Достать ножи | Стеклянная луковица - ироничное хи в сторону детективов

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Стеклянная луковица - это вторая часть "Достать ножи", оба фильма объеденены детективом Бланком, но рассказывают разные истории.

Возможно, потому что это сиквелл, возможно, из-за нескольких совсем уж надоевших клише, этот фильм все же считается менее достойным, чем первое творение Райана Джонсона, но в то же время, а, возможно, поэтому же, содержит ну очень много приемов сторителлинга и стилистических девайсов, которые можно разобрать.

Давайте этим и займемся. Тем более, что тут далеко не все так однозначно.
Будьте осторожны: в тексте ооочень много спойлеров!
Сюжет
Бенуа Бланк был приглашен на частный греческий остров олигарха Майлза Брона вместе с эклектичной и влиятельной группой друзей Брона, но потом выясняется, что на самом деле Бланка никто не приглашал, а дело принимает совсем иной оборот.
Вначале фильм имеет форму обычной мистерии об убийстве в замкнутом кругу, где Майлз, как кажется, является целью. Затем Дюка и "Энди" убивают одного за другим, что намекает на сюжет "Десяти негритят" Агаты Кристи. Затем выясняется, что убийство Дюка было вторым, а убийство Энди произошло несколько дней назад, причем Блан и Хелен с самого начала блефовали перед убийцей, заставив Хелен сыграть свою сестру.

Как и в случае с первой частью "Достать ножи", фильм представляет собой язвительно-снисходительный взгляд на жанр мистики. В частности, в фильме присутствует твист, когда выясняется, что у персонажа есть однояйцевый близнец - классический поворот, часто считающийся клише, но здесь он сделан искренне, чтобы раскрыть и полностью охарактеризовать истинного главного героя фильма, а решение загадки является большой диверсией жанра - преступник является наиболее очевидным, немедленным и несложным ответом, но никто не мог этого ожидать, потому что убийца должен быть чрезвычайно безрассудным и глупым, чтобы это было правдой... но он вот такой и есть.

В фильме также пародируется и "red herring" - Дерол (парень, который периодически появляется и просит других не образать на него внимание), является заметным персонажем... но в конечном итоге он не является частью происходящего и может быть проигнорирован, поскольку действительно не имеет никакого отношения к тайне.

В первом фильме Бланк был анонимно нанят для расследования преступления, которое с самого начала не было похоже на преступление, поэтому, когда его таинственным образом приглашают на вечеринку Майлза без его ведома, кажется, что кто-то изнутри снова хочет, чтобы он там оказался, потому что знает, что скоро произойдет преступление. Но оказывается, что Бланк был в курсе всего с самого начала.

По прибытии в Грецию героям брызгают в горло из какого-то баллончика и просто говорят, что теперь ковид им не страшен. Эта необъяснимая сверхнаука позволяет обойтись без масок до конца фильма - ведь пандемия на дворе. Учитывая то, что мы позже узнаем о Майлзе, остается только гадать, помогла ли эта сверхнаука вообще.

- Майлз Брон - довольно прозрачная аллюзия на Илона Маска, отражающая распространенную критику в адрес Маска, который ворует чужие заслуги и пытается представить свои дико непрактичные идеи как гениальные.
- Дюк Коди, лысый, мускулистый, "борец за права мужчин" и активист социальных сетей, склонный к продаже ненатурального змеиного масла, напоминает Джо Рогана с небольшой примесью гипертоксичной мужественности Эндрю Тейта.

- Бёрди олицетворяет таких знаменитостей, как Ким Кардашьян, которые устраивали вечеринки в разгар изоляции. Она также появляется на причале в Греции в сетчатой маске на лице, за что Лана Дель Рей подверглась критике в октябре 2020 года.
Здесь вообще одежда отражает личность: то, как герои надевают свои маски во время встречи в доках, помогает определить их характер:

- Лайонел все время носит свою профессиональную маску N95 и старается избегать общения, показывая, что он серьезно относится к пандемии и достаточно внимателен к окружающим.
- Маска Клэр закрывает рот, но регулярно спадает с носа, показывая, что она заинтересована только в том, чтобы казаться социально и морально одобряемой. Она надевает маску только тогда, когда ее видят люди, и поправляет ее, чтобы закрыть нос, после того как Бланк обращается к ней как к "губернатору", что свидетельствует о ее самосознании в отношении своего перформативного политического образа.
- Берди надевает сетчатую маску, которая выглядит (и, вероятно, функционирует) скорее как вуаль, чем как маска для лица, и сразу же пытается начать обниматься, несмотря на протесты остальных, показывая, что ее гораздо больше волнует то, как она выглядит, чем то, насколько она защищена - в то же время ее ответственная помощница Пег надевает функциональную маску для лица и не снимает ее все время, пока группа находится на причале.
- Дюк вообще не носит маску, как и его подружка Виски, что говорит о том, что никто из них не считает вирус реальной угрозой или просто не хочет испытывать неудобства.
- Бланк носит самодельную маску, сочетающуюся с его одеждой, что отражает его дендистское чувство моды, но при этом он носит маску правильно и держится на расстоянии от остальных.
- То, что Майлз попросил одного из своих сотрудников распылить что-то в горло всем гостям, что якобы защищает их от вируса показывает, что его больше интересуют броские вещи, которые выглядят круто, а не то, что действительно было проверено и доказало свою эффективность.
- В первой хронологической сцене Хелен показана в одноразовой хирургической маске, что подчеркивает ее благопристойность и уважение к окружающим. То, что она носит одноразовую маску, также подчеркивает ее скромное происхождение по сравнению с Возмутителями. Кроме того, когда она появляется в роли Энди на причале, у нее нет маски, потому что она уже надела ее, приняв на себя личность Энди.
Вводная сцена, где нам представляют героев еще до их встречи, также подчеркивает индивидуальность Возмутителей. Это так называемая экспозиция - знакомство с главными героями.

- Клэр открывает дверь и лишь небрежно прикрывает лицо рукой, несмотря на то, что пандемия все еще продолжается. Клэр заходит в дом и видит, что там полно разоблаченных сотрудников, работающих над ее перевыборной кампанией, что показывает, как мало ее волнуют реальные проблемы и как она сосредоточена на политической власти.
- Лайонел оказывается в одиночестве в большой лаборатории, ведет телеконференции с различными сотрудниками Альфы и пытается прикрыть Майлза, несмотря на то, что ему говорят, что его идеи не работают. Это свидетельствует о том, что он серьезно относится к науке и знает о недостатках Майлза. Это также предвещает, что Майлз - идиот, поскольку большинство его идей не имеют смысла, и он полагается на других, чтобы воплотить их в жизнь, и что, несмотря ни на что, Возмутители не говорят ему "нет".
- Бёрди, несмотря на то, что все должны находиться в карантине и социальной изоляции, устраивает бурные вечеринки, показывая, что она - пустоголовая знаменитость, больше заинтересованная в личном удовольствии, чем в соблюдении даже самых элементарных правил безопасности. Кроме того, именно ей больше всего приходится объяснять, как найти подсказки в коробке с головоломкой.
- Дюк ведет стрим и начинает объяснять причины своего женоненавистничества, связанного с правами мужчин, но его быстро заставляет замолчать мать, показывая, насколько его образ крутого парня является притворством и что он легко поддается контролю со стороны тех, кто имеет над ним какую-либо власть.
- Виски также ненадолго появляется в стриме, в откровенном наряде и высмеивая феминисток, а затем возвращается за камеру и проверяет свой телефон, явно скучая.
- После того как все Возмутители разгадывают замысловатую головоломку, кадр переходит к Бранд, которая просто смотрит на коробку. Она даже не пытается ее разгадать. Она просто бьет по ней молотком и таким образом получает приглашение. Это показывает, что она не хочет играть в игру Майлза и готова просто разрушить что-то, чтобы выиграть. Это также объясняет характер Майлза - коробки необычайно просты, несмотря на их внешнюю сложность. И характер Хелен - вот точно также она потом разрушит и его дом, и его репутацию.
- Когда мы знакомимся с Бенуа Бланком, он беззаботно играет в игру Among Us со своими друзьями-знаменитостями. В то время как другие Возмутители явно стремятся к известности, отношения между Бланком и его друзьями более непринужденные и сострадательные, напоминающие нам о том, что Бланк действительно хороший человек, и хотя у него есть определенная известность, она для него не важна.
- Майлз играет "Черного дрозда" на винтажной гитаре, которую использовал Пол Маккартни для написания песни, и все это только для того, чтобы произвести впечатление на Бёрди. Затем он бездумно отбрасывает инструмент в сторону, вероятно, причинив ему значительный ущерб. Это говорит о том, что он умеет произвести впечатление на окружающих, но при этом небрежно относится к своему богатству. В песне "Blackbird" он также путает аккорды, показывая, что он не так совершенен, как может показаться. Также стоит отметить: Пол Маккартни - известный левша (см. любую фотографию его игры), но гитара, на которой играет Майлз, - правосторонняя, что является первым намеком на то, что Майлз далеко не так сведущ, как ему кажется.
Знаменитую Мону Лизу нам тоже представляют, как настоящего персонажа. Конечно же, это не настоящая картина - она изображена больше, чем в реальной жизни, и была написана на холсте, что лучше всего видно, когда она горит.

На самом деле настоящая Мона Лиза была написана на дереве. Но в рамках реальности фильма она весьма настоящая и играет важную и символичную роль.

Майлз всегда хотел совершить что-то грандиозное, чтобы о нем вспоминали в одном предложении с Моной Лизой. Его опасное топливо, взорвавшее его комплекс и саму Мону Лизу, гарантирует, что его будут помнить как человека, который уничтожил Мону Лизу.

Весь фильм - это большая иллюстрация приема Once more with clarity, когда сначала нам показывают события, а потом показывают их еще раз уже с другой перспективы.
В середине фильма мы возвращаемся в начало и воспроизводим многие из предыдущих сцен, но теперь уже с пониманием того, что "Энди" - это Хелен и что она уже работает с Бланком над поимкой убийцы. Многие сцены расходятся или расширяются, чтобы учесть эту перспективу, и в конечном итоге приводят к раскрытию дела Бланком. Для наглядности первая половина фильма открывается кадром с рукой, стучащей в черную дверь, вторая - с рукой, стучащей в белую.

В конце когда Блан готов поверить Майлзу в его план убийства Энди (на самом деле Хелен) из пистолета Дюка во время синхронного затемнения фонарей, которое первоначально должно было произойти во время вечеринки по случаю убийства, И только потом он с изумлением понимает, что Майлз взял всю эту идею у него самого, когда ранее предупреждал его о том, как рискованно приглашать на изолированный остров кучу людей, имеющих на него зуб, используя гипотетическую ситуацию, чтобы подчеркнуть, какому риску Майлз его подвергает. Это еще раз подтверждает мысль Бланка о том, насколько неоригинален и глуп Майлз после всех своих обманов.
Конечно же, многое в реальности фильма сделано для "красного словца", и было бы невозможно в реальной жизни, как и принести домой Мону Лизу.

Когда Дюк убит, и герои пытаются вызвать помощь с материка, полиция не может высадиться на берег до следующего утра, поскольку к причудливому причалу, который установил Майлз, можно подойти только во время отлива. Однако Эгейское море (как часть Средиземного) имеет мизерные приливы и отливы, что в реальной жизни не представляет проблемы; в крайнем случае, высадившийся на причал человек может намочить ноги.

Когда Дюк вылезает из бассейна, он сразу же достает свой пистолет, который пристегнут к плавкам, и стреляет в воздух. В реальной жизни ему повезло бы, если бы пистолет не взорвался у него в руке и не оторвал сразу несколько пальцев. Пистолеты не предназначены для погружения в воду. Если оружие было погружено в воду, то перед тем, как попытаться выстрелить из него, необходимо пройти процедуру очистки. Любые капли воды в стволе при попадании в них стреляной гильзы могут превратиться в твердый предмет и, возможно, разорвать ствол

Судебное разбирательство между Энди и Майлзом, как предполагается, сводилось к тому, чтобы доказать, кто из них придумал первоначальную идею компании. Энди первоначально записала идею на салфетке, которую она угрожала использовать в качестве доказательства против Майлза. В реальной жизни бизнес-идеи, как правило, не подлежат юридической защите. Контроль над компанией будет определяться контрактами и владением акциями компании. При этом не имеет значения, кто разработал бизнес-план.
В фильме просто невероятное количество намеков и подсказок, кто же главный злодей, в чем же тут дело, и чем это дело закончится. Но доступны они, в основном, внимательному зрителю.
Фирменным приемом предвосхищения в фильме является то, что множество ключевых движений и деталей тайны оставлены на виду, и только обрамление камеры или отвлекающие факторы не позволяют их заметить обычному зрителю.

В пригласительном письме Майлз просит участников указать свои диетические ограничения. Это поможет ему в дальнейшем импровизировать убийство Дюка, так как Дюк, предположительно, рассказал ему о своей аллергии на ананасы.
Во время сцены с коробкой головоломок мать Дюка узнает почти все загадки и небрежно, скучающим тоном сообщает ответы ("Это стереограмма!"); она даже догадывается, как открыть саму коробку, раньше других. Это предвещает и то, что предполагаемая "гениальность" Майлза в большинстве своем - чепуха, которую легко разглядеть, и намекает на трудности, с которыми сталкиваются Блан и Хелен при раскрытии убийства Энди: они ищут сложнейший мотив и возможность, спланированные гениальным умом, но истинный ответ очевиден и, скорее всего, легко будет угадан кем-то, не входящим в ближайшее окружение Майлза.


Музыкальная головоломка в шкатулке называется фугой - мелодией, которая меняется и образует другую композицию при наложении на себя. Это предвещает необычную структуру фильма - фильм отматывается назад, чтобы раскрыть серьезный сюжетный поворот, инициируя повторное воспроизведение фильма, "той же мелодии", но с событиями, полностью переосмысленными новой информацией и точкой зрения, и создающими совершенно иную картину.
Бенуа вместе с друзьями играет в Among Us по сети, но его быстро вычисляют как самозванца, поскольку он не понимает, как устроена игра. Бланк сам присоединяется к партии, помогая самозванцу-Хелен, и гораздо лучше справляется с задачей сохранения тайны. Его персонаж Among Us также окрашен в белый цвет, как и Хелен-ака-Анди.
После того как Майлз приветствует всех на острове, Бланк и Энди остаются одни на пляже. Первая фраза, которую Энди говорит Бланку, звучит так: "Странное это дерьмо - богатые люди". Это происходит потому, что Хелен не богатый генеральный директор Кассандра Брэнд - она скромная школьная учительница - и она демонтстрирует нам знакомство с Бланком, потому что они уже знают друг друга.

Идея о том, что подсказки к псевдоубийству Майлза находятся по всему острову, в то время как им не нужно даже выходить за пределы комнаты, предвосхищает основную тему фильма.
Небольшая шутка для любителей современного искусства: Матисс в ванной Майлза - это Икар, что настраивает на окончательное падение притворщика.
Если внимательно посмотреть на кадр с Берди в бассейне перед тем, как Энди раскрывается, когда Берди снимает шапочку и раскрывает ее, то в кадре видно, как сверху в плавательную сумку Берди прямо рядом с ней опускается какой-то предмет - это Хелен опускает записывающее устройство, прежде чем сесть.

В фильме показано, как Майлз и Дюк садятся за стол, и Майлз вкладывает в руку Дюка напиток, что впоследствии будет доказано как то, что Майлз подсунул Дюку поддельный напиток. Фильм пытается заставить зрителя усомниться, показывая, что Дюк по ошибке взял стакан со стола, но зрители, обратившие внимание на ребят в первый раз, а не на Берди, кружащуюся в своем платье, увидят, что вторая версия событий непоследовательна и является ложью.

В некоторых кадрах фильма можно увидеть Майлза с телефоном Дюка, Майлза с пистолетом, который затем прячут в ведро со льдом, но кадры и действие построены таким образом, чтобы это все не было заметно.
Название фильма "Стеклянная луковица" - это сразу три отсылки:

  • к названию поместья
  • аллегория на суть убийства - Бланк называет "стеклянным луком" то, что кажется сложным, но после того, как вы отделите слои, центр становится кристально ясным
  • к песне The Beatles.
Здесь, как и в первом фильме, использован прием Big Fancy House, но на контрасте - если в первой части это был старинный особняк, то здесь - ультрасовременная постройка.

Cool Car: Пожалуй, единственная по-настоящему очаровательная вещь в Майлзе - это его Porsche 918 Spyder 2015 года выпуска который он прозвал "Baby Blue". Он якобы берет его с собой в любую точку мира, а в "Стеклянной луковице" он стоит на большом поворотном столе на крыше. После разрушения дома это место оказывается очень неудачным.

А еще здесь много так называемых Brick Joke, смысл которых нам становится ясен только к концу фильма.
- Придя в особняк и увидев нелепо сделанный Майлзом док Бэнкси, Лайонел спрашивает, что это такое, и капитан отвечает "Pisceshite", что, по мнению Лайонела, является названием острова на греческом языке. Позже, когда Лайонел пытается вызвать помощь, ему говорят, что никто не сможет приехать, потому что тот же самый причал не работает во время отлива. Только когда оператор повторяет это слово снова и снова, Лайонел понимает, что первый капитан просто назвал причал "куском дерьма".
.
- Бланк пытается задумчиво покурить в укромном уголке территории особняка, но срабатывает сигнализация, и автоматический голос сообщает ему, что это место для некурящих. Сигнал тревоги снова раздается в конце фильма, когда особняк сгорает.

- Бланк спрашивает, будет ли приз за разгадку тайны убийства, например, iPad. После того как Бланк раскрывает преступление, Майлз заявляет, что он может получить iPad Pro.

- Узнав, что Клир выделяет газ водород, Клэр впадает в панику при мысли, что энергетическая система, которую она только что одобрила, может превратить каждый дом, питающийся от нее, в "Гинденбург". Незадолго до того, как особняк Майлза, работающий на энергии Klear, взрывается, она удрученно произносит "Гинденбург"
    Casting GAG: Приятели Бланка по созвону в Zoom имеют свою историю с жанром таинственных убийств.

    - Стивен Сондхайм в роли самого себя - дань уважения вечеринкам с загадками убийств, которые он устраивал и которые послужили источником вдохновения для всей серии Knives Out. В продолжение сцены из предыдущего фильма, где Бланк напевает "Losing My Mind" из пьесы Сондхайма "Follies".

    - Анджела Лэнсбери сыграла роль мисс Марпл. Она также сыграла подозреваемого и жертву в экранизации знаменитой "Тайны отпуска" Кристи. Как и Сондхайм, ее работа также ненадолго появилась в предыдущем фильме (мать Марты видит, как она смотрит дублированный на испанский язык сериал "Она написала убийство", где играет та же актриса).
    - Наташа Лионне сотрудничала с режиссером Рианом Джонсоном в работе над комедийным сериалом "Покерфейс" (Poker Face), который находился в производстве на момент выхода фильма.
    - Карим Абдул-Джаббар написал несколько книг о Майкрофте Холмсе, старшем брате легендарного сыщика Шерлока Холмса.

    Если поставить фильм на паузу, то можно обнаружить, что имя пользователя Анджелы Лэнсбери - "MSheSolved", а имя пользователя Стивена Сондхайма - "FleetSt".
      Небольшие мелочи, что вы могли не заметить:
      - На предвыборных плакатах Клэр указано, что она - независимый кандидат.
      - У приглашения Бланка на вечеринку Майлза погнут уголок. Он был погнут, когда Хелен разбила коробку с головоломкой, чтобы достать приглашение.
      - После того как Дюк получает оповещение на свой телефон и вступает в перепалку с Майлзом, на экране его телефона, который находится достаточно далеко от камеры, чтобы не быть замеченным, появляется фотография Кассандры Брэнд.
      - Клэр игнорирует звонок мужа после того, как Блан разрушает тайну убийства. При повторном просмотре становится ясно, что он звонит, чтобы сообщить ей о смерти Энди.

        - На дне рождения Бёрди кто-то спрашивает, продолжает ли Пег тушить пожары. На заднем плане видно, как Пег пробегает мимо с огнетушителем, чтобы потушить настоящий пожар.

        - Все участники вечеринки получают именные бокалы для коктейлей, за исключением Пег, которая вместо этого получает красную чашку Solo. Позже на заднем плане видно, как она старательно выводит свое имя на стакане, в то время как Энди затевает драку с остальными участниками вечеринки.
        Центральная тема фильма
        Разрушение и система.
        Фильм рассказывает о том, как существующие структуры и закон нарушаются в пользу наиболее богатых и привилегированных слоев населения.
        • Интересно, что так и не понятно, чем занимается Альфа. На салфетке, на которой была написана первоначальная идея, упоминается "масштабируемость криптовалют", одна из идей Майлза связана с NFT, у него есть новостная сеть, служба доставки, самолеты и космические ракеты, но это все, что мы узнаем. В целом, это выглядит как пародия на Amazon, Apple и Tesla вместе взятые.
        • Хелен Бранд выживает после выстрела неизвестного в грудь, который, казалось бы, должен был убить ее, но позже выясняется, что дневник ее сестры, лежащий в кармане пальто, остановил пулю и спас ей жизнь. Помогает и то, что пистолет оказался малокалиберным и сначала выстрелил через толстое стекло, но прием, когда что-то в кармане спасло тебе жизнь - это тоже достаточно популярный троп.
        • Когда наступает время "игры в убийство", Бланк решает ее еще до начала, обращая внимание на характерное, но не свойственное Майлзу ожерелье, вспоминая статью из журнала, виденную ранее, и замечая настоящий арбалет, расположенный в правильном положении, чтобы понять, что разгадка игры в том, что Берди убила Майлза за то, что он украл ее ожерелье. Этот прием называется Шерлок Скан.
        Отсылки в фильме:
        - Увидев в кабинете Майлза стеклянный икосаэдр, Бланк говорит: "Боже мой, он весь в звездах!", правильно относя эту реплику к 2010 году: "The Year We Make Contact", а не "2001: A Space Odyssey".

        - Майлз отмечает, что сюжет его уик-энда об убийстве был написан Гиллиан Флинн. Позже в фильме на экране появляется затемнение, которое предшествует раскрытию того факта, что женщина, которую зрители считали мертвой, на самом деле была тщательно разыграна, как в романе Флинн "Унесенная девушкой".

        - Майлз также хвастается, что конструкторы его головоломки "обучались у Рикки Джея". Это не первое сотрудничество Джея с Райаном Джонсоном - он исполнил вступительный дикторский голос в фильме "Братья Блум" и должен был появиться в "Достать ножи", но из-за его безвременной смерти пришлось заменить его на М. Эммета Уолша.

        - Хелен сравнивает ситуацию с игрой Clue и пытается подражать ее формату "галочки", отмечая, у кого из подозреваемых есть и мотив, и возможность совершить убийство. Бланк, негативно относящийся к этой игре, напоминает ей, что настоящие преступления не так просты, и оказывается прав, когда выясняется, что у всех были и мотив, и возможность.

        - Как и в предыдущем фильме про Бенуа Блана, Knives Out, сюжет напоминает загадку Агаты Кристи.

        - Одна из стеклянных статуй, разбитых в кульминационный момент, напоминает Мальтийского сокола.

        - Когда Хелен встречается с Бланком, она говорит, что для того, чтобы найти его, набрала в гугле "Величайший детектив мира". Бланк узнает фразу и специально отмечает, что он не Бэтмен. В испанском дубляже фраза Бланка о том, что он не Бэтмен, заменена на его утверждение, что он не Джеймс Бонд.

          Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

          Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
          Блок 1 - Общие принципы написания истории
          Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
          Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
          Блок 4 - Целевая аудитория
          Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

          И еще много всего интересного...

          Подтренинги:
          1. Сторителлинг в селф-брендинге
          2. Сторителлинг в презентациях
          3. Сторителлинг в SMM
          Вам понравится:
          А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
          Получай новые статьи от Storytelling School
          Для этого подпишись на наш Telegram