Смысл фильма Плезантвилль - как герои обретают цвет в процессе проявления
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс"Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.
Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Фильм "Плезантвилль" (Pleasantville) - это увлекательное кинематографическое произведение, которое обращается к важным темам ностальгии и изменений. Эта картина погружает нас в город Плезантвилль, где черно-белая рутина постепенно уступает место разноцветным переменам. В этой статье мы рассмотрим особенности сторителлинга фильма "Плезантвилль" и его воздействие на кинематографию и аудиторию.
Внимание, есть спойлеры!
Конечно же, первое, что бросается в глаза - это черно-белый визуал фильма, который постепенно становится цветным. И огромное количество символов, которые появляются на протяжении всего фильма. Конечно же, весь фильм - это метафора изменений и возвращения к себе настоящему. Это аллегория развития характера и хроника становления подростка, переход общества от 50-х годов в 2000е.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Сюжет:
Дженнифер и Дэвид - брат и сестра из 90-х, которые во время спора о том, кто будет пользоваться большим телевизором в гостиной, попадают в страну телевидения благодаря странному мастеру по ремонту телевизоров и еще более странному волшебному пульту. В частности, они оказываются в Плезантвиле, старом черно-белом сериале, изображающим стереотипный американский пригород 1950-х годов.
Дэвид в восторге, ведь это его любимый сериал, действие которого происходит в счастливом мире, где никогда не случается ничего плохого (в отличие от нестабильной домашней жизни Дэвида и Дженнифер). Дженнифер, которая больше любит тусовки, считает "Плезантвиль" невероятно скучным и хочет оживить его. Тем не менее, они оба хотят попасть домой, и Дэвид хочет сделать это, не расстраивая жителей, но в итоге они застревают.
Неделя в Плезантвиле равна часу в реальном мире, поскольку многие эпизоды телевизионных ситкомов длятся от 30 минут до часа и обычно транслируются с интервалом в неделю.
Однако здесь эпизоды "Плезантвиля" показаны в виде марафона.
Присутствие героев приводит к хаосу в сильно идеализированном мире.
По мере того как вещи становятся менее идеализированными и более похожими на реальный мир, они начинают проявляться в цвете, а не в черно-белом варианте - люди перестают быть монохромными, когда перестают оставаться милыми и уютными в своих границах и вырываются наружу, демонстрируя внутреннюю правду о своем характере.
Плезантвиль постепенно раскрывает себя как таковой. Он выглядит ярким и солнечным (настолько ярким, насколько может быть черно-белым), но все люди либо глубоко подавлены, либо очень фанатичны, либо, как в случае с Биллом, переживают экзистенциальный кризис. Единственное, чем поначалу занимаются пожарные, - это спасение кошек с деревьев. В идиллическом мире Плезантвиля не бывает пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Главный герой Дэвид считает, что городок, название которого совпадает с названием телевизионной программы в фильме, именно таков: все кажется счастливым и идиллическим, город постоянно находится в "хорошей" части 50-х годов (никаких гриндеров/рок-н-ролла/войны и т.д.), а все проблемы решаются за тридцать коротких минут.
Но когда Дэвид и его сестра Дженнифер оказываются втянутыми в это шоу, он обнаруживает, насколько оно убого: ни в одной из книг нет ни одного отпечатка, все счастливы, потому что так положено, никто не занимается сексом (вплоть до того, что Дженнифер учит свою "маму" мастурбировать и впервые испытать оргазм, из-за чего вспыхивает дерево неподалеку), а главная улица города заканчивается кругом - из него невозможно выбраться ни в коем случае. К концу фильма Дэвид и Дженнифер превращают городок в место не столько идеальное, сколько более человечное и искреннее.
В итоге жители Плезантвиля становятся цветными в тот момент, когда они показывают, кто они на самом деле, или действуют в соответствии с тем, что они действительно чувствуют. Другими словами, они показывают свое "истинное лицо" и проходят настоящую трансформацию.
Книга как символ просвещения
Вся библиотека в Плезантвиле абсолютно пуста - ведь в сериале никто никогда не читал. После того как Дэвид и Дженнифер вспоминают сюжеты для подростков, и в городе начинают происходить дальнейшие изменения, книги начинают заполняться.
Серые люди сжигают книги, появившиеся в библиотеке, потому что видят в этом признак разложения и конец их счастливого, незамысловатого существования.
Оба главных героя проходят через значительные изменения
- Дэвид начинает фильм как интроверт-одиночка, воспринимающий сериал как эскапизм. В середине фильма он начинает проявлять более твердые лидерские качества и становится цветным, ударив бандита, напавшего на его маму.
- Точно так же Дженнифер начинает свой путь как несерьезная, распутная модница, которая изначально хотела встряхнуться, но, получив возможность начать все с чистого листа, она осознает ценность образования и становится цветной, сорвав свидание ради учебы. Изначально она носит волосы распущенными, но по мере того, как она познает радость чтения и начинает учиться, она носит волосы поднятыми или завязанными в высокий хвост.
Отсылки в фильме
Декорации в зале суда и сегрегация "цветных" персонажей очень похожи на "Убить пересмешника".
Многие сцены с Большим Бобом копируют знаменитые кадры аграндирования главного героя в фильме "Гражданин Кейн".
В фильме дважды возникает аллюзия на Адама и Еву.
- Первый раз, когда Дженнифер спит со Скипом, что дает толчок к тому, чтобы Плезантвиль стал более "реалистичным".
- Второй раз - менее тонко, когда Дэвид получает яблоко от Маргарет, и это происходит прямо перед тем, как Маргарет и еще около дюжины людей меняют цвет.
Отсылка уже на "Плезантвилль" - в сериале WandaVision, когда после двух черно-белых эпизодов в сериале потихоньку начинает появляться цвет.
- Жизнь не идеальна, но всегда есть способ справиться с ней. - Семья и отношения - сложная штука. Неординарные люди тоже существуют в мире обычных.
А вы смотрели "Плезантвилль"? Какие символы и отсылки увидели? Пишите в комментариях
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
ПОЛУЧИТЬ СПИСОК
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.
Примеры лекций:
15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
Как использовать образ Granola Girl в личном бренде