Разбор фильма "Леон" - почему так подружились Профессионал и Матильда?

Один из культовых фильмов 90х, что до сих пор смотрится на одном дыхании - "Леон", или "Профессионал", как его назвали во многих других странах. Это история не по годам взрослой Матильды, которой не повезло в жизни, и по-детски непосредственного Леона, зарабатывающего на жизнь убийством других людей. Это история о том, как они встретились, вдохнули друг в друга жизнь, и что из этого получилось.

Давайте разберемся, какие тропы сторителлинга и сценические приемы делают этот фильм таким пронзительным и незабываемым.
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
"Леон" - фильм 1994 года режиссера Люка Бессона и компании Gaumont, в котором снялись Жан Рено, Гэри Олдман, Натали Портман (в своей первой крупной роли) и Дэнни Айелло. Фильм был вдохновлен персонажем Жана Рено из фильма "Никита" - "чистильщиком", который увязывает концы с концами в операциях, закончившихся плачевно, и который стал настолько популярным, что Бессон решил снять о нем целый фильм, хотя в остальном эти два фильма никак не связаны.

Леон Монтана - тихий, опытный убийца, чьи соседи только что были убиты агентом наркоконтроля Норманом Стэнсфилдом и его командой; единственная выжившая в этой бойне - 12-летняя Матильда Ландо, которая умоляет Леона спасти ее от продажных копов, убивших ее семью. Леон неохотно берет Матильду под свое крыло и, по ее настоянию, обучает ее своему ремеслу. Матильда намерена отомстить за свою семью, отправившись на поиски Стэнсфилда, а Леон намерен любой ценой обеспечить безопасность Матильды.
Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Фильм существует в двух разных версиях. Американская версия - "Профессионал", международная - "Леон". Американская версия отредактирована в основном для того, чтобы устранить любые моральные сомнения в действиях Матильды - в более длинной международной версии ее влюбленность в Леона не так уж невинна, и больше сцен тренировок показывают ее помощь в реальных операциях.

Actor Allusion: Леон называет себя "чистильщиком" - это отсылка к его роли в предыдущем фильме Люка Бессона "Никита", где Жан Рено сыграл киллера.

Artistic License: В конце фильма Матильда оказывается в школе Спенсера, которая (согласно телефонному разговору директора) должна находиться в Уайлдвуде, штат Нью-Джерси. В последние мгновения перед титрами из окон школы открывается вид на реку Гудзон и Манхэттен, но Уайлдвуд - это поселок на берегу океана у оконечности Кейп-Мэй, более чем в 150 милях от Нью-Йорка.

Asshole Victims:
- Все жертвы Леона выставляются преступниками.
- Жестокие родители и придурочная старшая сестра Матильды. Она не особенно жалеет о том, что потеряла их.

Badass and Child Duo:
Леон берет под свое крыло 12-летнюю Матильду. Она умоляет его отомстить за убийство ее семьи или научить ее, чтобы она могла сделать это сама и влюбиляется в Леона, потому что он был более заботлив к ней, чем ее собственные родители.

Bittersweet Ending: Леон умирает, но Матильда получает свою месть - и корни Леона теперь могут прорасти.
Black and Gray Morality: Главные герои - киллер и девушка, которой интересно убивать людей, а антагонист - психопат, коррумпированный агент Управления по борьбе с наркотиками. Когда Стэнфилд расправляется с членами семьи Матильды из своего дробовика, он сравнивает эти моменты с прослушиванием и исполнением классических произведений Бетховена и соответствующим образом размахивает руками.

Bookends: действие начинается со следящего кадра, показывающего горизонт Нью-Йорка, и заканчивается аналогичным кадром.

Cassandra Truth: Этот троп перевернут. Директриса детского дома не верит рассказу Матильды о том, что ее родители погибли в автокатастрофе, но верит рассказу о жизни с киллером и преследовании коррумпированными агентами УБН.

Censored Child Death: Убийство младшего брата Матильды показано неясно. Последний кадр, на котором он запечатлен, - это бегство от пуль злодея по коридору. Мы так и не видим тела мальчика, а о его смерти упоминается лишь при переходе к другой сцене.

В этой же сцене применяется троп "Все пошло не так": отец Матильды заставляет всех членов семьи остаться дома и убирать квартиру вместо того, чтобы идти в школу/на работу, вероятно, желая показаться Стэнсфилду опрятным и надежным. Вместо этого все, кто остался, были убиты Стэнсфилдом и его людьми. Позже Стэнсфилд говорит, что дети "должны были быть в школе".

Companion Cube: Единственным другом Леона стало небольшое комнатное растение, которое он каждый день аккуратно поливает из бутылочки с пульверизатором и ставит на подоконник. По его словам, растение нравится ему тем, что у него, как и у него самого, "нет корней".

Fade to White: Когда Леону стреляют в спину как раз в тот момент, когда он собирается обрести свободу, к которой стремился. Тот же прием часто использует Даррен Аранофски, например, в фильме "Кит".

Музыкальные темы

Лейтмотив: В саундтреке есть мелодия под названием "Баллада для Матильды", довольно нежная и милая, символизирующая невинность Матильды, но с более мрачными ритмами к концу, намекающими на тьму в ее душе.

Французский аккордеон: Хотя действие фильма происходит не во Франции, в саундтреке к фильму аккордеон используется для эмоциональных и светлых моментов между Леоном и Матильдой. Помогает и то, что режиссер и композитор фильма - французы.

Во время переезда Леон носит с собой футляр для инструментов, но никогда не достает из него оружие.
Good Colors, Evil Colors: Инверсия тропа. Стэнсфилд всегда одет в бежевый костюм и белую рубашку, а Леон - в черный пиджак, черные брюки, черную кепку.

Pink Is Erotic: в одной из сцен Матильда надевает новый розовый наряд и позже выражает Леону свою заинтересованность в сексе. Матильда наряжается в костюмы различных знаменитостей, но Леон не узнает ни одного из них, даже Чарли Чаплина и Мэрилин Монро. Однако он узнает Джина Келли благодаря тому, что раньше видел фильм "Поющие под дождем".

Отсылки

Леон регистрируется в гостинице под именем "Макгаффин".

Матильде, похоже, нравятся "Трансформеры", так как в разных сценах ее можно увидеть смотрящей шоу по телевизору. В фильме периодически появляются крупные планы персонажей сериала, таких как Оптимус Прайм и Мегатрон.

Фильм "Поющие под дождем" обсуждается и рассматривается на протяжении всего фильма: от Леона, смотрящего фильм в кинотеатре, до Матильды, переодевающейся в Джина Келли и поющей заглавную песню.

Мадонна довольно часто упоминается в фильме, например, плакат певицы в квартире Ландо и Матильда, поющая "Like A Virgin" в костюме певицы.

Выступление Матильды в качестве Мэрилин Монро было вдохновлено аналогичной сценой в "Мире Уэйна", где Уэйн исполняет песню Монро "С днем рождения, мистер президент".

Фильмы "Бонни и Клайд" и "Тельма и Луиза" упоминаются Матильдой, когда она пытается убедить Леона обучить ее профессии наемного убийцы.

Норман Стэнсфилд прямо говорит своему начальству: "У меня нет времени на эту чушь про Микки Мауса", когда его спрашивают о том, что произошло во время обыска в квартире.
Iconic Outfit: Одежда Леона во время "уборки" (черный тренчкот, круглая кепка, круглые очки), а также матроска и чокер Матильды. Большинства ее нарядов не соответствуют возрасту и оголяют среднюю часть тела.

Матильда

Матильда много ругается, курит и имеет тревожно сексуальный ум для такого юного человека, как она, но, несмотря на все это, внешне она просто невинный ребенок, особенно по сравнению с Леоном и Стэнсфилдом. Она влюблена в Леона - в неснятой версии она даже просит его стать ее первым любовником, но он отказывается. Матильда читала пикантные журналы своей сводной сестры и узнала о сексе, когда была еще совсем маленьким ребенком. Не говоря уже о том, что она испытывает сексуальный интерес к Леону и пытается поцеловать его, но получает отпор.
Матильда - сломанная птичка, как Дженни из "Форреста Гампа", сирота с жестоким детством, чья семья была уничтожена. Психика у нее, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Она печалится только о смерти своего четырехлетнего брата, но не о смерти жестокого отца, мачехи и сводной сестры.

Весь фильм - это coming of age story, история взросления: Вдобавок ко всем ее проблемам, она еще и вступает в период полового созревания. Фильм в равной степени рассказывает о том, как Матильда находит свое место в мире, и о Леоне.

Леон

Леон становится суррогатным отцом осиротевшей Матильды и защищает ее в ее стремлении отомстить, попутно расправляясь со всей полицией Нью-Йорка. Он воспринимает 12-летнюю Матильду как дочь, в то время как она явно заинтересована в нем в романтическом плане, что его явно беспокоит.
Леон - антигерой: Он вполне приличный парень. Но он все равно зарабатывает на жизнь, убивая людей. Его единственное правило - не причинять вреда женщинам и детям.
У Леона нет личной жизни за пределами его работы.

У него очень хриплый и глубокий голос, подходящий для устрашающего мафиозного киллера. Леон одет в черное и передвигается в темноте, но он не плохой парень. Леон происходил из бедной семьи и влюбился в девушку, когда ему было 19 лет. К сожалению, она была убита собственным отцом, и он убивает его в отместку, прежде чем иммигрировать в США.

В чем смысл фильма?

Смысл фильма может восприниматься по-разному в зависимости от того, какой аспект рассматривается. Однако, основная тема фильма касается взаимоотношений между человеком и жизнью, насилием и моралью.

Фильм исследует темы семьи, одиночества, принятия и моральных дилемм.

Одним из центральных вопросов является, как Леон, человек, привыкший к насилию и смерти, воспринимает чистоту и невинность Матильды. Он сталкивается с необходимостью защищать ее от опасностей, при этом стараясь сохранить ее детство и невинность.

В то же время, Матильда встречает в Леоне фигуру отца, защитника и наставника. Для нее Леон становится как бы отцом-заместителем, который обучает ее навыкам выживания и защиты.

И мораль фильма "Леон" может быть истолкована различными способами в зависимости от точки зрения зрителя. Однако, основные моральные уроки, которые можно выделить:

Защита невинности и уязвимых: Одним из центральных моментов фильма является защита невинных и уязвимых. Леон, несмотря на свою профессиональную деятельность, становится защитником Матильды, стремясь обеспечить ей безопасность и защитить ее детство.

Сложность моральных дилемм: Фильм поднимает вопросы о моральных дилеммах, с которыми сталкиваются главные персонажи. Он показывает, что жизнь не всегда черно-белая, и порой правильные решения могут быть неочевидными.

Семейные узы и важность эмоциональной поддержки: "Леон" также подчеркивает важность семейных уз и эмоциональной поддержки. Хотя Леон и Матильда не связаны кровью, их отношения становятся для них обоих источником силы и опоры в трудные моменты.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram