Storytelling school

Что такое сторителлинг, или как рассказывать истории

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Метод сторителлинга - очень востребованное направление в блогинге, копирайтинге и на выступлениях. Эксперты используют приемы и правила из технологии сторителлинга в сфере образования, менеджмента, психологии.

Говоря простыми словами - это искусство рассказывания историй. Совершенно не новаторское направление - ведь истории появились давным-давно. Но даже сейчас, в 21 веке, то там, то здесь всплывает это слово "сторителлинг" - организуются мастер-классы и курсы, продаются чеклисты.

Давайте же разберемся, что это за метод такой, и почему он до сих пор так популярен.
Рассказывая истории, Шахерезада спасла свою жизнь, а Иисус и Магомет изменили жизнь человечества. Истории о битвах богов и богинь, об их любви к смертным поддерживали в некоторых обществах порядок не хуже, чем другие формы правления.

Метод сторителлинга

Сторителлинг - рассказывать истории (от англ to tell a story). То есть, это такая организация рассказа, когда он построен по определенной фабуле: в нем есть завязка, постановка проблемы, ход действия, кульминация, развязка и вывод. Либо же вы вставляете какие-то небольшие истории в ваш большой рассказ, презентацию или текст. Все эти способы будут технологией сторителлинга в вашем произведении.

Приемы сторителлинга - это стилистические приемы русского (и не тольео) языка, которые помогают достигать большей образности и художественности в вашем тексте.

Основная единица сторителлинга - лонгрид (длинный текст). Изначально он был только текстовым, но с появлением удобных площадок для верстки сайтов-одностраничников, появилось понятие Digital Storytelling, и лонгридом стало можно считать и сайт с разными мультимедийными элементами.

Свет потушен, ты лежишь под теплым одеялом и прижимаешься к теплой-доброй маме. А она в это время читает тебе книжку о том, как в тридевятом царстве, тридесятом государстве... Ну, а дальше, ты помнишь.

Повзрослев, мы учимся добывать истории сами. Книжки о Гарри Поттере, мультфильмы об Алладине и Короле Льве, комиксы Marvel - все это истории. Со своими героями и их "фишечками".


То есть, истории нам особенно дороги оттого, что они апеллируют к детству, а еще потому что это тот способ потребления информации, к которому мы привыкли.

Про силу сторителлинга

Американский институт провел одно очень интересное исследование. В нем одна группа испытуемых действительно проживала опыт, а вторая - только слушала историю о нем. Такую, очень красочную и интересную историю.

Их мозг работал одинаково. Независимо от того, были они в процессе проживания или в процессе слушания. Полностью со статьей можно ознакомиться здесь.

Тем самым, благодаря этому эффекту и создается такой сильный эффект присутствия, сопереживания. Вот почему сторителлинг так действенен.
Другой аспект: прочитав или услышав историю, мы делаем вывод. Ну помните, то самое школьное "О чем хотел сказать автор"? И, как ни странно, автор и правда хотел что-то сказать!

А теперь представьте, что вы и есть тот самый автор. И сказать вы хотите, что вашему читателю просто необходимо совершить то или иное действие. Так вот, вместо того, чтобы говорить об этом прямо, вам нужно лишь рассказать историю, выводом в которой для читателя как раз и будет совершение того или иного действия.

Не правда ли, это открывает горизонты?
Именно это, а не просто "мода на истории" лежит в основе метода сторителлинга. Это ведь некий инструмент подсознательного программирования, очень мощный в нужных руках и очень опасный в ненужных. Как говорили древние индийцы: "Кто умеет рассказывать истории - тот владеет миром!"

Я подготовила для вас примеры историй, которые рассказывала я, и которые, как бумажные самолетики, разлетелись в свое время по моему родному городу и запали в сердце каждому его жителю.
Иными словами, держа в уме несколько принципов создания истории, любой факт, любую информацию можно представить интересно и не скучно.
(с) Андрей Скворцов, директор компании «Меркатор»

Техники сторителлинга

  • Книжность
    Представьте, что вы в книге! И ведите свой рассказ, наполнив его персонажами, диалогами, местами действия.
  • Настоящее время
    Используйте настоящее время - так читатель или слушатель будет полностью погружен в вашу историю.
  • Фишечки
    Добавляйте каждому персонажу присущие только ему признаки - так читать будет намного интереснее.
  • Конфликт
    В любой истории нужен конфликт. Пусть и ваш герой сталкивается со сложностями и успешно их решает.
  • Путь героя
    Вспомните старые детские сказки о приключениях доброго молодца.
  • Характеристика через действие
    Не говорите прямо о каких-то свойствах вашего героя - пусть он совершит такое действие, которое охарактеризует его.
Волшебство влияния не в том, что мы говорим, а в том, как мы говорим, а также в том, что мы сами собой представляем. Эта зависимость не поддается рациональному анализу и не может быть описана при помощи привычных схем и таблиц. Секрет влияния устного рассказа зиждется на творческом начале людей.

Storytelling school

Как-то раз, в 2015 году я, гуляя по городу, написала множество историй о его жителях, событиях, местах. Впоследствии набрала команду, которая вместе со мной трудилась над нижегородским порталом и наполняла его новыми и новыми текстами.

А спустя какое-то время этого стало недостаточно, и я создала свой первый онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Тогда он состоял всего из 6 занятий, но повел за собой цепочку новых дистанциоинных курсов, очных МК и других интересных событий.

Тот курс пережил четыре редакции и вырос до 40 занятий. Но до сих пор он - самая основательная и самая всеобъемлющая программа по сторителлингу в российской сети интернет.
Меня зовут Таня. И я - журналист с 10ти летним стажем, учитель с педагогическим образованием, маркетолог и PR-менеджер. У меня за плечами работа более, чем с 30 компаниями (многие из которых были весьма крупными).

Но своей главной фишкой я считаю умение рассказывать истории. Именно благодаря нему у меня получается из года в год удерживать внимание читателей, презентуя им все новые и новые продукты.
Я приглашаю вас на свой курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Это 40 уже записанных уроков, где разбирается весь метод - от и до. Программа у курса очень классная, и он уже записан - вы получите его в течение 10 минут после оплаты. Курс сопровождается домашними заданиями, чтобы сразу после теории отрабатывать полученные знания на практике.
Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится: