Белый лотос: персонажи и их пороки

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Сериал-антология "Белый лотос", определенно, попал в самое сердечко многим любителям качественных кино. По сюжету, действие разворачивается в сети отелей "Белый лотос", и если в первом сезоне - на американских Гавайях, то во втором - в Итальянской Таормине.

Так как формат сериала - антология, смотреть его можно с любого сезона, ведь сюжет каждый раз будет новый и герои - тоже новые. Именно так и "выстрелил" второй сезон, в котором намного больше метафор, отсылок и динамики, чем в первом. О нем мы и поговорим в этой статье.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Это история о том, как совершенно разные персонажи приехали на курорт, и что из этого вышло.
Здесь параллельно ведутся разные линии, которые в какой-то момент переплетаются и меняют свои направления: это и двое бывших школьных друзей с женами, которые абсолютно разные, и семейка "внук-отец-дед", прибывшие искать свои корни, и миллионерша в возрасте, которая совсем недавно перестала быть старой девой, со своей помощницей.
А также масса местных жителей - работники отеля, жители Таормины и молодые проститутки, ищущие удачи.

И поскольку героев много, все они очень яркие - здесь мы найдем массу интересных тропов и метафор, которые мне хотелось бы разобрать. Но сначала - пара слов о сериале в целом.
Смысл сериала
В первую очередь, "Белый лотос" - сериал о богатых белых людях, у каждого из которых есть свои пороки. Таким образом, очень активно здесь реализуется троп Eat the rich, названный по заявлению Жан Жака Руссо во время французской революции. Этот троп мы видим в огромном количестве современных кино и сериалах: "Меню", "Достать ножи", "Ты" (4 сезон), "Треугольник печали".
Да и в конце - спойлер спойлер - богатые герои остаются с неприятным послевкусием от всего произошедшего, и теперь вынуждены с этим как -то жить, и только две простые проститутки вприпрыжку удаляются по итальянский улочкам и радуются жизни.

Но сериал очень многогранен. Он не только о бедности и богатстве - он в целом о контрастах и противопоставлениях. Противопоставление молодости - старости, верности - неверности, использования секса в своих интересах - сексуальной слабости.


Мы даже можем разделить наших героев по принципу кто допущен в отель, а кто нет!

И не зря сеттингом выбрана культурная Италия - во-первых, картины и скульптуры создают определенный аристократичный вайб.

Во-вторых, соединяясь с культурологией мы видим, что все те пороки, с которыми сталкиваются наши современники, на самом деле имели место быть и тысячелетия до.
На это нам намекают даже титры второго сезона - там имена актеров написаны около тех мифологических образов, что предсказывают судьбу их героев.

Да и вообще отсылок к мифологии очень много, например "Аид унес в темное царство" и так далее.
Мы живем в лучшее время за всю историю.
Так что пойдем напьемся.
Очень много символизма мы видим на протяжении каждой из 7 серий. И как Таню, чья линия единственная перешла из первого сезона, сравнивают с героиней оперы Пуччини, как бы предрекая ее финал.

И как по всему отелю расставлены метафоричные маски, свидетельствующие о проблемах в отношениях, и как одна из них в конце концов разбивается в самый нужный момент.
Начинается сезон с кольцевой композиции, так полюбившейся сценаристам современных сериалов ("И повсюду тлеют пожары", "Большая маленькая ложь", "Элита").

С первых минут мы узнаем, что кого-то убили, но кто убил, как и кого - не знаем. А потом переносимся на неделю назад и по очереди знакомимся со всеми героями, прибывшими в пятизвездочный отель "Белый лотос".
Дафна, Кэмерон, Харпер и Итэн
Четверка Дафна, Кэмерон, Харпер и Итэн - ансамбль из четырех темпераментов, где Кэмерон - холерик, Дафна - сангвинник, Итэн - флегматик, а Харпер - меланхолик. Это весьма популярный прием, по которому можно разложить многих героев сериалов, особенно когда у нас есть парочка + парочка (в "Чужестранке", например).

Дафна и Кэмерон - Seekeningly Sweethearts, это такая парочка, что постоянно обнимается и целуется на публике, заставляя всех чувствовать себя неудобно.

Кэмерон - Fratbro College - мужчина уже не подросткового возраста, который все еще любит пить, тусоваться и иметь беспорядочные связи. Так же - токсичный друг.

Дафна - на первый взгляд, типичная "Тупая блондинка", как в канонических американских фильмах типа "Блондинки в законе".

Особенно такой она нам показана на контрасте с упорядоченной и умной Харпер. Но к концу сериала мы понимаем, что у Дафны, как и у Лючии, на самом деле намного больше власти, чем думают все остальные. Ведь "Кто-то думает, что у него есть власть. А у кого-то она на самом деле есть".
Итэн - Tech Bro, отлично разбирающийся в технике недавно разбогатевший парень, без ума от своей работы.

Харпер - типичная феминистка, тяжелая на подъем, любящая темные цвета в одежде. У них с Дафной идет противопоставление Light/dark Femininity, такие они своеобразные Бэтти и Вероника.

А вот у Итэна с Харпер мы сразу замечаем сильный физический дисконнект. Но с течением сериала наши пары постепенно меняются местами, и то, что было более характерно для Дафны и Кэмерона, внезапно становится чертами Итэна и Харпер. Особенно заметно это по их поведению в аэропорту.
Затрагивать тему с детьми Дафны и тренером, а так же рассуждать, была ли в итоге связь у Харпер с Кэмероном и у Дафны с Итэном, я не буду. Это вроде бы и так понятно, и внимательный зритель может сделать свои выводы к концу просмотра. Моя же цель подсветить то, что не так-то сильно бросается в глаза.
Порша
Сильный интерес и не менее сильную антипатию вызывает Порша - ассистентка Тани.

Во-первых, потому что она единственный "обычный" человек из приезжих.

Во-вторых из-за ее невероятно странного и вычурного стиля в одежде - создатели сериала специально подобрали такие мозговыносные костюмы, чтобы подчеркнуть стиль жизни девушки - она постоянно сидит в Инстаграм и заказывает все подряд, подменяя трендами свой реальный стиль и свою реальную жизнь.
В-третьих, ей постоянно все не так: и телефон раздражает, и парень рядом слишком хороший, и начальница противная. Но, как гооврится, "бойтесь своих желаний".

В итоге ведет себя она максимально противоречиво - от правильного парня она ждет приключений, а от оторвы - упорядоченности и правильных решений. В итоге Порша кажется намного более похожей с Таней, чем они обе признают - обе очень пессимистичны, неудовлетворены жизнью и дисгармоничны.
Ди Грасос
Что же до трио "Ди Грассо" - здесь мы видим не только Generation gap в восприятии женщины, когда они рассуждают о крестном отце или изменах, но и Generation Xerox, когда они одновременно провожают взглядом одну и ту же девушку или все вместе "западают" на одну и ту же проститутку.
В их линии есть не только распространенное правило 3х, но и такой редкий Anticlimax - когда семья приезжает к своим гипотетическим родственникам, происходит не высшая точка и кульминация их сюжета, как мы ожидаем, а ровно наоборот.

Больше всего внимания в этой троице по сюжету уделяется Элби - типичному "хорошему парню", который на самом-то деле не так хорош, как нам сначала показалось, поскольку начинает шантажировать отца ради денег для Лючии. Пусть и в мягкой форме, но все равно - это реализация тропа "Волк в овечьей шкуре".

Лючия
Ну и, конечно, одна из главных героинь, к которой прикованы взгляды всех посетителей отеля - молодая и дерзкая Лючия.
Именно она здесь - "Большое зло", которая закрутила почти все сюжетные линии, накалила все отношения и, используя индивидуальный подход и свое знание людской натуры, вышла победительницей. Будучи изначально дорогой проституткой, она еще и умудряется неплохо развиться по ходу сюжета: если сначала она только смотрит на платья в бутике, в середине уже может позволить себе такое, а в конце - удаляется с полученными от Элби 50 000.

И вот кажется: может быть, стоило бы воспользоваться ситуацией и уехать в Лос Анжелес с таким молодым и хорошим мальчиком, у которого сказочно богатый папа, и который может вложить еще больше в тебя, твое образование, чтобы по итогу выбраться из этого всего? Но нет, Лючии в кайф быть именно там, где она есть, делать именно то, что она делает, прикидываться Damsel in Distress и обманывать себя, что "Мне бы только открыть свой магазинчик".
И, как ни странно, именно у Лючии и Мии - пример хорошей женской дружбы, потому что во всех остальных "женских парах" типа Дафны и Харпер, Тани и Порши процветает недоверие.
С остальными героями вроде бы все понятно: легкомысленная и восторженная Миа, которая по ходу дела учится находить нужных людей и с их помощью достигать желаемого, "железная леди" Валентина, которая "размораживается" вместе с сюжетом, хотя, и изначально была не такой брутальной, судя по любви к животными.
Сам сериал - праздник, фестиваль, течение которого несет нас к жерлу вулкана и - бум! - взрывается в самом конце. Но постоянно нас преследует образ воды - глубокой, волнующейся, которая как бы намекает, что не все происходящее не до конца подвластно нам, есть что-то и вне нашего контроля...

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram