Головоломка - а как устроен твой мозг?

Головоломка - удивительный мультфильм студии Pixar. Во-первых, потому что он рассказывает о такой сложной системе, как устройство нашего мозга и психики, а во-вторых, потому что две его части вышли с разницей почти в 10 лет, и вторая стала даже популярнее первой!

Давайте разберем, как и что устроено внутри этого мультика и человеческого мозга. Здесь огромное количество символов, метафор, отсылок и пасхалок, так что постараюсь подсветить основные из них.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.

Итак, мультфильм рассказывает нам о жизни девочки Райли - в первой части она переезжает с родителями в Сиэттл из Минесоты, во второй - отправляется в хоккейный лагерь. В обеих частях она сталкивается с травматическими ситуациями, справиться с которыми Райли помогают эмоции в ее голове. Их представляют нам по очереди: со взрослением появляются 5 основных, и это Радость, Печаль, Гнев, Отвращение и Страх. В переходном возрасте к ним присоединяются еще 5 - Тревожность, Зависть, Стыд, Скука и Ностальгия.
Сразу заметна их цветовая кодировка - у каждой эмоции свой цвет и свои особенности. И освещение у каждой эмоции разное. Радость светится ярко, а Печаль гораздо тусклее. Отвращение еще тусклее, а Страх не имеет явного свечения. Гнев, конечно же, имеет впечатляюще горячую голову, когда он разбушевался.

Одна эмоция является ведущей - у Райли это Радость, но, когда нам показывают устройство мозга других людей, например, ее родителей, учителей или даже животных, мы видим, что ведущей эмоцией может быть и Печаль, и Гнев. Возможно, это зависит от темперамента человека, а возможно, от возраста. Эмоции у всех похожи на своих хозяев, часто - прической, а еще они как правило все одного пола. У Райли же эмоции разнополые, возможно, потому что она еще подросток и определяется с самоидентификацией, а возможно, потому что она представитель популярного тропа Tomboy - это такая девушка, у которой много мускулинных черт, такая "свой парень" во дворе. Райли играет в хоккей, так что она действительно немного "рубаха-парень".

Еще интересно, что у взрослых в голове только основные эмоции и нет тех, что появляются у Райли в пубертат. Но, когда мама Райли начинает волноваться, появляется ее Тревожность, так что вероятно, эти эмоции могут проявляться тогда, когда приходит нужный момент. Помимо эмоций и пульта, которым они управляют, мультфильм показывает все сложное устройство человеческого сознания, включая воображение, долгосрочную память, мысли, подсознание и много других отделов, в которых очень интересно разобраться.

Изначально для "Головоломки" было рассмотрено 27 эмоций, из которых выбрали основные пять. Возможно, все 27 эмоций мы увидим в новых частях франшизы, на данный момент нам представили лишь 10 из них. В раннем наброске сценария 2 части были представлены следующие новые эмоции с цветовой кодировкой: свобода (белый), любовь (пурпурный), страсть (голубой) и сила (чёрный).

Райли развивается как персонаж на протяжении каждой части мультфильма с помощью своих эмоций и к концу превращается в более эмоционально сложную личность в результате своего эмоционального кризиса. Это символизируется новой панелью управления, которую используют эмоции и сферой памяти, которая теперь имеет несколько цветов в первой части и новым Самосознанием во второй.
Давайте разберем каждую эмоцию подробнее
Самая яркая эмоция, которая, по сути, является главным героем - это Радость. Радость - оптимистичная, легкая эмоция, чьей целью в жизни всегда было сделать Райли счастливой. Она похожа на персонажей японских мультфильмов или аниме. Это связано с размером ее больших глаз, цветом и стрижкой волос, формой носа, высокой и тонкой фигурой, и, в основном, ее лицом в профиль, что характерно для женских персонажей аниме.

Радость - единственная разноцветная эмоция, у нее синие глаза и волосы, которые не сочетаются с желтой кожей. И ее аура голубая, что делает отсылку на Печаль и означает: вы не можете испытывать радость, если никогда не испытывали печаль.

Радость противопоставляется двум эмоциям - в первой части Печали, во второй - Тревожности. И в обоих случаях потом она оказывается больше похожей на свое "отражение", чем она думала изначально.


Печаль - мрачная и унылая, предпочитает лежать на полу и плакать. Она может быть и сама хотела бы быть более позитивной, но это так трудно для нее. Другие эмоции, в том числе и она сама, поначалу не знают, какова ее роль, отправляют в архив и не воспринимают в серьез. Но все меняется, когда она окрашивает некоторые воспоминания Райли в свой синий цвет, а после оказывается наиболее полезной при путешествии из долговременной памяти. У нее лучше всего получается и подружиться с новыми эмоциями.

Все это доказывает, что Печаль - это не плохо. Ведь бывает же светлая грусть, а жизнь - такая штука, в которой нельзя пройти от одного конца до другого, ни разу не загрустив.
Страх - тревожная и параноидальная эмоция, главная задача которой - держать Райли в безопасности. Большую часть времени он проводит в размышлениях о потенциальных опасностях. Его цвет - филетовый.

Отвращение - саркастичная особа со слабым желудком и зеленым цветом. Она предотвращает отравление Райли, как социальное, так и физическое. В первой части в русской версии ее озвучивала Ксения Собчак.

Гнев - красный, вспыльчивый и склонный к взрыву (в буквальном смысле) эмоционал с огненным духом. Он очень страстно желает, чтобы все было справедливо для Райли.
Сферы памяти обычно показывают, какая эмоция вызвала то или иное воспоминание. И в конце первой части, когда Райли стала более эмоционально сложной, мы видим, что многие шары памяти стали разноцветными, что говорит о том, что Райли может оглядываться назад и чувствовать одновременно радость и печаль, гнев и отвращение и так далее.

Тревожность - самая яркая из новых эмоций, появляющихся во второй части. Она ярко-оранжевая, очень дерганная, и она сразу захватывает пульт управления, как бы блокируя все остальные эмоции, что очень похоже на правду: поддавшись тревожности мы как будто позволяем ей вытеснить все остальные чувства.

Тревожность неоднократно демонстрирует свою способность придумывать нереальные последовательности событий и последствий на протяжении всего фильма. Эти гипотетические варианты развития событий и руководят Райли или любым другим человеком, поддавшемся тревожности. Забавная деталь - когда у Тревожности сдают нервы, она успокаивает себя, выпивая чашку чая. Он даже называется "Anxi-TEA". Тревожность была самой сложной эмоцией в разработке.


Находясь в Стране Воображений, Радость также проявляет склонность к нереальным фантазиям, но они, ожидаемо, более оптимистичны. Как я уже говорила, Радость и Тревожность - зеркальные персонажи, так вот, они обе пытаются сформировать самоощущение Райли, контролируя, каким воспоминаниям позволено создавать убеждения, исходя из того, что, по их мнению, лучше для Райли. В кульминации второй части они обе понимают, что не могут выбирать, кем быть Райли, и позволяют всем ее воспоминаниям сформировать новое Самоощущение.
Зависть - самая маленькая эмоция, чей цвет - бирюзовый. Так что понятно, почему она постоянно завидует. В изначальной версии, кстати, у Зависти была сестра-близняшка Ревность, но потом провели исследование и выяснили, что это все же разные эмоции.

Эннуи - хандра или скука, поскольку ее имя переводится с французского как некая комбинация этих обоих чувств, была самой легкой в производстве. Ее цвет - темный, сероватый индиго, а в руках у нее не телефон, как можно было бы подумать, а маленький пульт, который служит для дистанционного управления эмоциями Райли. Что, кстати, очень логично, ведь если нас накрывает хандра, она спокойно может перебить все остальное.

У Стыда розовый цвет, очень небольшая роль и все же достаточно большое сердце - именно он пытается помочь заблокированным эмоциям вернуться в голову Райли.

Ну и очень прикольное появление Ностальгии, от которой все постоянно отмахиваются. По трейлеру, кстати, казалось, что она будет одной из главных эмоций! Но нет. Это тоже популярный прием - делать трейлеры так, чтобы им нельзя было верить на все 100.
Главная мысль мультфильма
Темное не значит плохое.

Эмоции, которые часто считаются "негативными", так же важны и необходимы для гармоничного развития жизни.

Без Печали нет Радости, а подавляя эмоции, ты придешь скорее к панической атаке, чем к успеху.
Что еще занимательного происходит во внутреннем мире Райли?
Давайте посмотрим на устройство мира, в котором живут эмоции. Разум - это отдельный мир, каждая часть которого управляет определенной частью мозга. Каждый человек устроен примерно одинаково.

Штаб-квартира - это место, где располагаются эмоции. Оттуда они чувствуют все, что делает Райли, и управляют ее реакциями через центральную консоль. Декор в головах разных людей зависит от конкретного человека. В центре мамы Райли - светлая мебель округлой формы, а в центре отца - высокотехнологичная пещера.

Воспоминания имеют форму цветных шариков, которые создаются каждый раз, когда эмоции влияют на поведение Райли. Краткосрочные воспоминания хранятся в стенах штаб-квартиры. Ночью они очищаются и отправляются на кажущееся бесконечным поле полок для долгосрочного хранения. Наиболее важными являются основные воспоминания, которые хранятся в штаб-квартире и на островах Силы Личности и являются основой того, что данный разум ценит больше всего. Например, радостное воспоминание о том, как она играла в хоккей в детстве, подарило Райли страсть к этому виду спорта на всю жизнь.
По периметру сознания Райли расположены различные Острова Личности, включая парк развлечений Imagination Land, в котором она видит свои сны, киностудию Dream Productions, где создаются сны, а также упомянутые, но невидимые области языка, различных видов мышления и так далее. Они теряют цвет, если отсутствуют воспоминания, что их породили.

Старые или ненужные воспоминания попадают в "Свалку памяти", широкую пропасть между штаб-квартирой и остальным разумом Райли, где они становятся тусклыми и в конце концов распадаются.

Мысли представлены в виде поезда, а мозговой штурм - как ураган лампочек.

В начале второй части появляется Самосознание Райли - макгаффин, за которым будет основной бой. Это объект, состоящий из ее основных убеждений. Радость хранит тщательно отобранные воспоминания, которые позволяют ей считать себя хорошим человеком. Когда Тревожность берет верх, она отправляет базовые эмоции на задворки сознания, формируя новое Самосознание, но в итоге, как и в первой части мультфильма, гармоничная личность появляется только совместными усилиями всех эмоций.
Какие еще интересные факты, тропы и стилистические приемы мы видим в мультфильме?
Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Художественный сдвиг: Пока Радость, Печаль и Бинг-Бонг проходят через стадии размышлений, каждая стадия упрощает их все больше и больше, пока они не превращаются в простые фигуры.

Несколько очень классных шуток появляются в заключительных титрах и не только:

- В одной из ранних сцен трехлетняя Райли плачет, потому что у ее плюшевой игрушки оторвалась голова. Когда Радость, Печаль и Бинг-Бонг проходят через Страну Воображения, они становятся свидетелями разрушения Музея мягких игрушек, на месте которого стоит тот же самый плюшевый герой, голова которого отрывается точно таким же образом.

- В начале фильма машина застряла в пробке Сан-Франциско, и Гнев замечает, что все сигналящие водители - "[его] тип людей". В заключительных титрах показан разум водителя автобуса, все эмоции которого - это клоны Гнева разных цветов с тонной красных воспоминаний.

- Райли прыгает с кресла на кресло, представляя, что между ними лава. Позже эмоциям приходится пересекать эту самую лаву с плавающими в ней креслами.

- Учительница Райли из 2ой части фантазирует о том самом бразильском вертолетчике, о котором до сих пор иногда думает мама Райли.

- Когда Райли впервые встречает классных девчонок, Отвращение настаивает на том, что они должны подружиться с ними, потому что одна из них пользуется тенями для век. В заключительных титрах можно увидеть голову этой девушки, в которой доминирует ее Страх, настаивающий на том, что все поймут, что она обманщица. Гнев крутой девушки настаивает на том, что это невозможно, потому что "у нас тени для век". Кроме того, ее Радость, кажется, стоит на заднем плане, подразумевая, что ее статус во многом схож с тем, который раньше занимала Печаль Райли.
Правило трех:
Эмоции кричат три раза, когда семья Райли переезжает, по одному разу на каждую смену сцены.

Running Gag (повторяющийся прикол):

Реклама жвачки. После того как работники умственного труда отправили ее в качестве шутки, она всплывает каждый раз, когда Гнев пытается вспомнить какое-нибудь воспоминание.

Пасхалки и отсылки:

Большая лампа в кабинете тренера — это та же лампа из самого первого короткометражного фильма Пиксар "Лукас, младший" (1986 года).

Во втором мультфильме на потолке в комнате Райли светятся звёзды, которые она представляла в первой части.

Очень много отсылок на мультфильмы, ток-шоу и кино. Например: крыса очень похожа на Реми из "Рататуя", центр управления внутри мамы Райли - пародия на декорации ток-шоу, в основном The View, когда Радость и Печаль проходят через Страну Воображения, можно увидеть настольную игру "Найди меня" с изображенным на ней мультяшным Немо, постер фильма Dreams Productions "Я очень долго падаю в яму" основан на классическом постере фильма "Головокружение". И так далее, очень многие отсылки мы с вами, как носители другой культуры, даже не поймем.

Прерванная арка:

Финальная сцена первого фильма и "Первое свидание Райли?" как бы устанавливают, что Райли встречается с Джорданом, мальчиком, который в нее влюблен. Джордан не появляется в этом фильме, но он есть в Рашморе, где изображены влюбленные в Райли в Стране Воображений.
Культурный перевод:

Японская версия заменила самую ненавистную еду Райли с брокколи на зеленый перец и визуально изменила сцены с брокколи. Это связано с тем, что зеленый перец более известен в Японии и считается эквивалентом брокколи с точки зрения наиболее презираемой японскими детьми пищи.

Аналогично, в сцене с ужином в большинстве международных версий (за исключением русской, испанской и франко-канадской) вместо хоккея показаны эмоции отца Райли, который смотрит футбол.

Газеты Гнева имеют не только забавные заголовки ("Нет десерту!"), но и подзаголовки, на которые стоит обратить внимание ("Эксперты согласны, что десерт - это хорошо").

Во время игры Райли и Винга Вонга в пятнашки вы можете увидеть абакус с бусинами тех же цветов, что и шарики памяти. Он также присутствует в Стране Воображения.

В карточном домике в Стране Воображений есть карта "Король", похожая на папу Райли, карта "Королева", похожая на ее маму... и карта "Райли" (R), похожая на саму Райли.

На вагоне, в который они забираются после пробуждения Райли, выбиты аббревиатуры различных островов личности (HKI = Hockey Island, и т.д.).
В фильме должен был быть гэг, в котором главные эмоции посещают Страну Прокрастинации. Но он был вырезан из-за того, что не вписывался в темп фильма. Также из-за нехватки времени сократили сцену, где старые эмоции заперты в хранилище.

А вам какая часть Головоломки понравилась больше? Пишите в комментариях, какая эмоция была бы у вас главной в вашем Центре Управления? У меня, думаю, Радость вместе с частенько появляющейся Тревожностью. А у вас?
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram