Трикстер - герой, не следующий нормам

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Трикстер - это персонаж в кино (и других формах искусства), который обычно выделяется своей забавной, непредсказуемой и несколько провокационной натурой. Он может быть дерзким, безответственным, лживым, но при этом умным и остроумным. Такой персонаж часто используется в кино для создания юмора и удержания внимания зрителя.

Трикстер может быть как главным героем, так и второстепенным персонажем. Он может принести в сюжет элемент неожиданности, вызвать конфликт и/или стать катализатором действия. Трикстерами могут быть как люди, так и животные или даже предметы. Некоторые примеры трикстеров в кино включают в себя Джокера в "Темном рыцаре", Багз Банни в мультфильмах "Луни Тюнз" (Looney Tunes Cartoons) и Джека Воробья в "Пиратах Карибского моря".

Другие примеры трикстеров

  • Локи в киновселенной Marvel
  • Том Сойер в романе Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
  • Питер Пэн в романе Джеймса Барри "Питер Пэн и Венди"
  • Алиса в "Алисе в стране чудес" Льюиса Кэрролла
  • Барт Симпсон в мультсериале "Симпсоны"
  • Дональд Дак в мультфильмах Disney
  • И даже Гарри Поттер!
Трикстер открыто ставит под сомнение и высмеивает авторитеты, поощряет импульс и энтузиазм, ищет новые идеи и опыт, разрушает условности и самодовольство, способствует хаосу и беспорядку. В то же время трикстер приносит новые знания и мудрость в историю. Даже когда трикстеров ужасно наказывают за их наглость, их неукротимый дух (или обычная глупость) заставляет их возвращаться снова и снова.

Трикстеры могут быть кем угодно - от богов хаоса, мешающих героям посмеяться, до мастеров манипуляции, использующих жестокие уловки и садистские решения. Они также могут быть героями (или, скорее, антигероями), которые компенсируют недостаток силы или храбрости манипуляциями, планированием или просто обманом.

Трикстеры могут быть хитрыми, глупыми или и хитрыми, и глупыми одновременно. Иногда Трикстер выступает в роли своего рода катализатора, когда его выходки становятся причиной расстройства других персонажей, но сам он остается нетронутым. Трикстер может также быть способом выражения определенных социальных или культурных ценностей. Например, трикстер может использоваться для выражения протеста против социальных норм или консервативных взглядов.

Трикстер может также быть связан с психологическими аспектами искусства, такими как неожиданные повороты сюжета, подчеркивание темы изменчивости или наличие неопределенности в истории.

В мифологии и религии божество-трикстер нарушает правила богов или природы, иногда злонамеренно, но обычно с положительным эффектом. Часто нарушение правил принимает форму хитрости или воровства, а их действия часто заканчиваются изменением правил в процессе их нарушения, что очень похоже на акт "гражданского неповиновения".
Локи – это один из самых известных трикстеров в мифологии. Он обладает необычными способностями и часто действует неожиданно и нестандартно. Он может использовать свою хитрость и ловкость, чтобы достигнуть своих целей или просто для собственного удовольствия. Локи был показан во многих историях и фильмах, чтобы добавить элемент неожиданности и юмор.
Джокер – это еще один известный трикстер, который появляется в комиксах и фильмах про Бэтмена. Он обладает необычными способностями и часто действует неожиданно и нестандартно. Он может использовать свою хитрость и ловкость, чтобы достигнуть своих целей или просто для собственного удовольствия.
В современной литературе Трикстер сохранился как архетип персонажа, варьирующийся от самосознательного и целеустремленного, от просто импульсивного и озорного до откровенно враждебного антагониста. В тех случаях, когда Трикстер является антагонистом или злодеем, он довольно часто бывает безобидным злодеем и скорее досаждает, чем угрожает. Он часто хочет лишь показать, что умнее и хитрее героя, который также может рассматривать такого злодея как забавное развлечение, поскольку его часто легко победить ненасильственным путем.

Как создать своего трикстера?

Это не так-то и просто, но вы можете создать героя-трикстера и поместить его в свою историю
  • 1
    Определите цель вашего трикстера: что вы хотите, чтобы он сделал в истории? Какую роль он должен играть? Как он должен взаимодействовать с другими персонажами?
  • 2
    Подумайте о его внешности: как он выглядит? Как он одевается? Его внешность может отражать его характер и личность.
  • 3
    Создайте его историю: как он сюда попал? Как он связан с другими персонажами? Как он меняется в течение действия?
  • 4
    Не бойтесь экспериментировать: трикстер может быть неожиданным и эксцентричным, поэтому не бойтесь выйти за рамки обычных схем и стандартных шаблонов.
  • 5
    Убедитесь, что он не противоречит логике истории: не забывайте, что ваш трикстер все еще является частью произведения и должен соответствовать ее логике.

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram