Виды доброты - символы, смысл фильма и кто такой RMF?

Всего через полгода после триумфальных «Бедных несчастных» у гениального Лантимоса вышел фильм «Виды доброты». И он получился намного более загадочным, неоднозначным и запутанным - эдакая разминка для мозгов. Давайте разберемся, в чем же там смысл, о чем этот фильм, и что случилось в каждой из трех историй.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Действие романа «Kinds of Kindness» происходит в современных Соединенных Штатах Америки и представляет собой антологию, состоящую из трех отдельных частей:

- «Смерть Р.М.Ф.»: Роберт, живущий в полном подчинении у своего могущественного босса Рэймонда, пытается вернуть контроль над своей жизнью после того, как его попросили выполнить непростительное задание.
- «Р.М.Ф. летит»: Полицейский по имени Дэниел узнает, что его жена Лиз, считавшаяся пропавшей без вести в море, вернулась. Однако он начинает подозревать, что она - самозванка, что грозит разрушить их брак.
- «Р.М.Ф. ест сэндвич»: Два члена культа, Эмили и Эндрю, отправляются в путешествие, чтобы найти девушку со сверхъестественными способностями, которой суждено стать выдающимся духовным лидером.

Интересно, что во всех историях - одни и те же герои, что, кстати, напоминает «Американскую историю ужасов» или произведения Уэса Анедерсона.

Все три эпизода не связаны почти ничем, кроме таинственного героя Р.М.Ф. Они рассказаны не по порядку, и определить их правильную последовательность практически невозможно. Р.М.Ф. умирает в конце «Смерти Р.М.Ф.», но воскресает в «Р.М.Ф. ест сэндвич». Он жив в «R.M.F. is Flying», что означает, что это может происходить как до, так и после других сегментов.

Названия всех трех историй тоже как будто случайно подобрвны. Если «Смерть Р.М.Ф.», по сути, рассказывает о смерти Р.М.Ф., то «Р.М.Ф. летает» и «Р.М.Ф. ест бутерброд» не имеют к нему почти никакого отношения.

Большинство флэшбэков и эпизодов из воображения выполнены в черно-белом цвете.

Центральные темы всего фильма:

- Как добротой можно манипулировать, пользоваться или использовать в корыстных целях.

- Как и во многих других фильмах Лантимоса, постоянная тема - это контроль. Во всех трех сегментах показаны персонажи, занимающие властные позиции и желающие полностью контролировать людей, находящихся «под ними» (полный и навязчивый контроль Рэймонда над своими сотрудниками и каждой деталью их жизни, стремление Дэниела контролировать свою жену из-за ярости, вызванной паранойей, и контроль Оми и Ака над членами своего культа через секс), и персонажи, находящиеся под их контролем, пытающиеся найти выход.

- Фильм также сосредоточен на ужасных людях, совершающих ужасные поступки друг с другом. Более симпатичные персонажи, присутствующие во всех трех сегментах, либо страдают в результате действий более несимпатичных героев, либо получают очень мало экранного времени.
В первой истории мы видим постоянное появление букв Р М Ф. Помимо инициалов героя с таким именем, в истории присутствуют также Роберт Флетчер и Рита Фаннинг. Мы не знаем фамилию Раймонда, но по его нарциссизму можно судить, что она тоже на Ф.


Меня больше всего тронула вторая история. Она же оставила больше всего вопросов. Завязка о том, что жену героя подменили, напоминает фильм «Исчезнувшая в звездах», и мы ты все ждешь, что из Лиз вылезет импостер. Но все идет совсем в другую сторону. Например, Дэниел говорит, что видел, как Лиз била себя. Затем Лиз появляется в синяках и кровоподтеках и говорит врачу, что это сделал Дэниел. Неясно, кто из них говорит правду, поскольку оба рассказа не соответствуют тому, что мы видим.
Главный вопрос истории: Дэниэл был прав или безумен? Ведь если первое, то тогда история становится абсолютно нереальной, но вообще непонятно, откуда же взялась «настоящая» Лиз. Но я скорее склоняюсь ко второй версии: Дэниэл сошел с ума. Из-за своей паранойи по поводу Лиз он становится эмоционально жестоким по отношению к ней, отказываясь есть ее еду или даже разговаривать с ней, а если Лиз говорила правду о своих травмах, то и физически издевался над девушкой.

Лиз, в свою очередь, становится мученицей любви и упорно отказывается верить в то, что Дэниел делает ей что-то плохое, попадая в максимально абьюзивные отношения. В конце «R.M.F. is Flying» Лиз умирает после того, как вырезает себе печень, потому что Дэниел велел ей это сделать, или, что более вероятно, печень вырезает у нее он сам.

Лиз рассказывает про сон о Параллельной Вселенной, где собаки были доминирующим видом и властвовали над людьми, которых они держали в качестве домашних животных. В титрах показаны кадры из этого мира, на которых собаки занимаются обычными человеческими делами. Но поскольку кадры черно-белые, мы понимаем, что это лишь плод ее воображения так или иначе.

Ну а касательно изменившегося размера ноги и сначала агрессивно реагирующего кота, мне кажется, что после того потрясения, что она пережила, это нормально.
Третий эпизод, пожалуй, самый понятный и сатирический. Здесь мы видим необычную сексуальную секту, действия которой построены вокруг воды и очищения через пот. Конечно же, поиск девушки с необычными способностями - это нереальная составляющая, зато абьюз показан еще более ярко и очевидно, чем во второй истории. Без метафор. Ведь муж Эмили насилует ее и усыпляет, и неизвестно, сколько уже раз до этого он проворачивал такое, и что грозит их ребенку.
Мой любимый момент - танец Эмили, когда она таки нашла Рут.
У всех трех историй очень мрачный финал. Все четыре главных героя в трех частях фильма оказываются в гораздо худшем положении, чем начинали, либо с полностью разрушенной жизнью, либо вернувшись к тому, с чего начинали, с еще меньшими потерями. Кажется, единственный персонаж, которому в итоге становится лучше, - это Р.М.Ф., которого Рут воскрешает в эпизоде «Р.М.Ф. ест сэндвич».

А какие символы и скрытые смыслы вы увидели в этом кино?
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram