Bookends - прием сторителлинга, который связывает конец и начало

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Bookends - это техника сторителлинга, которая помогает сделать историю более запоминающейся и убедительной. Она заключается в том, чтобы начать и закончить историю с одного и того же элемента, создавая таким образом эффект замыкания.

Bookends в книгах

Представьте себе книгу, у которой на обложке изображен мост. Вы начинаете читать историю о главном герое, который переезжает в новый город и пытается адаптироваться к новой жизни. Он проходит через различные испытания и находит смысл жизни, пока в конце не возвращается на тот же мост, где начиналась история.

Этот элемент, мост, является bookend и помогает создать единство и законченность в истории. Он не только усиливает впечатление от концовки, но и позволяет читателю лучше запомнить историю.

Также можно использовать bookends, чтобы подчеркнуть разницу между началом и концом истории. Например, если вы пишете историю о человеке, который начинает жизнь в бедности и кончает ее как миллионер, можно использовать разные элементы в начале и конце, чтобы показать разницу в их статусе.

Мы видим множество примеров использования этого приема в самых популярных книгах - во всех частях "Гарри Поттера". Правда, не всегда они используются так напрямую, как в примере с мостом - чаще чуть более завуалировано.

Например, в "Узнике Азкабана" множество сов приносят Гарри письма в самом начале. Да и в конце тоже, и даже первая и последняя глава названы "Совиная почта" и "Снова совиная почта".
Первое появление Джинни Узли - она уговаривает маму отпустить ее в Хогвартс. Последнее - ее уговаривает ее дочка.

И вот тут мы точно видим, как же сильно изменилось все в жизни когда-то совсем маленькой рыжей девчушки!

Bookends в фильмах

Техника bookends может использоваться не только в книгах, но и в фильмах, рассказах и любых других формах искусства. В фильмах, например, это может быть повторение фразы, музыкальной темы или визуального элемента в начале и конце фильма.

Одним из наиболее известных примеров использования bookends является фильм "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика. Фильм начинается с главного героя, Алекса, который насилует женщину, а заканчивается с ним же, но уже в другой роли - жертвы насилия.
Еще пример - сериал Lost, который начинается с того, что доктор Джек открывает глаза, и заканчивается спустя все запутанные сезоны тем же.
Как мы видим, именно со взглядом этот прием наиболее популярен. Например, в культовом фильме "Аватар" и конец, и начало - Джейк открывает глаза.

Но мой любимый пример - чашка "My house, my rules, my coffee" в руках у главной героини Марты в фильме "Достать ножи".


Еще примеры:

- провинциальный американский городок в фильме "Красота по-американски"

- читающие дети в гостиной в "Королевстве полной луны"

- день борьбы со СПИДом в "Богемкой рапсодии"

- ну и в "Реальной любви" действие начинается и заканчивается в аэропорту Хитроу.

Этот прием немного похож на другой прием, кольцевая композиция, но все же в композиции мы имеем ввиду более масштабный отрезок сценария, который проигрывается в начале и в конце, типа убийства в "Элите" или "Большой маленькой лжи".

Bookends в жизни

Ниже приведены несколько примеров приема bookends, которые могут быть использованы в реальной жизни:
  • Выступление на публике: начните свое выступление с истории или анекдота, который установит тон для всего выступления, а затем вернитесь к этой истории в конце, чтобы закрыть круг и сделать заключительные замечания.
  • Презентация продукта: в начале презентации вы можете использовать короткую историю, которая заинтересует вашу аудиторию и поможет им понять, почему ваш продукт важен. Закончите презентацию, вернувшись к этой истории, чтобы подчеркнуть ее значимость и убедить аудиторию.
  • Интервью на работу: расскажите короткую историю о том, как вы решили сложную проблему в прошлом, чтобы продемонстрировать свои навыки и качества. Завершите интервью, вернувшись к этой истории, чтобы подчеркнуть свою способность к решению проблем.
  • Особый момент в жизни: расскажите историю о том, как вы встретили свою вторую половину или как вы получили свою первую работу. Повторите эту историю в других особых моментах, чтобы создать связь между этими моментами и вашей жизнью.
  • Реклама: начните рекламу с короткой истории, которая захватит внимание зрителей и передаст сообщение вашего продукта. Вернитесь к этой истории в конце рекламы, чтобы закрепить ваше сообщение и убедить зрителей.
  • Соцсети: начните сторителлинг в сториз или рилз с картинки о начале вашего пути. Расскажите про то, через какие сложности вам пришлось пройти и чего вы достигли. В конце покажите ту же фотографию из начала и сделайте вывод, что помогло вам прийти туда, где вы сейчас.
Техника bookends может быть эффективным инструментом для авторов, режиссеров и художников, которые хотят сделать свои истории более запоминающимися и убедительными. Не бойтесь экспериментировать с ней, чтобы создать что-то уникальное и интересное.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram