Гарри Поттер - разбор франшизы и ее героев с точки зрения сторителлинга

А вы когда-нибудь ждали письмо из Хогвартса? Если да, то, вероятно, вы принадлежите к тому уникальному поколению, что росли вместе с Гарри Поттером и его друзьями. Серия Джоан Роулинг про магический мир сейчас возглавляет топы самых популярных книг и книг, обязательных к прочтению. И они, определенно, гениальны - в первую очередь благодаря тому уникальному миру, что удалось создать писательнице. Настолько он продуманный, детальный, увлекающий. Но я считаю, что мне - и другим ребятам, родившимся в 90e, повезло больше других: мне было 9, когда я прочитала первую книгу про мальчика, который выжил, и 16 - когда я за один день закончила огромный том, завершающий эту историю. Гарри, Рон и Гермиона казались такими близкими, и они действительно помогли мне справить со взрослением и сформировали мое мировоззрение.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Позже, перечитав их уже в 30, я поразилась, насколько продуманный до мелочей и объемный оказался этот мир - именно его детализованность и правдивость я считаю секретом успеха франшизы. В этой статье я бы хотела разобрать книги и фильмы "Гарри Поттера" с точки сторителлинга и сценарного мастерства - подсветить какие-то важные моменты и раскрыть факты, что вы, может быть, не знали. Конечно же, у меня не получится объять все в одном тексте - поэтому я планирую серию статей на разные темы, но, надеюсь, у меня получится более ли менее понятный базовый разбор. Сами понимаете, разбирать франшизу из 7 книг и 8 фильмов - дело непростое.

Но давайте попробуем.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Композиция истории
Если взглянуть на всю историю как бы сверху, в общем, мы сразу видим несколько ключевых особенностей. Во-первых, каждая книга - это один год из жизни школы чародейства и волшебства Хогвартс. Все книги (кроме последней) следуют схеме: лето у Дурслей, поезд в Хогвартс, уроки и приключения, Рождество, экзамены, сражение, отъезд на каникулы. Первые две главы являются кратким изложением "истории на данный момент" для новых читателей - до шестой книги. Там уже Роулинг решила, что люди, достаточно смелые, чтобы начать серию книг с середины, могут и сами разбораться.

Во-вторых, все названия написаны по формуле "X and Y of Z" - Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, например. И этот прием стал визитной карточкой франшизы Джоан Роулинг и маркером плагиата - те же книги Дмитрия Емеца сразу прямо "кричали", что они - калька с Гарри Поттера, потому что были "Таня Гроттер и...".

Гарри Поттер это весьма хрестоматийная история с точки зрения персонажей и их архетипов.

У нас есть Главный герой (Гарри), который проходит свой Путь Героя - страшное событие вырвало его из "рая" и теперь он проходит разные испытания на своем пути, чтобы туда вернуться. Его лучшие друзья - Рон и Гермиона, а также второстепенные поддерживающие персонажи (ученики Хогвартса, Уизли, Орден Феникса) помогают протагонисту в достижении своей цели. Также у главного героя есть несколько врагов - Драко Малфой, Северус Снегг и лорд Воландеморт (в градации от менее опасного к более). Воландеморт - это Big Bad, большое зло, что ставит в опасность жизнь не только Гарри и его друзей, но и всего мира, и, конечно же, только Гарри может его победить. Но Большому Злу противостоит Большое Добро в лице профессора Дамблодора, одного из величайших волшебников этого мира.

То есть, если надо изучить стандартный и понятный большинству эпический сюжет, можно без сомнений брать "Гарри Поттера" за основу.

Связано это с тем, что Роулинг - филолог по образованию, и она сформировала свой стиль на классических произведениях и сказках, в которых часто похожая, хоть и менее глобальная, структура. (Вспомните "Властелин колец").

Конечно же, если подробно рассматривать композицию, можно увидеть еще много повторяющихся из книги в книгу элементов, например, в первых пяти книгах Гарри всегда знакомится (или хотя бы узнает о новом учителе Защиты от темных искусств) до начала занятий. А шестого он уже и так знал.

Или что в каждой книге есть red herring - подсказка, которая ведет нас к ложной разгадке, как, например, во второй книге Гарри все думал, что это Малфой - наследник Слизерина, и он открыл Тайную Комнату. А в первой - подозревал Снега. Пишите в комментариях, какие такие общие моменты в каждой книге вы увидели.

Роулинг изначально запланировала именно такую длину и сложность истории - поэтому в ней очень много "Чеховских ружей" - вроде бы незначительных сначала моментов, что "выстреливают" только потом и играют очень важную роль в сюжете. Например, Дневник Тома Реддла, крыса Короста, Сириус Блэк или Беллатриса Лестрейнжд. Джоан Роулинг тщательно уберегала свою сказку от спойлеров и раскрыла главный секрет только Алану Рикману, что играл Снегга - он сам об этом попросил, чтобы лучше понимать мотивацию персонажа.

И одно из подтверждений - это самая явная подсказка к развязке 7ой книге - в первой книге, в самом начале истории, Олливандер говорит:
"Палочка выбирает волшебника, Гарри"
Только вдумайтесь теперь!

Также невооруженным взглядом видно, что с четвертой книги - момента, где случается первая смерть, серия становится взрослее и темнее. Это нашло свое отражение и в цветах фильма, и в написанном саундреке. Читатели становятся старше, события во вселенной - страшнее, начинается Вторая Магическая Война.

Но, как в любой хорошей сказке, добро обязательно победит зло. А любовь осветит мир даже в самые темные времена.

Магический мир и его обитатели

Любое художественное произведение создает свою вселенную, которая отличается от реальной, будь то вселенная Marvel или легенький ромком с Риз Уизерспун. Правда, в случае с Marvel нам легче понять, что этот мир - нереальный. Поэтому давайте начнем с того, что определим, что же такого особенного в многогранной вселенной Гарри Поттера и по каким законам она существует.
Во-первых, мы видим не так уж и много магических мест, где сосредоточены волшебники. Это Хогвартс, Министерство магии, Косой переулок, Хогсмид, больница Святого Мунго, банк Гринготтс и, собственно, все. Где находится, например, Нора или коттедж Ракушка (там живут Билл и Флер), мы не знаем, но кажется, многие волшебники живут среди маглов, если судить по Годриковой впадине или, например, семьям Риллдов, Эванс и Снеггов.

Большие же магические заведения прячутся от магловских глаз - Хогвартс замаскирован так, что для магглов он выглядит как полуразрушенная, обреченная на гибель развалина, если только волшебник не разрешит им войти, больница святого Мунго спрятана внутри заброшенного универмага в Лондоне, а чтобы войти в Министерство Магии, вам понадобится либо телефонная будка, либо общественный туалет.

Кстати, прячутся не только магические заведения, но и, например, порталы тоже замаскированы, они выглядят как обычные магловские вещи, как старый хлам, чтобы их не подобрали.
Еще в магическом мире есть Азкабан, который позиционируется как страшное место, из которого невозможно сбежать. Но по факту, на протяжении всей истории из него только и делают, что сбегают - Сириус Блэк, Барти Крауч младший, Беллатриса во главе Пожирателей. Такая это, "картонная тюрьма".
Волшебники живут дольше, чем магглы, но все равно популяция чистокровных волшебников очень мала, и если отследить генеологическое древо, то все они по итогу окажутся родственниками. Даже Гарии и Воландеморт! Они происходят от братьев Певерелл, живших в двенадцатом веке (или около того), а именно от Игнотуса и Кадмуса.

В опубликованном родословном древе Блэков указано, что они состоят в родстве с Крэббами, Макмилланами, Булстроудами, Флинтами, Берками, Лонгботтомами, Краучами, Яксли и Поттерами. И, конечно же, Сириус Блэк - двоюродный брат Беллатрисы Лестрейндж, Нарциссы Малфой, и Нимфадоры Тонкс, а также троюродный брат Артура и Молли Уизли.
С воспитанием юных волшебных отпрысков справляется в Англии всего одна школа-интернат - Хогвартс. Есть еще Шармбатон и Дурмстранг, а вот о других школах мы не знаем.

Хогвартс сделан по подобию английских интернатов, чтобы читателям-англичанам было легче себя со школой ассоциировать - студенты Хогвартса обычно живут в Хогвартсе и возвращаются домой на каникулы. Это огромное, монументальное сооружение со множеством этажей, лестниц, ходов и пространств, которые впечатляют. Потолок Большого зала Хогвартса заколдован так, что всегда соответствует погоде на улице. Три факультета - Гриффиндор, Пуффендуй и Когтевран живут очень даже мирно, тогда как Слизерин постоянно оказывается возмутителем спокойствия. Кстати, Джоан Роулинг заявила, что не все Слизеринцы - плохие люди, и специально ввела Горация Слизнорта, чтобы показать это.
Несмотря на то, что Хогвартс показывается нам очень с хорошей стороны - ведь мы смотрим на него глазами Гарри, а для него, как и для Воландеморта, замок стал настоящим домом, на самом деле, это не такое приятное место. Сами посудите - учителя совершенно без укора совести выделяют своих учеников-фаворитов и без причины снимают баллы у других учеников, в школе царит буллинг и травля что во времена отца Гарри, что во времена его сына, а вокруг - Запретный лес, откуда можно просто не выйти живым. Опасные для жизни инциденты случаются и на уроках, и даже просто в обычной жизни, вспомните смерть Плаксы Миртл! И это мы еще не говорим про правление Амбридж в 5 части и Пожирателей Смерти в 7, когда на учениках можно было использовать заклятие Круциатус.

Да и в самом волшебном мире многое неладно - некоторые волшебники очарованы откровенно нацистскими идеями, а многие виды магических существ знатно угнетены, такие как эльфы и гоблины, например.
Но где же работают волшебники после выпуска из школы чародейства и волшебства?

Точных цифр нет, но примерно каждый десятый ведьмак и волшебник в той или иной степени работает в Министерстве магии. А если мы посчитаем не гипотетичских обитателей мира, а людей, что указаны в сюжете, получится - один из двух. Остальные либо преподают в Хогвартсе, либо открывают свой бизнес (как братья Уизли), либо куда-то уезжают, как Чарли. Благо, волшебный мир очень маленький, поэтому, видимо, места хватает всем.

Какие еще черты и особенности у мира Джоан Роулинг?

  • Некоторые события в Расширенной вселенной происходят примерно в то же время, что и аналогичные события в мире магглов - например, приход к власти Геллерта Гриндевальда напрямую совпал с приходом к власти Адольфа Гитлера, а марши за права сквибов произошли в 1968-69 годах, как раз когда в Америке завершалось движение за гражданские права.
  • Символ Даров Смерти подозрительно похож на символ Иллюминатов. Изначально это был безобидный символ, который был взят на вооружение приверженцами волшебства (Геллертом Гриндельвальдом и Альбусом Дамблдором) в качестве символа их движения по порабощению "низших народов".
  • Многие произведения искусства в Волшебном мире имеют магическое происхождение, в частности, фотографии и картины одушевлены до такой степени, что являются разумными. Люди на них могут разговаривать и даже вселяться в другие картины. Степень их взаимодействия с реальным миром зависит от силы волшебника или ведьмы, изображенного на картине. В магическом сообществе это воспринимается как факт, поэтому Рон так удивляется, когда видит спортивный плакат, принесенный магглорожденным Дином Томасом. Один из самых ярких портретов - Полная Дама, которая действует как привратник в общежитии Гриффиндора.
  • Заклинания делятся на три уровня сложности. Сначала волшебники должны выполнить движение палочкой и четко произнести название заклинания. На шестом курсе их учат произносить заклинания невербально, но при этом пользоваться палочками. Выдающиеся волшебники, такие как Дамблдор и Воландеморт произносят заклинания невербально и без палочки.

    Подразумевается, что для совершения такого действия необходимо огромное количество практики и магического таланта. Между первым и вторым уровнями практика также может помочь сократить время произнесения заклинания, поскольку чем чаще вы используете заклинание, тем более привычными становятся движения палочки.
  • Некоторые заклинания - настоящая латынь, другие - латынь, неправильно спрягаемая для данной цели, а некоторые лишь смутно напоминают настоящую латынь.

    - "Accio", "Crucio", "Reparo" и т. д. - все это правильные латинские заклинания, которые просто описывают действие заклинания с помощью формы первого лица единственного числа соответствующего глагола ("я вызываю", "я пытаю", "я ремонтирую" и т. д.).

    - "Expecto patronum" - это аутентичная латынь, означающая "я жду (своего) защитника" (переведя "patronus" в винительный падеж). Однако другие заклинания, например "Oculus reparo", оставляют объект в именительном падеже.

Главное трио

Конечно же, главный элемент истории, что влияет больше всего на читателей и зрителей - три главных героя, Гарри, Рон и Гермиона, так называемое главное трио франшизы.

Они подружились в первой книге и на протяжении всей серии за семь лет пережили и выстрадали больше, чем большинство людей за всю жизнь, но с годами стали только ближе. Они проводят вместе больше времени, чем с кем-либо еще, и когда возникает проблема, они всегда пытаются решить ее вместе.

В будущем они становятся семьей в юридическом смысле: Рон женится на Гермионе, Гарри становится шурином Рона через его брак с Джинни, а Гермиона - невесткой Гарри.
Они очень хорошо уравновешивают друг друга - в то время, как Гарри такой храбрый и отважный, Гермиона - очень умная, она дает определенную базу, а Рон - ближе всего к обычным людям, любит поспать и плотно покушать. Гарри является номинальным лидером их тройки, но тем не менее, они часто прислушиваются друг к другу. Гермиона обычно набирает материал, тогда как Гарри сводит все воедино и приходит к нужному выводу.

На протяжении всех книг, Гермиона постоянно произносит одну и ту же фразу: "Вы что, так и не прочитали "Историю Хогвартса"? Это некие arc words, постоянно повторяющиеся слова в истории.
Примечательно, что в мире Джоан Роулинг все романтические отношения начинаются с дружбы. Рон и Гермиона дружили более 6 лет, прежде чем открыть свои чувства, и Гарри начал испытывать чувства к Джинни, когда увидел, что она начала отлично играть в квиддич, и почувствовал в ней родственную душу. Они стали одного поля ягоды.

Интересно, что у Гарри в принципе есть определенный "тип" девушек, на которых он "западает". Два его главных увлечения (Чжоу Чанг и Джинни Уизли) - экстравертные, легкомысленные, популярные девушки, талантливые игроки в квиддич. Главной причиной разрыва Гарри с Чжоу было то, что она была слишком опечалена и растеряна из-за смерти Седрика, а Гарри, обремененный собственным багажом, не хотел быть чьим-то плечом, на котором можно выплакаться. Одной из причин, по которой он выбрал Джинни, было то, что она могла остаться легкой и свободной от проблем, несмотря на полученную в тайной комнате травму.
Но Гарри хоть и является главным героем, с Джинни они как раз таки beta couple, второстепенная любовная история по сравнению с главной парой - Роном и Гермионой. Это необычно, чаще главный герой и формирует главную пару. Они с Джинни сходятся быстрее и не ссорятся так часто, как Рон и Гермиона. Единственная причина, по которой они расстались, - смерть Дамблдора и предстоящая миссия по поиску крестражей Воландеморта вместе с Роном и Гермионой, и Гарри не знал, доживет ли он до войны. Было практически заявлено, что если они оба выживут, то снова будут вместе.

Гарри и его друзья постоянно строят теории заговора, в которых персонаж или персонажи замешаны в чем-то сомнительном или гнусном, несмотря на то, что каждый раз, когда это происходит, им доказывают обратное. Правда, в шестой книге Гарри оказывается прав: Драко - Пожиратель смерти с заданием, ответственный за причинение вреда Кэти Белл и Рону.
Гарри Поттер - единственный человек во франшизе, который когда-либо по-настоящему возвращался из мертвых, хотя ясно, что на самом деле он не находился в загробном мире. После того как Воландеморт применил к нему Убийственное проклятие в Темном лесу, он оказывается в пространстве между жизнью и смертью, поскольку Воландеморт использовал кровь Гарри, чтобы оживить себя в четвертой книге. Гарри даже предлагают выбор: либо вернуться к жизни, либо перейти в следующую жизнь, если он этого хочет. В итоге он выбирает первое, чтобы раз и навсегда остановить Воландеморта.

Все из кожи вон лезут, чтобы сказать Гарри, как сильно он напоминает им Джеймса. Позже, довольно зловеще, тенденция переходит в сравнение его с Воландемортом. А еще все повторяют, что у Гарри зеленые глаза его матери. Возможно, это отражает его "глубинную сущность", которая больше похожа на его мать, чем на отца, или, по крайней мере, Дамблдор хочет, чтобы Снегг в это поверил. Хотя Дамблдор говорил Гарри в книгах 1-4, что он очень похож на своего отца, и он больше связан с отцом, большинство из того, что мы видим и знаем о Лили, говорит о том, что он действительно больше похож на свою мать, особенно в том, что касается его дружбы с изгоями вроде Полумны, как это было с Снеггом (хотя с Люпином Джеймс и сам был не промах). А когда он видит, как ведут себя его родители в "Худшем воспоминании Снегга", становится ясно, что он, как и его мать, защитил бы изгоя от хулиганов.

Фирменным приемом, почерком Гарри становится заклятие Экспеллиармус. Это довольно скучное, базовое и невыразительное заклинание по сравнению с большинством других, но, учитывая, что волшебники практически беспомощны без палочки, при правильном исполнении оно приносит мгновенную победу. Но именно оно указывает на Гарри, когда того перевозят в укрытие в седьмой части. Ну и я, например, всегда хихикаю, когда Гарри на Экспелиармусе сражается с Авадой Кедаврой.

Гарри - сломленный герой: он хорошо относится к людям, несмотря на то, что его тетя, дядя и кузен подвергали его эмоциональному насилию. А еще у него комплекс вины, который частично рождается из синдрома хронического героя. Гарри испытывает огромное чувство вины и винит себя почти в каждой смерти, связанной с ним. Начиная с "Ордена Феникса", Гарри начинает демонстрировать все 6 клинически признанных признаков ПТСР - хронического посттравматического стрессового расстройства.

Гарри, Рон и Гермиона созданы так, чтобы мы могли узнать себя в ком-то из главных героев. Сама Роулинг говорит, что много ее черт есть и в Гарри, и в Гермионе. И актеры, взятые на роли троицы, очень похожи на свои киношные альтер-эго.
Например, есть забавная история, как режиссер третьей части Альфонсо Куарон попросил Дэниела Рэдклиффа, Эмму Уотсон и Руперта Гринта написать эссе о своих персонажах Гарри Поттере, Гермионе Грейнджер и Роне Уизли соответственно. Один персонаж написал 10 страниц с подробным описанием, один - полторы страницы с фактическими моментами, а один вообще ничего не написал. Угадайте, кто же это был?

Big Bad VS Big Good

Поскольку Гарри Поттер - это эпическое произведение, один из главных его мотивов - это борьба добра со злом, поэтому обе полярности представляются конкретными героями - Дамблдором и Воландемортом.
Дамблдор - директор школы чародейства и волшебства Хогвартс, считающийся современным Мерлином по своим магическим способностям. Как и любой старый добрый мудрец, он крайне туманен во всем, что касается важных вещей; кроме того, он с юмором относится к эксцентричным людям. Основал Орден Феникса, организацию, возглавляющую борьбу с Воландемортом; большинство персонажей сериала лично преданы ему. Он - единственный, кого когда-либо боялся Воландеморт, а также важная фигура-наставник.

Любит боулинг, лимонный шербет, камерную музыку и прекрасный вид на Лондон с высоты. Родился в 1881 году.

Уже в юном возрасте он считался самым блестящим учеником Хогвартса и превосходил всех своих сверстников. Повзрослев, он стал считаться лучшим профессором школы, а затем официально стал величайшим волшебником в мире, победив Геллерта Гриндельвальда, который терроризировал весь волшебный мир. Затем его повысили до директора школы, и он снова доказал, что является величайшим человеком, когда-либо носившим этот титул.

Роулинг даже утверждает, что Дамблдор добился такого успеха в основном благодаря собственным усилиям. Однако под поверхностью величайшего персонажа серии скрывается множество проблем и недостатков, и хотя признается, что именно они сформировали в нем того великого волшебника, которым он является сейчас, он так и не смог полностью преодолеть их.

Как и Воландеморт, Дамблдор когда-то верил, что тоже сможет победить смерть благодаря своему непомерному эго. Но Дамблдор вырос из этой веры, осознал свои недостатки и попытался бороться с ними, в то время как гордыня Воландеморта и его вера в то, что он может победить смерть, только росли, пока не захватили всю его жизнь.

Но в то же время Дамблдор - олицетворение тропа "Добро не может постичь зло": он может многое понять о Воландеморте, но так и не понял, что Воландеморт спрятал один из своих крестражей в Выручай-комнате. Почему? Потому что Дамблдор был примерным учеником, который никогда не списывал и, следовательно, не имел нужды пользоваться комнатой. Гарри же, конечно, не был примерным учеником и пользовался этой комнатой, так что он мог все выяснить.
Дамблдор - Большое Добро этой истории, тогда как Воландеморт - Большое Зло.

Воландеморт - главный злодей серии о Гарри Поттере.

Как однажды сказал Хагрид, не все волшебники хорошие, некоторые из них становятся плохими. И Лорд Воландеморт - ранее известный как Том Марволо Риддл - является настолько плохим волшебником, насколько это вообще возможно (и даже намного больше). Когда-то Риддл был студентом Хогвартса и, казалось бы, одним из лучших и самых способных учеников школы. Однако он также страдал социопатией, испытывал отвращение к своему полумаггловскому наследию и имел серьезные пробелы в своих знаниях - в частности, он ничего не знал о любви. Риддл часто совершал преступление, создавал козла отпущения и позволял ему взять вину на себя. Ненавидя свое имя, он еще в школе придумал себе имя "Я - Лорд Воландеморт" - анаграмму своего полного имени. Вскоре после окончания Хогвартса он исчез, а спустя годы появился как величайший темный колдун в истории.

Он собрал Пожирателей смерти, чтобы воплотить свою волю в жизнь в период террора. Министерство магии казалось бессильным перед ним: но прежде чем он смог захватить абсолютную власть, он был, казалось, уничтожен при попытке убить годовалого Гарри Поттера в его кроватке. Потом он восстанавливает свои силы в четвертой книге, и начинается Вторая Магическая война.
Воландеморт - лицемер, и его идеалы очень похожи на учения Гитлера. Одной из целей Пожирателей смерти является уничтожение любого волшебника, не являющегося чистокровным, особенно если он магглорожденный, но сам Волдеморт - полукровка (его отец был магглом). Так что есть основания полагать, что на самом деле ему плевать на превосходство крови, и он просто использует его как прикрытие, чтобы собрать последователей и получить власть.

Несмотря на то, что у него в рукаве есть множество других мощных заклинаний, Лорд Воландеморт обычно просто запускает Убийственное Проклятие в каждого, кто осмеливается ему противостоять. Несмотря на то, что он очень умный злодей, он совершает несколько непростительных ошибок - например, при сокрытии крестражей, при толковании рокового пророчества и в момент, когда просит Нарциссу Малфой проверить, жив ли Гарри. Все это как раз и показывает его психопатичность и невозможность понимать чувства других людей.

Хотя, с мамами ему в целом не очень везло, две главные "беды" с его точки зрения с Гарри Поттером случились из-за мам - Лили, которая дала Гарри свою защиту, и Нарциссе, которой важно было проникнуть в Хогвартс, чтобы забрать Драко.
Лорд Воландеморт - постоянный Главный Злодей, но в каждой отдельной книге есть и свой второстепенный антагонист, характер и мотивы которого часто многое говорят о темах и конфликтах, лежащих в основе каждой части.

- В "Философском камне" есть Квиринус Квиррелл, хрупкий и трусливый слуга искалеченного Волдеморта.
- В "Тайной комнате" есть Том Рэддл, призрачное эхо прежнего Волдеморта.
- В "Узнике Азкабана" есть Хвост, доверенное лицо Поттеров, предавший своих друзей из трусости.
- В "Огненном кубке" есть Барти Крауч-младший - "крот" Волдеморта в Хогвартсе, проблемный молодой адепт Пожирателя смерти, который остается верен Волдеморту после его падения.
- В "Ордене Феникса" есть Долорес Амбридж, коррумпированная чиновница Министерства, которая отрицает возвращение Волдеморта.
- В "Принце-полукровке" есть Драко Малфой, который, наконец, открыто присоединяется к Волдеморту после шести лет пребывания в Хогвартсе.

Северус Снегг

Но серия не была бы такой пронзительной, если бы не неоднозначный и противоречивый двойной агент Северус Снегг, что всю жизнь хранил свою великую тайну и любовь к Лили Поттер.

Если Воландеморт - Большое Зло, Драко Малфой - соперник Гарри, то Снегг - наиболее эффективный враг, ведь именно он доставляет троице страдания большую часть времени (особенно в книге). В юности Снегг с большим предубеждением относился к магглам и магглорожденным, хотя сам был полукровкой и любил одну магглорожденную; став взрослым учителем, он высмеивает Гермиону за то, что она, как он однажды выразился, "невыносимая всезнайка" - иронично со стороны Снегга, который сам является невыносимым гением. Он младше основного профессорского состава Хогвартса, по крайней мере, на два десятилетия.
Почему Дамблдор позволяет Снеггу оставаться безнаказанным за то, что он так издевается над своими учениками? "Дамблдор считает, что в жизни бывают разные уроки... ужасные учителя вроде Снегга - один из них!" - так говорит сама Джоан Роулинг.

Интересно, что в ее мире девушки всегда выбирают хороших парней, а не плохих - это особенно видно в любовном треугольнике Лили/Джеймс/Снегг. Лили не нравился Джеймс, когда он был "плохим мальчиком", но в итоге она выходит за него замуж, когда он становится "хорошим мальчиком". Снегг думал, что, занимаясь темными искусствами, заставит ее полюбить его снова, но в итоге оттолкнул ее, закрепив за собой роль настоящего плохого парня.

Примечательно, что после смерти Дамблдора он становится Большим Добром для учеников Хогвартса в седьмой книге, хотя они этого не осознают. Портрет Дамблдора поручил Снеггу взять на себя управление школой, поскольку он был единственным членом окружения Волдеморта, которому можно было доверить этот пост. Став директором, Снегг может обуздать садизм других Пожирателей смерти, например Кэрроу, и при этом обеспечить ученикам достойное образование, более или менее оградив их от войны. Гарри добивается того, чтобы портрет Снегга занял свое место рядом с портретами других директоров Хогвартса в честь этой преданности школе и ученикам.
Вскоре после того, как Алан Рикман был выбран на роль Снегга, они с Роулинг подробно обсудили персонажа, и она раскрыла мотивы Снегга и его конечную преданность. Рикман использовал эти знания на протяжении всего сериала, чтобы решить, как играть сцены, произносить реплики и, самое главное, как использовать язык тела для передачи определенных эмоций. Если, узнав о раскрытии правды в финальном фильме, вы вернетесь и посмотрите всю серию и обратите внимание на то, как Рикман использует язык тела, вы очень быстро поймете, что его слова могут говорить одно, а язык тела - совсем другое. Продюсеры сделали очень правильный выбор, когда позвали Рикмана на эту роль, даже если Рикман оказался в итоге гораздо привлекательнее персонажа, которого он сыграл.

И, конечно, момент с его Патронусом - один из самых иконических в фильме.

Второстепенные поддерживающие персонажи

Для всей арки Гарри Поттера очень важны и второстепенные персонажи. Они так глубоко и прекрасно прописаны, что, конечно, каждый из них достоин отдельной статьи и разбора. Здесь давайте подчеркнем только самое важное в каждом.
Самую значимую роль играет семья Уизли. Они - Parental Substitute для Гарри, замена ему родителей, любящей семьи, ролевая модель. В книге показано, как он после пары недель у Дурслей проводил с Уизли остаток каникул.

Именно они показали Гарри, что такое - любящая и верная семья. И он это осознает, он очень благодарен всем своим рыжим друзьям. В частности, в книге, он выскакивает из мантии-невидимки во время битвы за Хогвартс, когда все думают, что мертв, чтобы защитить Молли чарами Протего от смертельного заклятия Беллатрисы Лестрейндж. И он инвестирует в магазинчик близнецов Уизли свой выигрыш на Турнире Трех Волшебников. Думаю, Молли Уизли была очень рада, что Гарри в итоге женился на Джинни! Она и так его воспринимала еще один своим сыном, а так он стал им юридически.

Второй по значимости герой для Гарри - Сириус.

Сириус - баронический герой: он умен, по-прежнему привлекателен (хотя и не так, как до Азкабана), слегка безумен. Он смотрит на Гарри как на замену Джеймса, своего лучшего друга, а Гарри на него - как на замену отца. Ведь у Сириуса годы юности как бы украли, он сидел в тюрьме, и для него как будто все еще продолжается Хогвартс, где он все еще дружит с Джеймсом. Сириус - самый чистый пример в серии с точки зрения классической темы побега от своих корней. Он вырос в семье аристократических чистокровных волшебников, которые любили Темные искусства, но к одиннадцати годам он выразил желание отойти от этого и попал в Гриффиндор.
Заметна разница между Сириусом в 4 и 5 частях - в 4ой он ведет себя благоразумно, старается помочь Гарри и призывает его не рисковать слишком сильно, а в 5ой мы уже видим, как он сам частенько рискует и подначивает Гарри совершать необдуманные поступки. Это вызвано тем, что он слишком застрял в доме, который ненавидит, вероятно, имеет некие психологические проблемы и, скорее всего, злоупотребляет алкоголем.
Полумна, Невилл и Джинни со сценарной точки зрения - это бета-трио, которое отражает главных героев и поддерживает их.

Очень интересно проследить любовные линии во франшизе.

Почти каждая семейная пара в серии счастлива в браке. Молли и Артур Уизли, Нарцисса и Люциус Малфой, Петуния и Вернон Дурсли, а также (пока они были живы) Лили и Джеймс Поттер. Похоже, это обычное явление среди волшебников в Potterverse, где единственным персонажем, о котором известно, что он разведен, является Сибилла Трелони, и об этом не упоминалось до появления ее профиля на Pottermore.

- К концу серии Билл и Флер, Гарри и Джинни, Рон и Гермиона, Драко и Астория также счастливы в браке.
- Исключение составляют Беллатриса и Родольфус Лестрейндж. Беллатрикс, кажется, не заботится о Родольфусе, кроме как о товарище Пожирателе смерти, и даже изменяет ему с Воландемортом; Меропа Гонт и Том Риддл, которые никогда бы не поженились, если бы она не опоила его приворотным зельем; и Эйлин и Тобиас Снегг, который жестоко обращался с ней.

Многие пары - еще и боевые товарищи.
Обратите внимание - некоторые персонажи второго плана упоминаются вскользь задолго до того, как раскрывается их значение для сюжета: миссис Фигг, Седрик Диггори, Наземникус Флетчер, Лавгуды, Гриндельвальд, Аберфорт Дамблдор, Беллатриса Лестрейндж, Сириус Блэк и его брат Регулус Арктурус Блэк.

Тема смерти и любви, а также другие смыслы франшизы

По словам Роулинг, центральной темой серии всегда была смерть.

Она выходит на первый план только в "Гарри Поттере и Дарах Смерти", где Дамблдор заявляет, что Гарри - Мастер Смерти не потому, что владеет всеми тремя Дарами Смерти, а потому, что в результате опыта, когда он неосознанно собрал все три, он понял, что смерть неизбежна и что есть судьбы гораздо хуже, чем смерть, и принял свою смерть. Сказка о трех братьях, откуда взята легенда о Дарах Смерти, показывает, что если вы пытаетесь избежать смерти или не можете принять смерть близкого человека (первый и второй братья, представленные Воландемортом и Снеггом в "Дарах Смерти"), то смерть будет для вас мучительной каторгой. Однако если вы принимаете смерть как неизбежность (младший брат, представленный Гарри), то смерть встретит вас как старого друга. Все это проистекает из собственного опыта Роулинг, связанного со смертью ее матери.
Еще одна центральная тема: Любовь - вот что делает нас сильнее. Именно любовь отличает Гарри от Воландеморта, именно она легла в основу защиты от его матери. Именно она - самое ценное, что есть у наших героев.

Можно легко определить ценности в книге - храбрость, ум, трудолюбие, хитрость. Люди могут быть храбрыми в самых разных неожиданных ситуациях, а книжный червь не может знать всего, и каждому нужна немалая доля хитрости, чтобы выжить. Даже самая лучшая магия в мире не может определить, кто ты есть в темноте, и есть много случаев, когда люди судят слишком поспешно.

Также здесь, как и в "Форресте Гампе", например, поднимается тема детства и его влияния на характер. Плохое детство Гарри сделало его сострадательным и героическим, а похожее детство Воландеморта сделало его садистом и маньяком. Детство Дамблдора сделало его скрытным и манипулирующим, эти черты он разделяет со своим братом, детство Снегга привело его к вот такой сложной двойной жизни, ну и так далее.
В более поздних книгах есть явное послание: "Нельзя полагаться на старших, у которых есть ответы на все вопросы". Какими бы мудрыми они ни казались, ваши родители и наставники наверняка совершили больше ошибок, чем хотели бы признать, и не всем вашим учителям можно доверять ответственное отношение к власти. Даже Дамблдор совершает ошибки, и когда он видит Гарри в последний раз, то говорит: "Я уже давно знаю, что ты лучше меня". В результате Гарри и его друзьям приходится полагаться только на себя в борьбе с Темным Лордом и практически не ожидать помощи от тех, кто не является подростком. В конце концов, полагаться можно только на свою совесть.

Когда мир вышел за свои пределы

Это удивительно, когда случается то, что мир перерастает книги. Сейчас Гарри Поттер - это не просто серия книг или фильмов. Это настоящий большой мир, в котором много компонентов, и который уже живет сам. В нем появляются тематические парки, места, квесты, экскурсии, связанные с Гарри Поттером, выпускаются книги - и не художественные, а, например, по кулинарии и вязанию. Это уникальный феномен.

Также удивительно и то, что первое поколение, читающее про мальчика, который выжил, росло вместе с ним. По мере того как Гарри и его первоначальная аудитория взрослели, "рос" и уровень зрелости книг, так что если ранние книги - это прямо детская литература, то поздние уже намного серьезнее.

А сейчас существует Pottermore - настоящий официальный ресурс мира Гарри Поттера, который ведет сама Джоан Роулинг и где можно прочитать подробности нынешней жизни героев франшизы, которые (ну а вдруг?) живут в своем параллельном мире и играют там в Квиддич.
Вышел приквел к Гарри Поттеру - "Фантастические твари", а также продолжение про Поттеров, Уизли и Малфоев через 20 лет, "Гарри Поттер и проклятое дитя", появилась игра Hogwarts Legacy, снимается новый сериал от BBC. И это понятно, непонятно скорее другое - почему еще нет нескольких десятков фильмов/книг/произведений, самостоятельных единиц в этой вселенной? Ведь здесь такой простор для творчества! Есть где размахнуться.

Все это значит лишь одно - шалость удалась. Мир Гарри Поттера стал настолько великим и реальным, что он помог нескольким миллионам подростков поверить в существование волшебства. И еще поможет огромному количеству читателей и зрителей. И это прекрасно.

Еще интересные факты, приемы сторителлинга и сценарные фишечки из книг и фильмов:

У всех ведьм есть кошки (кошачьи мотивы): Кошка - одно из животных, которое студенты-волшебники могут привезти в Хогвартс в качестве домашнего питомца. Профессор Макгонагалл, может превращаться в кошку. У Гермионы есть кошка, а Амбридж украшает свой кабинет чрезмерным количеством кошачьих картинок. Кроме того, рядом с Дурслями живет Сумасшедшая кошатница, которая оказывается сквибом (немагическим человеком, родившимся от двух магических родителей). И еще интересный пример - Миссис Норис, кошка Филча.

Анонимный благодетель: На протяжении серии у Гарри их не менее четырех: Дамблдор дарит ему плащ-невидимку. Сириус дарит ему "Молнию". Барти Крауч - злобный благодетель, помогающий Гарри. Снегг оставляет Меч Гриффиндора в лесу, чтобы он его нашел.

Arc Number: Число семь появляется множество раз на протяжении всей серии. Семь книг, основанных на семи годах обучения Гарри в школе. Семь детей Уизли. Воландеморт пытается разделить себя на семь частей, используя себя + шесть крестражей. Это предвещается в фильме "Дары смерти", когда в комнате юного Тома камень разбивается на семь частей. Во вселенной семь считается очень сильным магическим числом.
Bookends:

- Жизнь Гарри с Дурслями. Когда ему исполнился год, он недавно потерял родителей, и Хагрид привозит его на Тисовую улицу в на волшебном мотоцикле Сириуса. Когда ему исполняется семнадцать лет, а магическая защита вот-вот падет, Хагрид увозит Гарри с Тисовой улицы на том же мотоцикле. Хагрид даже подчёркивает это.
- Также в первой книге: Рон: "Ты ведьма или нет?". В седьмой книге: Гермиона: "Ты волшебник или кто?".
- Мысли Гарри о Снегге - это сначала вопрос: "Кто этот человек?". Что он думает о нем после окончательного поражения Воландеморта и после смерти Снегга? Это ответ на тот самый вопрос: "Самый храбрый человек, которого я когда-либо знал".
- Вся серия начинается и заканчивается тем, что Воландеморт получает проклятие Авада Кедавра, отраженное Гарри. В первой книге сила Воландеморта сводится на нет самоотверженной жертвой Лили; его заклинания не срабатывают во время финальной битвы, потому что Гарри добровольно отдает свою жизнь ради спасения друзей.
- Вся серия также заканчивается смертью пары с маленьким сыном: Джеймс и Лили Поттер в начале, оставив сиротой своего сына Гарри, и Люпин и Тонкс, оставив сиротой своего сына Тедди.
- Предпоследняя глава первой книги называется "Запретный лес", а предпоследняя глава седьмой книги - "Снова лес". В обоих случаях Гарри в той или иной степени сталкивается с Волан-де-мортом.
Brick Joke - шутка, которую сначала никто не понял, а потом кааак понял:

- В первой главе первой книги Хагрид упоминает, что одолжил мотоцикл у Сириуса Блэка. Через две книги мы узнаем, что вскоре после этого Сириус Блэк был арестован; двенадцать лет спустя он сбегает из тюрьмы для волшебников Азкабан, чтобы выследить Питера Петтигрю, который инсценировал свою смерть, выдав Воландеморту местонахождение родителей Гарри.
- В "Тайной комнате" полтергейст Пивз ломает "невероятно ценный" исчезающий шкаф по приказу Почти Безголового Ника. В "Ордене Феникса" Фред и Джордж запихивают Монтегю в тот же шкаф, чтобы заткнуть ему рот. В следующей книге шкаф становится одной из самых смертоносных частей чеховского арсенала во всей серии, позволяя Пожирателям смерти проникнуть в Хогвартс и узурпировать нынешнее руководство.
- В начале пятой книги Гарри и Дадли подвергаются нападению дементоров, что, возможно, является самой неуловимой шуткой в серии. После того как Гарри отбивается от них, он пытается объяснить тете и дяде, что произошло, но понимает, что это безнадежно, потому что никто из них не понимает, о чем он говорит. Петуния наконец говорит, что "они охраняют тюрьму для волшебников, Азкабан", и Гарри спрашивает, откуда она могла это знать. Петуния отвечает: "Я подслушала, как тот ужасный мальчик рассказывал ей о них много лет назад". В то время (да и после окончания серии) все просто считали, что "тот ужасный мальчик" - это отец Гарри, Джеймс Поттер. Однако в самом конце седьмой книги мы узнаем, что на самом деле это был Северус Снегг. Во время просмотра своих воспоминаний Гарри становится свидетелем этой сцены "из первых рук", но она разыгрывается так быстро и на фоне множества других событий, что мало кто обращает на нее внимание.
Отсылки в книге:

- Вальс тетушки Мардж содержит тонкие музыкальные аллюзии на увертюру Россини "Вороватая сорока".
- Визуальное оформление последовательности "Сказки о трех братьях" в "Дарах смерти: Часть" было создано под влиянием анимационного стиля "Приключений принца Ахмеда".
- "Визенгамот" - высший совет и суд волшебников; в "Ордене Феникса" Гарри предстает перед Визенгамотом в полном составе. Это отсылка на "Витенагемот", существовавший в реальной жизни англосаксонский совет знати, который консультировал королей Англии вплоть до Нормандского завоевания.
- Люпин говорит, что Волчье зелье, которое он должен принять, ужасно на вкус, но добавление сахара сделает его неэффективным, что является отсылкой к песне Мэри Поппинс "A Spoonful of Sugar". Очевидно, это лекарство не помогает...
- В одном из интервью Роулинг подтвердила, что текучесть кадров среди преподавателей Защиты от темных искусств была вдохновлена текучестью барабанщиков группы Spinal Tap.
- Тетя Мардж в третьей книге и Долорес Амбридж в книгах 5-7 - это тонко завуалированные экспликации Маргарет Тэтчер, к которой Дж. К. Роулинг питала неприязнь.
- Роулинг создала Беллатрису Лестрейндж по образцу знаменитой Евы Браун, жены Гитлера
Профессиональные букмекерские конторы сделали целое состояние на двух последних книгах. Один профессиональный букмекер потерял более 60 000 фунтов стерлингов на исходе последней книги потому что Гарри и умер, и не умер, и в итоге ему пришлось платить всем.

А вам какая часть Поттерианы больше нравится? И какой герой ваш любимый?
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram