Дэвид Линч всегда был мастером создания загадочных и многозначных произведений, и «Малхолланд Драйв» (2001) не исключение. Фильм, который отказывается от прямолинейных объяснений и открытых трактовок, неизбежно стал объектом многочисленных интерпретаций. Линч сам отказался комментировать его смысл, ограничившись лишь фразой «любовная история в городе снов». В то же время, кинокритики и зрители выдвинули несколько гипотез, каждая из которых раскрывает разные аспекты картины. Рассмотрим три из них.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс"Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.
Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Бетти — это сон Дайаны
Одна из самых популярных трактовок фильма предполагает, что Бетти — это вымышленная личность, созданная в сознании Дайаны Сэлвин. В этой гипотезе первая часть фильма — это именно её сон, в котором она заново проживает свою жизнь, но уже в виде успешной и амбициозной актрисы. В отличие от реальной Дайаны, чья карьера не сложилась, Бетти успешна, обаятельна и полна надежд. Мечтая об этом идеальном «я», Дайана во сне реконструирует свою жизнь, превращая её в историю, похожую на классические голливудские фильмы.
Как предполагает актриса Наоми Уоттс, «Дайана — это реальный персонаж, а Бетти — это личность, которой она хотела бы быть и придумала её во сне. Рита — девушка, попавшая в беду, она нуждается в Бетти, которая контролирует её, словно куклу». Важный момент этой гипотезы — Бетти представляет собой фантазию Дайаны о том, какой она хотела бы видеть Камиллу, свою бывшую любовь, которая стала для неё источником боли и разочарования.
Вторая часть фильма хронологически была раньше
Другая популярная гипотеза говорит о том, что вторая часть фильма — это на самом деле хронологически первая. В этой трактовке, Дайана Сэлвин, заказав убийство Камиллы Роудс, сталкивается с невыносимыми последствиями своих действий. Забыв о совершённом преступлении, она ложится спать и начинает видеть сон, в котором Камилла и Рита становятся частью её фантазии. В процессе сновидения Бетти (идеализированная версия Дайаны) начинает раскрывать правду о себе и своём прошлом. Эта гипотеза поддерживается тем, что фильм включает множество аллюзий на реальную трагедию Дайаны, скрытую в её бессознательном.
Кинокритики, такие как Нил Робертс и Том Чарити, рассматривают эту теорию, утверждая, что Бетти — это нечто большее, чем просто персонаж, а вымышленная личность, через которую Дайана пытается прожить «другую» жизнь, не потеряв себя в тяжёлых воспоминаниях. На этом фоне реальность, в которой Камилла мертва, как бы уступает место идеализированному сну, где всё ещё возможно вернуть утраченные мечты.
Параллельные реальности
Третья гипотеза предполагает, что весь фильм представляет собой переплетение параллельных реальностей, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом. В этой трактовке события фильма происходят не в одном времени или пространстве, а в различных мирах, которые иногда пересекаются. Дайана, Бетти, Рита и Камилла — все они могут существовать в разных реальностях, которые время от времени сталкиваются, создавая иллюзию единого повествования. По мере разворачивания сюжета мы видим, как реальности начинают взаимодействовать, а их герои сталкиваются с тайнами и жестокими истинами, которые остаются нераскрытыми.
Некоторые кинокритики, такие как Роджер Эберт, отмечают, что «Малхолланд Драйв» трудно трактовать однозначно, а элементы, такие как странные ошибки (например, полицейский ошибается в названии машины) могут служить намёком на то, что происходящее — это сон, либо смесь разных миров. В этом контексте фильм становится метафорой о неопределенности, взаимодействии различных реальностей и внутреннем разладе персонажей, которые пытаются понять, кто они на самом деле.
Каждая из этих гипотез о фильме «Малхолланд Драйв» предлагает уникальный взгляд на сложное и многослойное произведение. Возможно, истинный смысл картины остаётся за пределами одного конкретного объяснения, и каждый зритель сам решает, какой трактовке он отдает предпочтение. Но точно одно: фильм Дэвида Линча продолжает оставаться объектом глубоких размышлений и обсуждений, не давая простых ответов.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
ПОЛУЧИТЬ СПИСОК
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.
Примеры лекций:
15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
Как использовать образ Granola Girl в личном бренде