Разбор фильма "Паразиты" - кто же на самом деле здесь паразит?

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Паразиты - один из культовых современных фильмов, и уж точно самый известный южнокорейский. Это трагикомедийный триллер 2019 года режиссера Бон Чжун Хо. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2019 года, а в южнокорейский прокат он вышел 30 мая того же года. И потом прокатился по всему миру, украв сердечки кинолюбителей и киноманов в каждом уголке земли.

Давайте разберем главные темы, символизм и сторителлинг картины.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Сюжет
В центре сюжета фильма - очень бедная семья Ким, состоящая из четырех человек: безработного водителя Ки Тхэка, его жены Чун Сук и их двоих детей: дочери Ки Чжон и сына Ки У. Обоим детям около двадцати лет, они также не работают и не учатся в колледже из-за финансовых трудностей.

Однажды друг Ки У устраивает его репетитором к дочери-подростку из очень богатой семьи Паков. Поняв, что семья Пак доверчива, Кимы решают использовать ее в своих целях, чтобы добиться социальной мобильности: Ки У рекомендует свою сестру, та рекомендует своего отца, тот - свою жену, каждый из них предъявляет поддельные документы и притворяется, что не является членом одной семьи.

План по внедрению в жизнь Паков срабатывает, и вся семья Ким добивается успеха, которого у них никогда не было, но все оказывается под угрозой.
Композиция фильма основана на контрастах. Две семьи постоянно сравнивают: ведь если фактически и Кимы, и Паки - традиционные семьи "мама, папа, сыночек и лапочка-дочка", то с точки зрения социального положения они абсолютно разные, и понять это социальное различие может в полной мере только тот, кто знаком с культурой Южной Кореи.
Один из главных символов, который показывает контраст этих двух семей - это лестница. Лестницы используются многократно и соответствуют темам социального подъема и классового различия между теми, кто находится наверху, и теми, кто находится внизу. Паки живут наверху, на горе, чтобы прийти к ним в дом, нужно подняться.
Дом Паков - современный, просторный оазис со стеклянными стенами и двором, огороженным с трех сторон живой изгородью. Это Big Fancy House - большой шикарный дом, построенный по оригинальному дизайну и являющийся буквально тоже одним из главных героев повествования.
Кимы живут в самом низу социальной лестницы и лестницы городской, чтобы дойти до их квартиры, нужно бесконечно спускаться, а окна их комнат очень высоко под потолком. Кимы живут в подвальной квартире, выходящей в трущобный переулок. Правда, потом нам открывается и третий слой "паразитов", куда спускаться надо, кажется, еще глубже.
Также противопоставление этих двух семей выражается не такими явными способами, например, дочка Кимов - Джессика - очень одареная художница, которая из-за изначальной бедности достигла успеха только в подделке документов. А вот Да Сонг - сын Паков - на самом деле рисует весьма посредственно, как и любой другой ребенок его возраста, но у него, благодаря благосостоянию его родителей, может быть лучшая художественная школа и почитание его таланта массами.
По сути, "Паразиты" - один из перых фильмов, наказывающий богатых, фильмов на тему Eat the Rich
Практически у всех главных героев фильма есть глубокие личные проблемы (или намеки на них), причины которых варьируются от травмирующего состояния крайней бедности Кимов до психологически травмирующего "инцидента" Да Сонга.

Актеры, играющие Паков более широко раскрывают глаза, чем Кимы, поэтому их герои выглядят более невинными (и, соответственно, доверчивыми на фоне явно более прозорливой семьи Ким). Однако это не означает, что Парки "хорошие". Напротив, они наивны и слепы к собственным недостаткам. А Кимы - умные и хитрые, но и не злые.

Так кто же в этом фильме настоящие паразиты?

Семья Ким выступает в роли паразита для Паков, "присосавшись" к ним и обманом отбирая у них деньги. При этом муж экономки выступает в качестве более буквального примера, годами совершенно незаметно поедая продукты семьи. Сами Паки также являются паразитами, радостно (и незаметно для себя) живущими за счет труда (и, как следствие, страданий) людей из низших слоев общества. В общем-то, это и приводит к той трагедии, которой заканчивается фильм.
Паки - это эмоциональные паразиты. Дая отчаянно нуждается в том, чтобы ее кто-то понял, отсюда ее чувства к репетитору. Сыну нужна настоящая мать, Ён Кё - психотерапевт, а Дон Ику - друг. Они богаты, но легко доверяют и попадаются на уловки Кима именно потому, что их богатая жизнь кажется фальшивой - об этом свидетельствуют возможная зависимость миссис Пак и ее постоянная сонливость. Хотя у них есть деньги, они не обязательно "счастливы".

Заказчики, переходящие границы и ведущие себя так, будто сотрудники - их друзья или доверенные лица, очень часто встречаются и, возможно, являются следствием фальшивой дружбы, которая демонстрируется в элитарной культуре.
Что еще интересного мы видим в этом кино?
Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

  • Прием Bookends - фильм открывается и закрывается кадром с развешенными для просушки носками, который перемещается вниз и показывает Ки У.
  • Дети Паков много раз чувствуют, что с их новыми работниками что-то не так:

    - Дая сразу же замечает, что "Кевин" кажется ей гораздо более знакомым с "Джессикой", чем он притворяется.
    - Да Сонг замечает, что Кимы пахнут одинаково. Оба старших Пака предполагают, что Да Сонг имеет в виду "запах бедных людей", и смущенно смеются.
  • Хотя это и не столь важно, но Чон Сук (мама Ким) - бывшая спортсменка, поэтому вполне логично, что она сможет одержать верх во время физических столкновений с несколькими людьми на протяжении всего фильма.
Чеховские ружья (которые если висят на стене, то обязательно выстрелят):
Открытое окно Кимов. Папа говорит семье оставить его открытым, пока на улицах проводится дезинфекция, чтобы они могли продезинфицировать свой дом, что выглядит достаточно "крипово". Однако впоследствии, когда идет сильный дождь, оставленное открытым окно приводит к потопу.

Камень. Ки У решает использовать его в качестве оружия против пьяного мужчины, а затем повсюду носит его с собой. Позже муж Мун Гван, используя тот же камень, дважды сильно ударяет Ки У по голове, но тот выживает.

Шнуры камеры. Когда Мун Гван появляется в доме, она упоминает, что перерезала шнур на камере видеонаблюдения на противоположной стороне улицы, чтобы никто не видел, как она вошла в дом. Это говорит о том, что у нее есть тайная причина, по которой она хочет там оказаться, но в дальнейшем камера задерживается на этом моменте, чтобы объяснить, почему никто не видел, как Ки Тхэк (папа Кимов) пробрался обратно в дом и спрятался в подвале.
  • Миссис Пак говорит о том, что дождь - это благословение, потому что это означает хорошую погоду для празднования дня рождения ее сына. Дождь вызвал сильное наводнение в бедной части города, и мы только что видели разрушительные сцены того, что это сделало с семьей Ким и многими другими людьми. Это яркий пример того, что Парки либо не знают, либо равнодушны к основным реалиям жизни бедных людей.
  • Впервые мы видим миссис Пак, уснувшую за столиком во дворе, что намекает нам на ее проблемы с алкоголем.
  • В самом начале фильма звучит пара шуток о Северной Корее. Они предвещают появление бункера под домом Паков, построенного на случай северокорейского вторжения, которое занимает центральное место во второй половине фильма.
  • Всякий раз, когда господин Пак входит в дом, следите за светом.
  • Фотографию Альфреда Хичкока можно увидеть на корешке книги, стоящей на полке в доме Паков. Бонг Джун-хо сказал, что Хичкок был одним из главных вдохновителей фильма, и вы можете заметить некоторые аллюзии на его работы.
  • Фамилия "Ким" - одна из самых распространенных корейских фамилий, сродни "Смит" в англосфере.
  • Да Сонг и так был достаточно травмирован предыдущим днем рождения, а теперь ему пришлось стать свидетелем смерти женщины, которая помогла ему оправиться от этого. Не говоря уже о том, что он потерял отца, который, как было показано, был ему очень дорог. Если госпожа Пак не сможет вложить деньги в хорошего психотерапевта (а возможно, и психиатра), у Да Сонга будут серьезные проблемы с психикой. Если он вообще выжил.
  • Во время бойни на дне рождения Ки Тхэк одет в ту же серую рубашку, что и Ки У в самой первой сцене, что символизирует, что они вернулись к тому, с чего начали.
  • Мин не такой уж хороший парень, каким кажется. Он дарит Ки У камень процветания, который является метафорой обещания богатства, но в большей степени это символ надежды. Но бедным людям такой подарок принесет только разочарование. Мин не намеренно дает Ки У камень, чтобы расстроить его, он слеп и не видит проблем низшего класса, как и все персонажи высшего класса.

    Кроме того, Мин намеренно идет к Ки У, потому что смотрит на него свысока, считая, что если его богатые университетские друзья могут украсть его девушку, то Ки У слишком беден, и Дая никогда не пойдет за него, потому что Ки У не впишется в ее семью. Ки У, похоже, осознает это и восстает против самой идеи, поэтому он начинает добиваться Даю, хотя никогда не было похоже, что она ему нравится, не столько из-за нее, сколько из-за идеи, что она - трофей.
  • В сцене наводнения плавает камень. Это фальшивый камень, пустое обещание социальной мобильности в капиталистическом обществе.
  • Обе наиболее напряженные сцены в фильме начинаются песнями на итальянском языке: "In Ginocchio Da Te" и "Mio Caro Bene", которые намекают на то, чем они закончатся: "In Ginocchio Da Te" - это поп-песня о любви, которая намекает на то, что Кимам удастся спастись, а "In Ginocchio" ("На коленях") - это также итальянское выражение, которое означает "Я полностью разбит и побежден", намекая на наводнение, разрушающее их дом и оставляющее их без крова. А еще, "Mio Caro Bene" - это ария из драмы, намекающая на то, что все закончится не очень хорошо, а опера, из которой она взята, заканчивается поножовщиной.
  • Тропические импортные фрукты в Японии/Корее стоят очень дорого, но Паки постоянно едят их.
  • Когда Ки У устраивается на работу репетитором в дом Паков, первое, что делает семья, - выпивает пиво "Полет", самое дешевое в Корее. Когда Ки Чжон тоже устраивается на работу к Пакам, все члены семьи, за исключением Чун Сук, переходят на пиво "Саппоро" - японская марка, одно из самых качественных, которое можно найти в обычных корейских супермаркетах (примерно в два раза дороже, чем "Полет"). Чон Сук продолжает пить "Полет", который, возможно, символизирует материнскую любовь и постоянную готовность к самопожертвованию ради своих детей. В отличие от Гын Се и Ки Тхэка, которые совершают убийство из ненависти к представителям другого класса, Чон Сук совершает убийство, чтобы отомстить за смерть дочери (именно поэтому она не попадает в тюрьму, а продолжает свободно жить с сыном в их старом доме). Так можно охарактеризовать многих корейских матерей (или "ачжуммах"), пренебрегающих этикетом и модными тенденциями и предпочитающих практичность всему.
  • То, что Чон Сук сбивает Мун Гван с лестницы, - это не просто гэг или сюжетный момент, это метафора того, что сделала ее семья. Пытаясь подняться по лестнице к лучшей жизни, они сбивают с ног других людей, которые хотят того же. При этом они не обращают внимания на ущерб, который наносится в результате, поскольку он не виден: смертельное ранение Мун Гван в голову и неопределенная судьба водителя Юна.
Как и в большинстве фильмов Бон Чжун Хо, в фильме рассматриваются негативные стороны капитализма, в частности, то, что независимо от класса, возраста и положения, капитализм делает из нас паразитов.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
А какие приемы и символы вы заметили в этом фильме? Пишите в комментариях!
Вам понравится:
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram