Красота по-американски - так что же красиво на самом деле, роза или пакет?

"Красота по-американски" Сэма Мендеса - один из культовых фильмов не только 90х, но и в целом мирового кинематографа. У него какая-то своя, такая вязкая и ностальгическая атмосфера, такая задумчивая и интригующая музыка, такие важные и горькие выводы. Мне кажется, этот фильм можно смотреть раз за разом, и постоянно находить в нем что-то для себя важное и новое. Он - как хорошее красное вино, с годами становится только лучше.

И все благодаря приемам сторителлинга, что применяют режиссер, продюсер и сценарист. Давайте разберемся, какие именно тропы и повороты они используют, но должна предупредить вас:
В статье очень много спойлеров!
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Фильм рассказывает нам о Лестере Бернхэме - точнее, он сам о себе рассказывает: повествование начинается с его закадрового голоса, который объясняет, что он, собственно, рассказчик, был убит. И этот прием, когда рассказ ведется от уже убитого героя, одновременно добавляет мистическую составляющую и мгновенно включает нас в происходящее. Также начинается книга Элис Сиболд "Мертвые кости", например, а еще сериал "Отчаянные домохозяйки", который даже не скрывает, что это отсылка к American Beauty. По сценарию, Лестер должен был спускаться с небес в кровать, но, к счастью, решили обойтись без этого.

Так вот, Лестер Бернхэм - обычный менеджер среднего звена с низкой самооценкой и кризисом среднего возраста. Он живет в обычном американском пригороде с дочерью Джейн и женой Кэролин, которые ни во что его не ставят - да он и сам считает, что они правы. С дочерью контакта нет, интимная жизнь с женой давно потеряна, каждый день похож на предыдущий.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Основное действие и две сюжетные линии, что будут развиваться параллельно, запускают два события. Во-первых, в соседний дом переезжает новый сосед - подросток Рикки Фитц со своей семьей, и во-вторых, Лестер идет поддержать дочь на представлении группы поддержки, влюбляется там в ее школьную подружку Анжелу и находит в этом новый смысл своей жизни. У Джейн же в то же время начинается роман с Рикки, который помогает ей переосмыслить весь подростковый мир вокруг.

Очень примечательно, что в этом фильме нет "проходных" героев, которые служат просто для "декораций" - все персонажи важны и играют значительную роль в сюжете, тем более, что их не так уж и много. А еще, они все очень похожи - Лестер - на Рикки, Кэролин - на Анжелу, но об этом чуть позже. Фильм отлично жонглирует множеством различных персонажей, почти никто из которых не является тем, кем кажется в самом начале.

Главный символ фильма - красная роза

Именно ее мы видим в фантазиях Лестера, когда он думает об Анжеле. Красные розы выращивает Кэролин, букет из красных роз оказывается на столе во многих сценах, в том числе и в кадре убийства Лестера.
Что значит красная роза?

Роза в нашем мире - это достаточно банальный цветок, подарок женщине, выражающий любовь. Так и здесь - роза значит красоту, но весьма банальную красоту, материалистичную и даже немного пошлую. Роза - это символ Анжелы. А красный - это ведь не только любовь, это еще и кровь, и смерть. И жизнь. Тем самым, роза еще и подчеркивает хрупкость нашего мира, особенно в моменты, когда звучит фоновая музыка.
Это история о желании "сорвать цветок" Лолиты. Это ремейк романа Набокова в стиле пост-модерн. Лестер Бернхэм - это анаграма к "Humbert learns", к имени главного героя романа "Лолита". Саму Лолиту же звали Долорес Хейз, и создатели фильма дают Анжеле ту же фамилию и имя неземного существа - ангела. Анжела Хейз, мечта, желание. Множество сцен с красными розами, вылетающими из груди девушки, сняты специально таким образом, чтобы нам была понятная их нереалистичность. Кстати, на сцену, где Лестер впервые видит Анжелу и как будто остается один в школьном зале, ссылается сериал "13 причин почему". И даже красный цвет там присутствует.
Неужели Анжела так хороша?
Да, она действительно очень привлекательна и горяча, она возбуждает мужчин, знает об этом и с удовольствием пользуется своим оружием. Анжела очень прозорлива. Но она весьма стандартная девушка конца 90х - мечтает стать моделью, считает красивым только то, что блестит. Больше всего на свете боится оказаться посредственностью. Но обратите внимание на ее комнату - здесь мы видим прием множественности, вся ее стена завешана картинками моделей, на которых она хочет быть похожей. Эта стена перекликается с комнатой Рика - но там полки заполнены дисками, на которых, вероятно, редкие и визуально значимые фильмы, то есть, "настоящая" красота.
Рик и Анжела - это два героя, у которых есть свое понятие красоты, но оно диаметрально противоположное. Анжела считает красивой себя и позирует в окне, тогда как Рика намного больше привлекает загадка в Джейн. Рик прямым текстом говорит Анджеле, что она скучная и обычная, чем очень расстраивает девушку. И в конце арки Анжелы мы видим, что вся ее самоуверенность и соблазнительность, на самом деле - напускные, потому что, когда дело доходит до действительно секса с Лестером, она оказывается девственницей. Она даже одета в белую рубашку в этой сцене, чтобы подчеркнуть ее невинность.

И Лестер, весь фильм представлявший момент близости с Анжелой и идеализирующий их секс, не пользуется беззащитностью девушки. Хотя для него она не стала хуже или скучнее - она для него по-прежнему та же красивая красная роза, ведь Лестер - не Рик, он намного менее искушен в вопросах визуала и красоты, и только-только начал свой путь в ее познание. Жаль, что путь оказался таким коротким, ведь Лестер, по сути, прекрасный человек - взгляните на его улыбку в последней сцене и послушайте его последний монолог. Из недовольного жизнью ворчуна он трансформировался в светлого человека, так любящего жизнь.

Рик - самый приспособленный к жизни герой фильма


Он не только научился выживать в своей дисфункциональной семье из папы-абьюзера и ветерана войны во Вьетнаме с ПТСР, а также сумасшедшей мамы, но и нашел способ заработать на то, что ему важно. Рик постоянно ходит с видео-камерой и сначала кажется нам немного криповым маньяком.
Хотя, когда Джейн просит его перестать снимать, он сразу же ее слушается. У имени Рика тоже особый смысл, по-английски оно звучит как Rick Fits, и перевод, что "Рик вписывается", хотя, конечно, он совсем особенный, и никуда он не вписывается.
Но это ему и не нужно, и не важно. Ему важно его творчество и красота. У него есть очень четкое видение мира, которым он, в том числе, помогает и Джейн. Ведь она говорит, что ей не нравится, как она выглядит, а в начале фильма ищет информацию об увеличении груди - причем, не потому что она у нее маленькая, а потому что одна грудь больше другой. Конечно, с такими родителями, как у Джейн, не сложно опуститься на дно самооценки - ее мама настоящая стерва, напоминающая ей, мол "Ты специально стараешься выглядеть непривлекательной" и "Я горжусь тобой, ты даже ни разу не облажалась!", но ведь и у Рика родители не менее сложные.

Постоянно бьющий его отец, коллекционирующий нацистскую посуду и явно находящаяся "не здесь" мать. По сценарию у нее было намного больше реплик, но режиссер решил, что молчание ее будет красноречивее. Она явно потеряла связь с реальностью - извиняется за беспорядок в идеально убранной комнате. Советует сыну, который говорит, что уходит из дома, надеть дождевик. Неплохой совет, конечно, но все еще странноватый.
И отец Рика, и Анжела - олицетворение тропа "Я - то, что я ненавижу". Полковник - настоящий гомофоб, но в итоге мы видим, куда все поворачивает. Анжела постоянно говорит о сексе и высмеивает девственниц, но в итоге оказывается, что она и сама ни разу не была близка с парнем.

Анжела - это Кэролин через 20 лет

Ведь Лестер говорит, что Кэролин не всегда была такой, она была беззаботной и радостной, а теперь их первая за много лет интимная сцена прерывается фразой, что "пиво на диван прольешь". Этот момент, арка Кэролин и сам фильм напоминает нам, что если мы будем материалистами, то красота уйдет, растворится в безрадостной рутине.

Смысл фильма

Главный момент фильма - когда Рик показывает Джейн свой самый красивый видео-ролик с пакетом. Ведь пакет - это мусор, который никто бы и не заметил, в отличие от помпезной красной розы. Но главная мысль фильма - "Красота в глазах смотрящего", и Рик смог увидеть этот пакет так, что он стал по-настоящему красив. Это не значит, что роза (или Анжела) менее красива - для Лестера она прекрасно, потому что он видит красоту этой жизни вот так. По-другому, но красиво для себя. И Рик, и Лестер рассуждают о красоте, которой так много в жизни, что от нее разрываются сердца.
И, конечно же, самый трогательный момент - это когда все герои собираются в доме, где прозвучал выстрел, и обнаруживают мертвого Лестера, вокруг которого разлилась красная кровь, а он рассуждает о красоте. Мы видим каждого героя, и как по-своему они проживают эту трагедию - как повернул голову и увидел свою красоту Рик, как закричала Кэролин. Кстати, момент с рубашками - это отсылка к "Великому Гэтсби". И эти черно-белые кадры с маленькой Джейн и молодой Кэролин - они как эхо к старым фотографиям, что постоянно мелькали на тумбочках в начале кино. И эта музыка, такая пронзительная и такая тягучая.

Какие еще приемы и тропы сторителлинга мы видим в этом кино:

Название фильма "American Beauty" это игра слов, это и "Американская красавица", и гибридный сорт красной розы. Этот факт многократно раскрывается в фильме и также использовался в его рекламе.

Bookends (схожие начало и конец) - фильм начинается и заканчивается взглядом сверху на окраину города.

Визуально очень часто мы видим правило трех (3 главных предмета в кадре), центрирование на главном персонаже, а так же зернистость, когда Рик снимает на камеру.
Ироничное эхо (два перекликающихся события в начале и конце):

- рассуждения Лестера и Рика о красоте.

- в начале и в конце фильма Кэролин произносит аффирмации.

- ответ Лестера любовнику жены на вечеринке и в ресторане быстрого питания.

Контраст Мадонны и "шлюхи" - в начале Джейн нам представляется девственницей, а Анжела такой искушенной тигрицей. В конце оказывается, что все уже наоборот.
Оба случая обнажения женщин топлесс подчеркивают их уязвимость, а не сексуальность.

Red herring (подсказка, данная заранее) - на протяжении всего фильма нас заставляют поверить, что либо Рикки, либо Кэролин убивают Лестера, что помогает держать интригу.

Символы - в первом кадре Лестера за работой он отражается в мониторе компьютера, а экранный текст похож на тюремные решетки. А в машине на лобовом стекле сначала отражения деревьев, а потом - каменных джунглей.

Big Bad (большое зло, причиняющее всем героям больше всего неудобств, как Волан-де-Морт или Танос) - полковник Фитц, отец Рика.
Музыкальная характеристика:

- Лестер - фанат Pink Floyd, его удивляет, что у Рики есть копия альбома "Темная сторона Луны". Он также поет "American Woman" группы The Guess Who, сидя под кайфом в машине.

- Кэролин поет в машине версию песни Бобби Дарина "Don't Rain on My Parade". Очевидно, она большая поклонница Дарина, так как саундтрек к противостоянию за обеденным столом, который она, как подразумевается, выбрала, включает его записи "Call Me Irresponsible" и "Where Love Has Gone".
Картонная коробка безработицы: После того как Лестеру удается шантажировать своего босса и уволиться со скучной работы, он покидает офис, неся на плече коробку со своими вещами и триумфально размахивая кулаком. Вспомните, во всех американских фильмах после увольнения герой совершает променад с коробкой. Например, Дрю Бэрримор в фильме "Дюплекс"

Камео создателя: продюсер играет бармена в заведении, где работает Рики.

Анжела - блондинка из группы поддержки, что является весьма популярным клише.

Отсылки - к "Обычным людям" во время ужина, а бегущие ноги Лестера - Marathon Man.

Фильм завершается голосом за кадром, принадлежащим Кевину Спейси, на фоне черного экрана, точно так же, как в одном из его предыдущих фильмов, "Подозрительные лица". Маленький постер этого фильма висит именно в офисе Лестера.
Ураган эвфемизмов - Когда Кэролин застает Лестера за мастурбацией: "О, хорошо! Застрелите меня, я дрочил! Точно, я душил епископа, натирал морковку, ну, вы понимаете, говорил "привет" своему монстру!".

Когда Анжела должна переспать в Лестером, а Рик и Джейн лежат в ее комнате на кровати, их черные одежды очень контрастируют с белой Анжелой.

Анжела и Джейн - привычная для школьных фильмов дихотомия красивой и некрасивой подружки, которую первая выбирает, чтобы выглядеть лучше на ее фоне.

А вот что могло бы быть в фильме, но не случилось

(или наоборот, какие моменты явились не запланированными ходами, а импровизацией актеров по ходу дела):

- Алан Болл признался, что идея создания фильма родилась, когда он сидел на площади перед Всемирным торговым центром и видел, как бумажный пакетик парит в воздухе. Именно этот момент вдохновил его приступить к написанию сценария.

- Кевин Спейси должен был только уронить тарелку в сцене ужина, но он не получил нужной реакции, поэтому после нескольких дублей он изо всех сил швырнул тарелку в стену. Испуганные реакции актрис были настоящими.
- Сцена, в которой Лестер атакует ноги Кэролин машинкой с дистанционным управлением, также не была записана, и удивление и раздражение Аннетт Бенинг - настоящая реакция.

- Он также импровизировал все, что Лестер делает в машине под кайфом, включая пение песни "American Woman". То есть, многое Лестеру досталось не от сценариста, а от актера, который тоже по-своему увидел своего персонажа и наделил его красноречивыми моментами.

- В сцене, когда Кэролин говорит Лестеру, что готова ехать, а он в это время курит травку с Рикки возле ресторана, Спейси не может сдержать смех, и Уэса Бентли тоже можно увидеть смеющимся, так как это не было предусмотрено сценарием.

- Тейглайн "Look Closer" был вдохновлен тем, что гример повесил на кабинке Лестера на работе. Сэм Мендес заметил это только при монтаже и решил, что это будет хорошим маркетинговым слоганом.
- В оригинальном сценарии Джейн и Рикки должны были увидеть автокатастрофу на автостраде, но в целях сокращения расходов эта сцена была заменена на реплику Рикки о съемках мертвой бездомной женщины. Часть, в которой Джейн решает пойти домой пешком с Рикки, а не ехать с Анджелой, была добавлена, чтобы компенсировать это.

- В оригинальном сценарии Лестер любил музыку в стиле кантри, что очень раздражало Джейн и Кэролин.

- В более раннем варианте сценария полковник Фитц должен был рассказать предысторию, в которой во время службы во Вьетнаме его сослуживец погибает у него на глазах.

- Сценарист Алан Болл взял за основу истории Лестера аспекты его собственной жизни. Пересмотр Лестером своей жизни параллелен чувствам, которые Болл испытывал в середине 30-х годов. Как и Лестер, он отбросил свои увлечения, чтобы работать на ненавистной ему работе на людей, которых он не уважал. Сцены в доме Рикки отражают детские переживания самого Болла. По словам Болла, сочетание комедии и драмы в сценарии не было преднамеренным, но подсознательно вытекало из его собственных взглядов на жизнь.
Это очень пронзительный фильм о том, как важно учиться видеть красоту вокруг и не забывать о ней. Это грустный и одновременно красивый фильм, который, несомненно, нужно посмотреть каждому киноману.

А вы любите "Красоту по-американски"?
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram