих главные посты в городе, здесь есть еще и Кены. И вроде бы по традиции, Барби и Кены должны быть вместе, но с самого начала фильма понятно, что Кен Барби не очень-то и нравится.

Кенов в Барбиленде тоже много, все они - красивые мужчины, но в целом не очень-то умные. Они здесь занимают то место, что в реальном мире обычно у красивых, но глупых девушек.
Еще в этом мире есть другие герои, например, Мидж, беременная кукла, и Аллан, сделанный по подобию куклы Аллана, которая в какое-то время существовала, но потом была снята с производства.

Несмотря на сказочную приторность жительниц города, все они - стервы в овечьей шкуре: Барби чрезвычайно милы и дружелюбны друг с другом, но они все же не слишком любезны с теми, кого считают "чужаками". С Кенами они не обращаются откровенно плохо, но к мужчинам проявляют снисходительное сострадание и вообще относятся как к гражданам второго сорта.

О странной Барби сплетничают, а за ее странную внешность и знания о внешнем мире к ней относятся как к чудачке. Хотя Аллану и Мидж разрешено быть частью общества, их в основном игнорируют и не считают частью основной группы Барби и Кенов. В конце фильма, после того как Кены попытались перевернуть мироустройство, захватив правительство Барбиленда, и впоследствии были свергнуты, президент Барби признает, что это отношение должно измениться. Она приглашает Странную Барби войти в состав правительства и разрешает Кенам занять должности в судах низшей инстанции.
Кстати про глупость Кенов: Аллан замечает, что группа строителей-Кенов строит стену вверх, и пока они не придумали как сделать ее не просто выше, а длиннее.
Помимо Барбиленда есть еще и реальный мир, в котором компания Mattel производит Барби, населяющих Барбиленд, а реальные девочки в них играют.
Весь мир фильма прописан в жанре «магический реализм:» и высшее руководство компании Mattel, и ФБР знают о существовании Барбиленда и возможности перехода Барби на другую сторону, а призрак Рут Хэндлер, создательницы куклы, имеет офис на 17-м этаже. И реальный мир, и Барбилэнд, похоже, напрямую влияют друг на друга. Рисунки сотрудницы Mattel Глории "решают", какую одежду наденет Барби, даже попав в реальный мир, и, наоборот, Кен, привнося в Барбилэнд идеи патриархата, превращая его в Кендом, влияет на игрушки, которые создаются в реальном мире.

Один из ярких, базовых приемов сторителлинга - путешествие героя, на котором строится основной сюжет фильма. Ведь Барби отправляется в реальный мир, чтобы вернуть свое место в Барбиленде, а затем спасти Барбиленд от ошибочного понимания Кеном "патриархата" - и тем самым, она проходит все «контрольные» точки путешествия. В том числе она встречается со своей создательницей Рут Хэндлер и получает от нее трогательные сведения, какой Барби создавалась на самом деле.
Сам путь в реальный мир пародирует прием «монтаж путешествия». Все, кто едет в Барбилэнд и обратно, должны кататься на роликах, на лодке, на велосипеде-тандеме по Стране тюльпанов и ветряных мельниц ("прекрасная сельская местность"), на автофургоне, на ракете и на спортивном автомобиле, и монтаж всегда показывает, как персонажи переключаются между различными видами транспорта, выходя за пределы кадра.
Когда Барби встречается с руководством компании Mattel, ей предлагают быстро вернуться в Барбилэнд, поместив ее в упаковку в виде коробки в натуральную величину. Это - символ новой Барби, тоже одно из правил, по которым функционирует этот мир. И поначалу Барби даже соблазняет ностальгия.

Генеральный директор компании Mattel поначалу представляется как Big Bad, большое зло, как Воландеморт или Танос. Но на самом деле это не так. Он - добрый и благонамеренный экстремист, которому нравится бренд Barbie и идеи, лежащие в его основе, и который лишь пытается вернуть стереотипную Барби в ее коробку, чтобы предотвратить "странные вещи" в реальном мире.

Настоящее Большое Зло - Пляжный Кен, который, обнаружив патриархат в реальном мире, решает вернуть его в Барбилэнд, и его "знания" позволяют ромыть мозги всем Барби, чтобы они стали служанками Кенов, и превратить Барбилэнд в отравленную тестостероном пародию на себя.
Once more, with clarity - это достаточно популярный прием, когда события сначала показаны одним образом, а потом нам объясняют, как на самом деле было дело. Вспомните, на этом приеме строится сюжет фильмов «Достать ножи». В «Барби» мы тоже видим его применение:

Пытаясь представить себе девочку, которая с ней играет, стереотипная Барби сначала видит маленькую девочку, которая уже выросла и отвергла традиционную женственность Барби, и приходит к выводу, что ей нужно найти общий язык с этой девочкой. Когда же она встречает Сашу и ее мать Глорию, Барби понимает, что это Глория играла с ней в рамках небольшого кризиса среднего возраста, и флэшбэк показывается снова, но на этот раз сфокусирован на Глории, которая до этого была вне кадра.

Тем самым, фильм как бы намекает, что он - для выросших девочек, для тех, кто играл в Барби 20-30 лет назад, а не для маленьких девчат, для кого сейчас Барби занимает не такое важное место в жизни.
Очень важна кульминационная речь «выросшей девочки» Глории. Она выражает собой троп Madonna-whore complex и подчеркивает, через какие сложности приходится проходить современной женщине.
Глория говорит, что быть женщиной "буквально невозможно" из-за всех двойных стандартов, навязанных патриархатом.

Упоминается, что нужно быть красивой и иметь детей, а также затрагиваются проблемы, связанные с женским менталитетом, и все противоречия, что разрывают женщину изнутри и навязываются обществом.

Еще один прием, который кажется нам смутно знакомым - ироническое эхо. Это когда события из начала фильма повторяются в конце, но по-другому (пример - хлопок главной героини в фильме «Меню»)
Барби отклоняет приглашение Кена пройти в ее дом, говоря, что это девичник и что это "Дом мечты Барби", а не "Дом мечты Кена". Захватив Барбилэнд и ее дом, Кен бросает ей в лицо ответную реплику, и даже спрашивает, каково это - быть отвергнутой.
В начале фильма наряды стереотипной Барби традиционно розового цвета, что символизирует, что Барби - это ее сущность. По мере того как она начинает давать сбои, она надевает голубую одежду, символизирующую ее растущую печаль, пока не представляется Странной Барби, и тогда она полностью одевается в темно-синий цвет.

Когда она отправляется в реальный мир, то снова надевает розовую одежду, так как испытывает оптимизм по поводу того, что все вернется на круги своя. Когда она возвращается в Барбиленд и видит "Кендом", который создал Пляжный Кен, в ее одежде появляются голубые и розовые узоры, что символизирует ее внутренний конфликт. Наконец, когда она решает покинуть Барбиленд и отправиться в реальный мир, на ней появляются наряды желтого цвета, который не встречается в других частях Барбиленда, что означает, что она больше не является Барби.
В целом, это первый фильм о Барби, не предназначенный исключительно для детей. Это зрелая деконструкция франшизы и ее культурного влияния, затрагивающая такие взрослые темы, как экзистенциальный кризис, токсичную маскулинность и борьбу за женственность, а также поиск настоящего себя и обретения самобытности.
Поэтому мы здесь видим и «сломанную четвертую стену»:
Когда Барби переживает из-за того, что не может больше соответствовать нереальным стандартам красоты, которые она олицетворяет, диктор за кадром замечает, что участие Марго Робби в этой роли подрывает сам смысл этой сцены.

Это в том числе показывает нам и юмор создателей фильма, поскольку даже они признают, насколько идеальна и «барбистереотипична» Марго Робби.

Отсылки внутри концепции кукол Барби и фирмы Mattel

Весь фильм - это огромная «летопись» всей истории Барби на протяжении десятилетий. Именно поэтому мы видим множество отсылок к выпускаемым игрушкам из 60х, 70х и других годов. В особенности это выражается в костюмах Барби - все они подобраны не просто так и существовали в реальности.

Даже если какие-то иконические наряды Барби и не были использованы в фильме, их повторила Марго Робби во время пресс-тура, что тоже очень любопытно.
Купальник, в который одета Барби в начале, основан на наряде, который был в комплекте с куклой, когда она впервые была выпущена в 1950-х годах.
Многие из кукольных домиков, показанных в "Барбиленде", в течение многих лет продавались как настоящие игрушки.

Мидж - это беременная Барби, которая потом могла родить малыша из своего живота. Но она показалась всем странной и очень быстро была снята с производства.
Барби, которую играет Дуа Липа - синеволосая русалка, что можно рассматривать как отсылку к Нори из Barbie Fairytopia или синеволосой русалке из линии Dreamtopia.
В начале фильма Барби сходит с каблуков... но ее ноги остаются в таком положении, как и у куклы. Все как у настоящей куклы - внутри ее каблуков же не было настоящих ног.

Шрифт знака, ведущего в реальный мир, соответствует шрифту логотипа, использовавшегося в 70-х и 80-х годах.


В начале фильма есть кадр, где стереотипная Барби проезжает через аналог горы Рашмор в Барбиленде, на которой изображены самые первые куклы Барби - Кристи, Кира и Тереза.

Когда Пляжный Кен приносит в Барбилэнд идеологию патриархата, лица кукол заменяются лицами лошадей, поскольку Бич Кен считает, что лошади - это определяющий символ мужественности.

Считается, что у Барби есть 3 сестры - Скиппер, Стейси и Челси. Скиппер - единственная, кто появляется в фильме хотя бы опосредованно. Появляется домик Челси на дереве, на рисунках внутри которого написано ее имя. В закадровом видео даже был показан логотип "Челси" перед домиком на дереве, так что Челси, похоже, существует во вселенной фильма, но она так и не появляется.
Причудливые игрушки в убежище Странной Барби - это реальные странные куклы в продукции Mattel, которые позже показаны в титрах, изображающими настоящие игрушки и их маркетинг:

какающая собака Таннер, известная своей странностью и грубостью,

взрослеющая Скиппер (вызывающая споры своей симуляцией полового созревания, включая растущую грудь),

Video Girl Barbie (странная кукла с камерой в груди и экраном в спине, снятая с производства после того, как ФБР выразило обеспокоенность тем, что функция видеозаписи подвергает риску частную жизнь детей),

Sugar Daddy Ken (странный мужчина с неудачно выбранным именем),

Teen Talk Barbie (печально известна тем, что содержит цитаты, воспринимаемые как сексистские, например "math class is tough! ") и

"Волшебный Кен с сережками" (печально известный своим гомосексуальным подтекстом).

Teen Talk Barbie - единственная из персонажей, на которую не обращают внимания, что делает ее отсылку более тонкой, и ее можно опознать только по характерному костюму.
Аллан отмечен как единственный Аллан, что говорит о том, что он является единственным подобным персонажем в линейке кукол, а когда он бьет Кенов, то говорит: "Я могу носить твою одежду!", хвастаясь тем, что одним из пунктов-преимуществ на коробке Аллана (позже показана в титрах) было то, что он может носить всю одежду Кена.
Одна из кукол, которую держат Глория и Саша, похоже, Клара из "Барби в Щелкунчике".

Стереотипный медальон с сердцем, который Барби надевает во время разговора с призраком Рут, похоже, является отсылкой к медальону с сердцем, который носила Клара в "Щелкунчике"; как Клара хотела использовать свой медальон, чтобы вернуться домой, но решила остаться в Парфении, так и Барби надевает это ожерелье с сердцем, понимая, что она переросла Барбиленд и хочет стать полноценным человеком.
Зрители-филлипинцы, возможно, узнают платье в филиппинском стиле, в которое была одета Глорий в честь филиппинского наследия своей семьи. В середине 1970-х годов компания Mattel открыла заводы на Филиппинах, стремясь диверсифицировать производственные линии и сократить расходы. Компания Mattel даже выпустила серию кукол, посвященную Филиппинам и их культуре. Правда, на Филиппинах фильм запретили к прокату. Но об этом позже.

Отсылки к другим произведениям

В фильме огромное количество отсылок, омажей и аллюзий к другим фильмам/книгам и культурным феноменам. Все, наверное, даже не перечислить, но давайте начнем с основных.

В прологе пародируется фильм Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея": на месте обезьян - маленькие девочки, на месте костей - куклы, на месте монолита - сама Барби, а в качестве музыкального сопровождения, конечно же, звучит "Восход солнца" из песни "Also sprach Zarathustra".
Когда Кен прозревает в реальном мире, фоновой музыкой также служит джазовая версия той же "Also Sprach Zarathustra" Эумира Деодато.

В городском кинотеатре Барбилэнда показывают "Волшебника страны Оз". Фильм очень похож по стилистике на эту картину - здесь такие же "нарисованные декорации", они вроде бы нереальные, но поскольку сделаны из картона, выглядят очень милыми и атмосферными.
Когда Барби впервые спускается с крыши своего дома, ее платье поднимается в стиле «Маневр Мэрилин», отсылая к Мэрилин Монро в фильме «Зуд седьмого года».
Когда Барби приходится выбирать между двумя видами обуви, это выглядит как предложение "красной таблетки" или "синей таблетки" из "Матрицы".

Странная Барби говорит Барби, что та должна отправиться в реальный мир, и она предлагает выбор: взять туфлю на высоком каблуке и продолжать жить дальше, забыв о том плохом, что было, или взять коричневые сандалии Birkenstock, чтобы узнать больше о реальной вселенной. Барби сразу же выбирает первое, но Странная Барби говорит ей, что так не получится. Когда Барби пытается выбрать высокий каблук, Странная Барби говорит ей, что она только что дала выбор, чтобы создать иллюзию контроля, и у Барби нет другого выхода, кроме как отправиться в реальный мир, чтобы исправить ситуацию.
Фрагмент номера "Greased Lightnin'" из фильма "Бриолин" демонстрируется, когда Кен впервые узнает о патриархальном обществе Америки.

Изображение генерального директора компании Mattel и других руководителей, собравшихся вокруг гигантского стола в форме сердца, является прямой отсылкой к "Военной комнате" из фильма "Доктор Стрейнджлав". А коридоры корпорации похожи на фильм "Время развлечений".
Часть миссии Барби, направленной на то, чтобы обманом заставить Кенов отдать Кендом, заключается в многочасовых гитарных джем-сейшенах под их песню "Push".

Марго Робби вдохновлялась героиней Кэтрин Хепберн из "Филадельфийской истории"
Барби находит девочку, которая, по ее мнению, играет с ней, сидящей со своими друзьями за столиком в школьном кафетерии. Среди этих друзей - афроамериканская девушка, светловолосая кавказская девушка и девушка из Восточной Азии. Если добавить, что девушка, которую ищет Барби, - латиноамериканский подросток по имени Саша, то это явно отсылка к другой чрезвычайно популярной линии кукол для девочек - Bratz.

Кены делают вид, что едут на воображаемых лошадях, очень похоже на то, как это делают король Артур и его рыцари в фильме "Монти Пайтон и Священный Грааль".

Во время битвы Кенов можно увидеть в одиночных костюмах и с палками для битья, как в фильме "Американские гладиаторы" (в котором также были игрушки от Mattel).

На Кене после установления патриархата в Барбиленде надеты черные штаны с его именем, выполненным шрифтом логотипа Metallica. В таком же виде его имя наклеено на приобретенную им акустическую гитару. А шуба - отсылка к Сильвестру Сталоне и многим другим токсично-мускулинным образам.
Обе версии песни "Pink" начинаются с текста "When I wake up...", произнесенного в точно такой же каденции, как и в песне "I'm Gonna Be (500 Miles)".

В рамках плана по "промыванию мозгов" президент Барби садится к Кену, который смотрит "Крестного отца", и делает глупое заявление, что она никогда его не видела, на что тот, пытаясь произвести на нее впечатление, бросается объяснять, в чем его гениальность; он называет фильм "богатым сочетанием эстетического гения Копполы и триумфом Роберта Эванса и архитектуры студийной системы 70-х годов".

После того, как ей промыли мозги, одна Барби заявила, что по какой-то причине она "была очень увлечена фильмом "Лига справедливости", снятым Заком Снайдером". Забавно, что главную Барби играет та же актриса, что и Харли Куинн.

Многие стилистические решения фильма отсылают нас к классике - "Шербурским зонтикам" и "Поющим под дождем".
В третьей (по крайней мере) отсылке к фильму Стэнли Кубрика Саша спрашивает, не "светятся" ли ее мама и Барби, намекая на экстрасенсорные способности из фильма "Сияние".

В рекламе депрессивной Барби игрушка семь раз смотрит фильм фильм BBC "Гордость и предубеждение" (1995 года)

А вот еще несколько визуальных отсылок, которые мы видим в композиции и построении кадров

Еще интересные детали и нюансы сторителлинга, что вы могли не заметить

Обратите внимание на карту, которую Странная Барби показывает Барби. На ней вообще нет России, вместо Азиатских стран - одна Азия, из-за чего фильм запретили к показу, например во Вьетнаме и на Филиппинах.

Аллан и Мидж не состоят в романтических отношениях, несмотря на то, что при первом выпуске они были представлены как пара (и даже поженились и завели детей). Это соответствует обновленному канону Барби, согласно которому по состоянию на начало 2010-х годов Мидж никак не связана с Алланом.

Прием Bait and Switch (когда нас ведут к одному, а приводят в итоге к другому) - Глория и Саша подвозят Барби к зданию и дают ей слова ободрения, говоря, что гордятся ею. Похоже, что она собирается на собеседование - свое первое задание в качестве настоящей женщины. Затем секретарша спрашивает ее, что она хочет сделать, и она уверенно отвечает: "Я пришла на прием к гинекологу".

Эмма Маккей была выбрана на роль отчасти из-за ее сходства с Марго Робби. Кроме того, Барби Маккей неоднократно играет в паре с Кеном Нкути Гатва, что отсылает к тому, что Маккией и Гатва - главные герои сериала "Половое воспитание".

А в офисе Mattel работает актер, сыгравший в том же Sex Education Адама.
Райан Гослинг согласился на роль Кена после того, как вышел в сад и увидел, как Кен его дочери лежит всеми забытый лицом в грязи. Тогда он понял, что эту историю нужно рассказать.
В русскоязычном дубляже Барби использует феминитивы, характерные для постсоветского феминистского жаргона, например, обращаясь к Барби-президенту как «президентка». Примечательно, что только Барби используют феминитивы, а люди в реальном мире - нет.

Мораль и ключевые идеи фильма - а их тут порядком немало

Никогда не стройте свою жизнь и личность вокруг одного человека, особенно если этот человек не чувствует того же, что и вы. Вместо этого постарайтесь понять, кто вы есть на самом деле.

Равенство не будет существовать до тех пор, пока одна из групп находится в явно невыгодном положении.
Никто не сможет угодить всем и стать идеальным. Каждый делает все возможное, чтобы справиться с давлением общества.

Токсичные, супремационистские идеологии приносят людям, их исповедующим, не больше пользы, чем тем, кого они угнетают. И Барби, и Кен в конечном счете несчастны и не удовлетворены гендерно-супрематическими системами, в которых они живут (а в случае Кена - создают), и Кен прямо признает, что принятие гипермужского образа жизни в условиях патриархата не сделало его счастливым так, как сделала бы просто возможность быть самим собой. Кроме того, мини-холодильники раздражают и доставляют неудобства, и оказывается, что патриархат как понятие имеет не так уж много общего с лошадьми.

Власть - это возможность жить так, как считаешь нужным, считаясь с другими и оставаясь верным себе, а не просто быть главным. И Кен, и генеральный директор компании Mattel признают, что быть лидером трудно, и тоскуют по более простым удовольствиям.

Реальный мир - сложное, часто тоскливое и откровенно несправедливое место, совсем не похожее на дезинфицированный, слишком идеалистичный мир детских игрушек. И это нормально.
Перемены - это неизбежная (и сложная) часть жизни, и мы должны принять их.

Почему "Барби" так популярна?

Почему этот фильм не стал еще одним в череде летних кино 2023, а по-настоящему всколыхнул весь мир?

Конечно же, дело не только в яркой рекламной кампании, хотя она и прекрасна, спору нет.

Дело в том, что Барби - это что-то близкое большому количеству людей, выросших девочек, которые испытывают теплые чувства и ностальгию по своему детству.
Помимо этого, сейчас идет очень сильная мода на ностальгию по 90м, к которым тоже отсылает «Барби» с ее яркими костюмами и поющими героями. Из моды все еще не вышел феминизм.

А вот как раз, поскольку мода циклична, в нее на смену черным и мрачным оверсайз-вещам приходят яркие цвета и женственный крой, что тоже поддерживается в концепте барбикора.

И в, конце концов, это просто хороший фильм, рассказывающий хорошую и многослойную историю, где есть место и поп-культуре, и артхаусу, и нашим с вами детским воспоминаниям. И, главное, мораль у фильма совершенно не детская, выраженная в надписи на толстовке Кена в одной из последних сцен.

"I am Kenough" - написано на ней, что является игрой слов от Ken + enough, достаточно, по-английски. То есть нам всем нужно прийти в такой мир, где тебе себя достаточно. А уже потом - строить что-то сверху.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram