Разбор фильма "Шоу Трумана" - основоположника реалити и сериалов

«Шоу Трумана» - один из иконических фильмов мирового кинематографа, который не только является прекрасным с художественной точки зрения, но еще и предопределяет развитие нашей массовой культуры на много лет вперед.

Он был выпущен в 1998 году и подал идею, что людям будет очень интересно следить за жизнью других людей, тем самым буквально запустив цепочку реалити-шоу, видео-игру The Sims, а впоследствии и опосредованно сериальность социальных сетей. Стоит ли говорить, какое он оказал огромное влияние на медиа и культуру нашего времени.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Из множества различных реакций на фильм, "какая хорошая идея", похоже, возглавила список, по крайней мере, среди руководителей телевидения. После выхода "Трумана" в 1998 году, в 1999-м вышла первая серия "Большого брата", а в 2000-м состоялась премьера "Выжившего". В то время эти первые "реалити-шоу" казались шокирующим форматом, но люди, отвечавшие за них, оказались на "правильной" стороне истории, поскольку реалити-шоу всех видов захватили огромную часть телезрительской аудитории последующих поколений. С другой стороны, люди приходили в эти шоу добровольно. Также в 2000 году вышла игра The Sims, которую можно назвать игровой версией "Шоу Трумана".
Давайте подробнее разберемся, какие приемы сторителлинга использованы в этом фильме о, по сути, сторителлинге и инсценировки жизни для ее просмотра на экранах.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
"Шоу Трумана" - это научно-фантастический комедийно-драматический фильм 1998 года, который многие считают одним из лучших фильмов в карьере всех троих - сценариста, режиссера и исполнителя главной роли Джима Кэрри.

Труман Бербанк - добропорядочный продавец страховых услуг из маленького городка, живет, казалось бы, идиллической жизнью, но его мучает неудовлетворенность. Он все еще тоскует по девушке, в которую влюбился в колледже, но которая внезапно исчезла, и испытывает сильную тягу к путешествиям, хотя все в его жизни, кажется, отговаривает его от них. В его городе также происходят странные вещи: то звезда-прожектор падает из воздуха прямо перед ним, то рация его автомобиля ловит радиопередачу, которая, кажется, отслеживает его передвижения, и все, начиная с его красивого дома и прекрасной жены, и заканчивая даже его верным лучшим другом кажется каким-то... искусственным.

На самом деле Труман с самого своего рождения является звездой всемирно успешного реалити-шоу "Шоу Трумана", в котором каждая минута каждого дня его жизни снимается и транслируется в прямом эфире под присмотром фанатичного и одержимого создателя,

продюсера и режиссера Кристофа. Труман даже не подозревает о том, на какой обман все идут, чтобы держать его в неведении, но вскоре все меняется.

Когда он натыкается на таинственного бродягу, который выглядит почти так же, как его умерший отец, у Трумана начинается параноидальное расстройство, и он начинает полное исследование своего окружения. Однако все вокруг отчаянно пытаются помешать ему узнать правду... или, что еще хуже, найти выход. В общем, фильм рассказывает о той неделе, когда весь фасад "Шоу Трумана" вдруг разом пошел наперекосяк.
По сути, в фильме мы видим несколько слоев - жизнь Трумана в выдуманном мире Seaheaven и реальную жизнь, где люди следят за героем по телевизору, создатель шоу Кристофф определяет судьбу Трумана, а все знакомые и близкие парня участвуют в съемочном процессе. Его жена, друг и остальные жители острова участвую в съемке документальных фильмов о шоу, реализуют product placement и содействуют тому, что Трумана держат в заложниках. Получается, мы с вами как бы третий слой - зрители вообще всей это истории.

Труман - добрый, искренний и наивный, хоть и не лишенный внутреннего стержня мужчина. И имя у него говорящее - trueman, человек правды.

Вся жизнь Трумана - это, в сущности, газлайтинг. Особенно примечательно, что Мерил и Марлон склонны списывать его растущие подозрения на приступ психического расстройства, что как раз и является определением этого приема. Подразумевается, что Марлон сильно пьет из-за чувства вины, которое он испытывает из-за того, что притворяется лучшим другом Трумана, постоянно обманывая его.
Трумэн живет довольно комфортной жизнью, но в позолоченной клетке: он работает страховым агентом, женат на красивой жене, живет в красивом доме и водит красивую машину. Однако, будучи звездой сериала, он должен оставаться на острове, где происходит действие сериала, что достигается следующим образом: Трумэна травмирует аквафобия, когда он видит, как тонет его отец; в школе, когда он говорит, что хочет стать исследователем, его учитель отвечает, что в этом нет смысла, так как исследовать больше нечего; он посещает туристическое агентство, которое не поощряет путешествия; когда он пытается сбежать, ему мешают пробка, лесной пожар и ядерная авария. В конце Труман использует для побега парусник, который Кристофф пытается остановить штормом, но останавливается прежде, чем Труман тонет.

Весь фильм - это процесс ломания
четвертой стены

- Луис Колтрейн (так в фильме зовут актера, играющего Марлона) нарушает четвертую стену, когда говорит в камеру и Кристоффу ("Его больше нет!"), из-за чего тот обрывает трансляцию шоу.

- Жена Трумана, когда Труман начинает что-то подозревать и приставляет к ее шее опасный кухонный гаджет, кричит в камеру "DO SOMETHING!".

- Сам Труман делает это в конце фильма, когда после одной из своих "рутин" перед камерой в зеркале в ванной он наклоняется и шепчет: "Этот бесплатно". Это достаточно тонко, чтобы проскользнуть мимо наблюдающих членов съемочной группы, но вскоре после этого он вырывается на свободу.

Также "Шоу Трумана" - это аллегория к божественному созданию мира

- В финальной сцене Труман идет по "небу", но с точки зрения зрителя кажется, что он идет по воде.

- В следующей сцене Кристоф разговаривает с Труманом через динамик, его голос отдается эхом и даже исходит от луча света за облаками: "Я - создатель [длинная, заметная пауза в середине предложения] телевизионного шоу...".

- Аналогично в оригинале "Cue the sun!" напоминает "Let there be light".

- Яма, которую Труман роет, чтобы выбраться из своего дома, прямо имитирует "трудный путь к просветлению".

- Весь финал может быть большой метафорой "смерти" Трумана. Он встречает своего создателя после плавания по порочным водам, завершает свою жизнь и покидает свой "мир" через дверь в небесной части.

- Лестница, нарисованная так, чтобы слиться с фоном неба, по которой Труман поднимается, чтобы попасть во внешний мир, может рассматриваться как лестница на небеса.

- Отношения Трумана и Кристоффа чрезвычайно похожи на отношения жестокого родителя или партнера и его жертвы. Кристоф настаивает на том, чтобы контролировать каждый аспект жизни Трумана, пугает его, чтобы он никогда не шел против его желаний, заставляет его верить, что он никогда не сможет выжить самостоятельно, регулярно отказывает ему в реальной свободе, при этом горячо настаивая и искренне веря, что это для его же блага, а также жестоко расправляется с ним, когда чувствует, что его предали или Труман идет против желаний Кристоффа.
Его последняя просьба к Труману остаться до жути похожа на то, как насильник пытается уговорить свою жертву остаться и предлагает начать все с чистого листа, искренне заботясь о своей жертве, но только на своих условиях.

Какие интересные приемы и тропы сторителлинга мы видим в этом фильме?

Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Bookends

- Первая фраза Трумана в фильме - когда он приветствует своих соседей: "Доброе утро! А если не увидимся, то добрый день, добрый вечер и спокойной ночи!". В самом конце фильма, перед тем как навсегда покинуть студию, он говорит Кристофу: "На случай, если я вас не увижу, добрый день, добрый вечер... и спокойной ночи". Это также прием Ироничное эхо.

- Фильм начинается со звезды, падающей с неба, и заканчивается звездой, восходящей на небо.
Значимые имена героев:

- Труман Бербанк - Бербанк, потому что именно там находится Сихэвен, а Труман - "Настоящий человек", потому что Труман - единственный "настоящий" человек в Сихэвене.
- Христос, а также Моисей и Роман - это руководители сети, а одного из помощников Кристоффа зовут Симеон.
- Как и подобает городу, населенному исключительно актерами, персонажи и места в Сихейвене названы в честь знаменитых кинозвезд - Мерил (Стрип), Марлон (Брандо), Лорен (Бэколл) (фамилия (Джуди) Гарланд), Кирк (Дуглас), Анджела (Лэнсбери), Спенсер (Трейси), Вивьен (Ли), Эррол (Флинн), (Орсон) Уэллс Парк, (Джеймс) Стюарт Стрит, (Берт) Ланкастер Сквер, (Джон, Этель и Лайонел) Бэрримор Стрит, и так далее.
Каждый раз, когда камера снимает через объектив "рыбий глаз", мы знаем, что видим сцену с точки зрения одной из 5000 скрытых камер.

Для съемок, невозможных для этих камер, используется обычный объектив. Есть странные ракурсы, отсутствие или неловкое использование движения камеры, неуместно близкие или далекие кадры и т. д., которые можно было бы ожидать от живого шоу, снятого скрытыми камерами.

Что менее реалистично, так это звук. Все диалоги на скрытых камерах очень чистые и четкие, как будто записаны на высококлассный однонаправленный микрофон с расстояния в пару футов, включая сцены на пляже (пляжи, как известно, ужасные места для записи звука даже в идеальных условиях). В какой-то момент возникает предположение, что некоторые прохожие прячут на себе маленькие микрофоны.
Product Placement

Поскольку в сериале нет рекламы (он выходит в эфир круглосуточно), все, чем пользуется Труман, оплачено корпоративными спонсорами, а люди из жизни Трумана устраивают подробные описания предметов, используемых в их повседневной жизни. Ближайший эквивалент обычной рекламы, показанный в фильме, - это короткая сцена, в которой Труман молча пьет свой утренний кофе, а внизу экрана прокручивается текст, восхваляющий достоинства именно той марки кофе, которую он сейчас пьет.
В удаленной сцене показано, что если бы Труман не понял, что происходит, Кристоф и руководители сети собирались транслировать основное шоу и его спин-офф в двухканальном формате; основное шоу продолжало бы следовать за Труманом, а спин-офф - за его нерожденным ребенком, повторяя цикл заново, с дублированием, когда оба находятся в одной комнате вместе. А когда бы Труман умер, Луис предполагает, что шоу вернется к формату одного канала.

В реальной жизни существует разновидность параноидальной шизофрении, получившая название "синдром Трумана", при котором пациент считает, что его жизнь - это телевизионное шоу.

Главные темы фильма:

  1. Иллюзия и реальность: Фильм исследует тонкую грань между иллюзией и реальностью. Труман живет в мире, созданном для него, но для него он реален. Вопрос о том, что делает нашу жизнь реальной, поднимается в фильме.

  2. Свобода и контроль: Шоу контролирует каждый аспект жизни Трумана, лишая его свободы выбора. Фильм поднимает вопрос о том, насколько важно иметь контроль над собственной судьбой и идти против установленных норм.

  3. Цена истины: Труман сталкивается с моральным дилеммой: продолжать жить в иллюзии счастья или разрушить её, чтобы найти истинную свободу. Фильм заставляет зрителя задуматься о цене, которую мы готовы заплатить за правду.

Мораль фильма:

Мы все приходим к моменту, когда нам нужно решить, оставаться ли нам в наших привычных, комфортных иллюзиях или двигаться вперед в неизвестность реальности, и когда это происходит, мы не должны слушать тот маленький бесплотный голос, говорящий нам, что мы не можем уйти.

Никто не должен существовать только ради развлечения других. Людские желания имеют значение, и относиться к ним как к развлечению просто чудовищно.

"Шоу Трумана" - это волнующий фильм, который не только развлекает, но и заставляет задуматься о фундаментальных вопросах человеческого существования. С помощью уникального сюжета и умелой режиссерской работы, фильм оставляет зрителя с глубокими размышлениями о природе реальности, свободы и истины.

Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram