Дрянь | Fleabag - ломаем четвертую стену, не называя имен

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
В многообразии сериалов есть те, что можно условно назвать сериалами первого уровня - это такие истории, где максимально хорошая сюжетная линия, прекрасная драматургия и отличная картинка. Чем больше сериалов ты посмотрел, тем меньше вероятность, что ты наткнешься на такой "первоуровневый" сериал. Поэтому, я считаю, что мне очень повезло - я недавно посмотрела "Дрянь".

Это, определенно, один из лучших сериалов, совсем короткий - 2 сезона, 12 серий по 20-40 минут каждого. Смотрится за один день. А потом еще и пересматривается. И еще пересматривается.

Давайте рассмотрим, чем же он так цепляет зрителей, и чем цепанул меня.

Вы можете не только прочитать этот разбор, но и посмотреть его на моем YouTube!

Дрянь, или Fleabag, и это не просто характеристика, но замена имени главной героини. Здесь мы вообще часто не видим имен - Мама, Крестная, Папа, Священник, Менеджер - все они названы Дрянью по своим, скажем так, функциям.

Имена важны в случае как у Клэр и Клэр, и это blender-gender names, так называется девайс, когда у героев разного пола одно имя, и это значимое совпадение.

Отсутствие имени у главной героини мы можем вспомнить и из других произведений, например, в «Ребекке» Хичкока протагонистку не называют осознанно, чтобы подчеркнуть ее якобы незначимость на контрасте с Ребеккой.

Сама себя Дрянь называет так в пьесе, но не называет в фильме. Дело в том, что Fleabag изначально - это часовой стендап девушки в кафе о своей жизни. Между фильмом и пьесой много различий, например, Бу узнала, кто же на самом деле ее предал, с Клэр главная героиня не ладила, а морскую свинку Мартин в итоге убил.

Но сериал получился настолько хорош, что получил огромное количество наград, и все это благодаря Фиби Уоллер-Бридж, главной героине и соосновательнице проекта. И, кстати, "fleabag" - это ее детское прозвище.


Но, несмотря на оглушительный успех обоих сезонов, сочинять продолжение на не стала. Потому что «Дрянь» - это самостоятельное произведение, и в конце стоит точке. Фиби сказала все, что хотела сказать.

И получилась буквально настоящая притча.
Четвертая стена сломана. Или нет?
Наверное главное, чем сразу запоминается, отличается и выделяется «Дрянь» - это сломанная четвертая стена. С самого начала наша антигероиня разговаривает с нами, со своим зрителем, прочем делает это так артистично, что тем самым «делает» добрую половину сериала. Она используется такие приемы, как aside glance, facial dialogue.
И отношения Дряни со зрителями меняется по ходу действия - она то становится все ближе и ближе с нами, говоря психологу, что конечно, друзья-то у нее есть (имея ввиду нас), то отдаляется.

Например, в последней серии первого сезона четвертая стена внезапно вырастает, и диалог со зрителями прекращается. А во время самой важной и долгожданной любовной сцены девушка прямо физически берет и убирает камеру.

И благодаря этому приему у нас, у зрителей, возникает потрясающее ощущение присутствия, как будто бы мы действительно участвуем в ее жизни.
Интересно, что только священник - единственный из всех людей, окружающих героиню, кто может тоже видеть зрителя.
Композиционные особенности
Сама композиция сериала тоже занятная. В конце каждой первой серии происходит некий wham episode (сюжетный поворот) - это такой поворот в развитии событий, после которого все действие идет уже другим путем.

Каждая последняя серия обоих сезонов - длиннее остальных, а также мы наблюдаем bookends, Дрянь, стоящую у дверей в своем черном плаще перед сексом. Этот же прием реализован в разговоре с отцом о том, как она похожа на мать, в краже статуэтке и в разрыве с парнем: все эти события закольцовывают начало сериала и его конец.

А вот прием, когда Дрянь стоит перед велосипедной дорожкой как Бу, но не шагает вперед, называется Bait-and-switch. Когда мы ожидаем, что сейчас что-то случится, но оно не происходит.
Главная мораль сериала:
Люди совершают ошибки.
Именно поэтому на карандашах есть ластики.
Пройдемся по героям и их тропам/архетипам.
Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Fleabag
Антигероиня, имеющая множество негативных качеств, на которую точно не хочется быть похожей

Всегда хорошо выглядит, хотя в серии с похоронами мамы все гости подчеркивают, как она выглядит в этот день. Правда, она выглядит так всегда.

Womanchild - такой непосредственный взрослый ребенок

Грустный клоун - всегда с юмором, всегда всех веселит, но с огромной грустью внутри

Клэр


Defrosting ice queen - ее трансформация в сериале самая значительная, ведь она действительно становится "размороженной снежной королевой", учится лучше показывать свои эмоции и понимать, чего хочет именно она.
Foolish sibling - Responsible sibling - противопоставление с главной героиней на предмет ответственности. Их, кстати еще и противопоставляют по критерию "умная/красивая", хотя Клэр нельзя назвать несимпатичной.

Как Fleabag выглядит всегда одинаково хорошо, так и грудь у Клэр не большая, как у мамы.
Бу
Driven to suicide - она доведена до суицида, хоть и до случайного, изменой парня. Но, если хорошенько подумать: разве само по себе поведение, в котором ты хочешь вернуть изменившего тебе бойфренда через травму, больницу и жалость, здоровое?

Mum replacement для нашей главной героини, она заменяет маму, когда та умирает, и в том числе поэтому ее смерть воспринимается Дрянью так тяжело.

Crazy Cat Lady - женщина всходящая с ума по своим кошкам, так же Бу без ума от свинки. Только так можно объяснить желание завесить все кафе ее фотографиями.

Папа

Age-gap Romance - он лет на 20 старше своей новой девушки

Метафора - в ситуации, когда он «в ловушке», но в ловушке как фигуральной, так и физический
Godmother/Крестная - очень интересный персонаж
Attention whore - перетягивает все внимание на себя, Примадонна, нарцисс и социопат.
Control Freak - старается все контролировать.
Drama Queen - драматизирует любую ситуацию.

В общем-то, к этому персонажу можно применить все существующие плохие прилагательные, ведь все ее пассивно-агрессивные поступки делают ее настоящей Злой Мачехой.
Мужчины
Гарри, бывший парень главной героини

Nice guy - милый, но очень бесполезный парень
Мартин

Алкоголик и Woman hater, самый неприятный, пожалуй, персонаж. Хотя однозначно положительных здесь и нет.
Священник

Фэшениста - как ни странно, у нас здесь редкий троп, когда мужчина с гетеросексуальной ориентацией так озабочен своим внешним видом!
В конце сериала мы наблюдаем bittersweet ending, не happy end - как и в большинстве драматических повествований. Героиня вроде бы нашла себя, достигла мира и гармонии внутри, но в то же время ее глубинное желание снова от нее ускользает.

Это одновременно комедийный, и в то же время грустный сериал, с прекрасной драматической линией, полный черного юмора и острых моментов. Все герои здесь являются антигероями, и нам очень ярко показана одновременно их непривлекательность и хрупкость.

У всех есть проблемы, у всех есть трагедии, все совершают ошибки. Пожалуй, только у морской свинки все хорошо.

Ну вот такая она, наша человеческая природа.

И именно поэтому на карандашах есть ластики.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram