Как клиповое мышление влияет на чтение

Поколение Z, да и миллениалов, в общем-то, часто обвиняют в том, что они разучились концентрироваться, воспринимать большие объемы информации и вообще фокусироваться на чем-то, где кадр меняется реже, чем раз в 3 секунды. Виной всему, конечно же, Тик Ток и всеобщий бум других социальных сетей с вертикальными видео. Никогда не относилась к этому, как к какому-то настраживающему фактору, но...
Недавно села читать книгу. И была поражена, насколько тяжело мне было концентрироваться и как часто хотелось отвлечься. В целом, я была рада уже желанию взять книгу и начать читать, потому что долгое время мне не хотелось даже этого (но это тема для другой огромной статьи).

И вот, открываю я эту 300-страничную книгу и каждую страницу мне охота посмотреть, кто же там лайкнул мой пост и как много подписчиков в Тик Токе у меня прибавилось за эти 5 минут. А потом становится вообще намного интереснее смотреть на чужих кошечек и собачек, чем погружаться в новый мир планеты Аракис и вникать, кто такие Фриманы.

Ведь для последнего нужно приложить намного больше усилий.

И я задумалась: почему это происходит?
Неужели все эти вертикальные видео уже настолько сильно повлияли на мой мозг?

Что было раньше

Помните это чувство в детстве - когда книга затягивает так сильно, что ты не можешь закрыть ее и уснуть, пока не узнаешь, выберется Том Сойер из этой пещеры или нет.

Когда еще не было такого количества мобильных телефонов, да даже телевизоры и видеомагнитофоны не стояли в каждом доме, чтение воспринималось не как усилие, а как одна из немногих возможностей уйти в другой красочный мир и испытать массу положительных эмоций.

А что сейчас?

Постепенно, с появлением телевизора, видеомагнитофона и доступности кино, чтение потеряло свои позиции.

Причём, я связываю это скорее с появлением клипов на MTV и Муз ТВ.

Кино как искусство существовало с конца 19 века и не стремилось заменить чтение. Да и темп фильмов начала и середины 20 века намного медленнее, чем сейчас. Попробуйте посмотреть «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Это случилось однажды ночью» или даже «Касабланку» - при быстро меняющемся сюжете темп повествования намного более спокойный, поощряющий размышления.

А вот когда в 90х появились и массово разошлись клипы, как раз тогда и пришел «клиповый монтаж».

Кстати! Фильм, смонтированный по «клиповому принципу» в 20х годах 20 века, с треском провалился.
Клиповый монтаж - это смена не связанных друг с другом кадров каждые 1-10 секунд (в среднем 3 секунды).
Из-за такой быстрой смены кадров мозг человека не успевает ни на чем глубоко сфокусироваться, и нам совсем не надо думать, что происходит. Визуальный ряд просто ведёт и ведёт нас дальше, развлекая и давая «жвачку для ума».
Фильмы тоже стали значительно «быстрее».

Сейчас нигде не найдёшь сцену более 10 секунд, это уже не Тарковский. И при всем своём визуальном могуществе те же «Бойцовский клуб» или фильмы "Marvel" просто развлекают, никак не настраивая на медитативный ряд.

Нам не нужно совершать никакого мозгового усилия, чтобы посмотреть их. А то, ради чего мы не совершаем усилие, намного меньше нас обогащает.
В 2010 году российский философ и культуролог К.Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:
1
Развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока;
2
Необходимость принимать больший объем информации;
3
Многозадачность;
4
Ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий;
5
Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.


На новый виток более быстрое потребление контента вышло с развитием Тик Тока.

Напомню, что это социальная сеть с короткими «залипательными» видосами.

И хотя заливать туда можно видео 1/3/5 минут, рекомендуемая длина - не больше 15 секунд!

Потому что дальше внимание зрителя рассеивается.

Получается, что в эти 15 секунд Тик Ток сторителлеру нужно впихнуть:

- завязку,
- действие,
- кульминацию,
- развязку,

и при этом сказать и показать весь сюжет так, чтобы он был понятен. Даже с монтажом по 3 секунды это всего 5 кадров.
Так что в основном каждый кадр длится по 1 секунде, а то и быстрее.

Почему Тик Ток так "залипателен"

Вы когда-нибудь открывали Тик Ток ленту? Или Reels, или ВК клипы, YouTube Shorts или любую другую социальную сеть, которая встроила в себя возможность постить вертикальные видео?

Как только ты досмотрел пару видео и ещё парочку лайкнул, вылезти оттуда прямо невозможно.
Потому что эта лента работает так, что вам сразу показываются клипы, похожие на те, что вам понравились.

Это очень лёгкое удовольствие, очень доступные эндорфины, которые всегда выберет ваш мозг вместо того, чтобы потреблять что-то полезное и развивающее.

Такое guilty pleasure.
Поэтому если в 2015 я создавала городской журнал с большим количеством лонгридов, теперь я бы уже сделать этого не рискнула сделать. И дело даже не в том, что я стала хуже писать или мне это больше не интересно - просто с повсеместным появлением «лент вертикальных видео» читатель привык к другому виду контента в соцсетях. А потому концентрируется на чем-то «долгоиграющем» тяжелее.

Кстати, понятие «клиповое чтение» появилось ещё в 2014 году.
Клиповое чтение — принципиально дискретное, обрывочное чтение. При клиповом мышлении — и чтении — «окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, и постоянно требует новых» [Фельдман, 2014].

Что мы сейчас читаем?

Есть и ещё одна проблема. Вокруг нас сейчас огромное количество информационного шума. И если 7 лет назад тех, кто в соцсетях писал большие тексты, можно было по пальцам пересчитать, то сейчас простыни букв пишет каждый второй.

И с точки зрения смыслов, как правило, в этих текстах нет никакой уникальности, потому что все они представляют собой рерайт уже существующих в интернете текстов.

Чтобы накопить жизненного опыта на хотя бы один действительно уникальный и качественный текст, нужно пройти через немало испытаний. Это я вам как писатель говорю. А соцсети требуют от нас ежедневной активности, иначе отодвигают куда-то в анналы ленты. Вот и получаются «публикации ради публикации».

Да и более того, как только ты наконец публикуешь что-то по-настоящему важное и оттого сложное, это очень часто плохо воспринимается аудиторией, мозг которой привык к упрощению.
Итак. Мы имеем огромное количество отрерайченных текстов, которые лезут из всех щелей.

И хочешь не хочешь, ты их читаешь. Соответственно, то время, что мозг мог бы потреблять качественное чтиво, он просто потребляет низкосортный рерайт от копирайтера, работающего на блогера.

Да, всегда есть исключения. Я скорее говорю про общую массу.

И получается, что читаем мы эти тексты, как раньше переключали каналы телевизора. Листаем бездумно пост за постом. Сториз за сториз.
Резюмирую:
С появлением все более и более быстрых клипов наш мозг разучивается концентрироваться на более сложной информации, где нужно прикладывать усилия.
А когда во всем этом безобразии информационного шума нам попадаются тексты, они не являются качественными, при этом отбирая наш ресурс и создавая «иллюзию чтения».

(Спойлер: вы вряд ли вспомните хотя бы 5 дочитанных до конца постов за последнее время)
Так что же с этим делать?

Если проблема понятна, как ее решить?

Как не дать своему мозгу перейти только на информационный «фастфуд» и поддержать его в тонусе?
Я считаю, что выход очень прост.

Читать.

Сначала 10 минут в день, потом 15, потом 20. Вот просто убирать телефон в другую комнату, ставить блокаторы на социальные сети, создавать себе «информационную тишину». И погружаться в книгу.

Хотя на самом деле, это может быть не только чтение. Можно играть на пианино. Или заниматься йогой. Что угодно, что позволяет вашему мозгу надолго сконцентрироваться на одной деятельности и уйти в одну пучину, не переключаясь.
Я вот сегодня как раз, пожалуй, этим и займусь. И вам рекомендую.

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Made on
Tilda