Смысл "Начало" Кристофера Нолана: а упал ли волчок?

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Один из самых зрелищных, насыщенных и запутанных фильмов мирового кинематографа - "Начало" Кристофера Нолана.

Пересматривать его можно тысячи раз благодаря прекрасным визуальным эффектам, насыщенной сюжетной линии и быстрому темпу повествования. И каждый раз находишь для себя новый и новый смысл, отвечаешь себе на вопросы, которые до этого оставались без четкого понимания.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
"Начало", "Inception" в оригинальном названии, был снят Кристофером Ноланом в 2010м году. Хотя известно, что саму идею режиссер вынашивал не один год - еще в 2000х годах он начал прорабатывать сценарий и превращать пришедшую ему идею фильма-ограбления во снах во что-то более серьезное и неповерхностное.

Вспомним то время: воцарение "Матрицы" и мыслей, что наш мир нереален. Однако "Начало" не просто эксплуатирует этот тренд, как многие из вышедших тогда лент, оно создает свой мир с собственной терминологией, артефактами и правилами, в котором разные люди могут видеть один и тот же сон.

Главную роль в фильме сыграл Леонардо Ди Каприо - поистине многогранный и талантливый актер, чья каждая роль не похожа на предыдущую. Также здесь мы видим Марион Коттийяр, невероятно красотку, полностью подходящую под архетип "роковой женщины" - кажется, в "Полночь в Париже" у нее было похожее амплуа, а еще Киллиана Мерфи - будущую звезду "Острых козырьков", Элиот Пейдж - будущую героиню "Академии Амбрелла", Джозефа Гордона-Левитта, уже известного на тот момент по фильму "500 дней лета" и Тома Харди. Состав поистине звездный.
Сюжет
Доминик Кобб занимается очень интересными ограблениями - они происходят в совместных снах. Один из его целей - Сайто - предлагает еще более сложную работу: через сон внедрить в подсознание человека мысль, провернув невыполнимую миссию "сон во сне". Взамен он предлагает помочь Коббу - снять с него подозрения в убийстве собственной жены, из-за которых Кобб не может вернуться домой к детям.

Доминик соглашается и собирает команду для воплощения идеи. Но все не так просто, ведь в его подсознании живет Мол - бывшая жена, которую Кобб никак не может отпустить, и которая активно вмешивается во все дела команды.

В итоге они реализуют задачу, пройдя через 3 уровня сна в разных сценариях.

Давайте разберем, какие приемы сторителлинга используют создатели фильма,

и на что вообще нужно обратить внимание по ходу повествования
  • На самом деле название фильма было бы справедливо перевести как "Внедрение", потому что именно это и просит Кобба сделать Сайто. Inception - то самое слово, обозначающее внедрение. Таким образом, в тайтл фильма вынесен термин из диалога героев. Этот прием называется "The drop".
  • Реальность, созданная в фильме, почти ничем не отличается от нашей, кроме того, что разные люди могут видеть один и тот же сон одновременно. Вся эта концепция очень напоминает осознанные сновидения, еще один тренд 2010х. А еще сон во сне напоминает концепцию матрешки.
  • Мол - это троп "роковая женщина" (Femme fatal), который был особенно популярен в 40х-50х и в фильмах жанра нуар. Это когда вокруг все так плохо, что кажется вовсе беспросветным, а роковая красотка воплощает "невроз главного героя". Здесь она нужна для большего драматизма ленты.
Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

  • Лейтмотив фильма «Начало» — композиция Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien». Именно под ее аккомпанемент должен происходить выброс из одного уровня сна на другой.

  • Ариадна - это героиня древнегреческих мифов, помогавшая Тесею выйти из лабиринта Минотавра с помощью волшебной нити. Именно так зовут девушку-архитектора, которая и должна построить лабиринт сна. Очевидно, что выбор имени не случаен.

  • А имя "Кобб" означает сон на санскрите, хинди и еще нескольких языках.

Очень часто команду Кобба связывают с разными концепциями. Например, что все они представляют сторону одной личности - Юсуф символизирует рациональность, Артур — находчивость, Ариадна — творческое начало, Саито — мудрость, Эймс — способность к адаптации, Кобб — лидерские качества, а Мол — уязвимые стороны человека.

Либо, что весь процесс "внедрения" на самом деле очень похож на процесс кинопроизводства:
Кобб — это режиссёр, получивший задание снять фильм. Ариадна — оператор, а остальные члены команды — это участники съёмочной группы. Саито — богатый продюсер, он руководит процессом
Одна из центральных идей фильма, что процесс не менее важен, чем результат, в любом деле.
Это - arc words, повторяющиеся по всему фильму слова, ведущие к кульминации и добавляющие ассоциации с сюжетом.

  • "You're waiting for a train..."
  • "Non, rien de rien / Non, je ne regrette rien..."
  • "... an old man, filled with regret, waiting to die alone."
  • "This world is not real."
  • "We can be young men together again."
  • "You said you dreamt that we would grow old together."

Упал ли волчок?

Одна из главных загадок фильма - упал ли тотемный волчок в конце. Если он будет вертеться вечно - значит, герой Ди Каприо все еще находится во сне, если упадет - значит, он вернулся в реальность. Перед тем, как пойти к детям, Кобб запускает волчок, чтобы проверить. И мы понимаем, что можем на самом деле изначально быть в его сне. Но, не дождавшись результата, он отворачивается от крутящейся штучки и идет к детям.

Так во сне Кобб или нет?

Кристофер Нолан не раз отвечал на этот вопрос фанатам фильма. И главное, что мы должны понять - весь смысл этого фильма-головоломки - в двойственности.

И это на самом деле НЕ ВАЖНО, во сне Кобб или нет. Не важно ему, не важно нам.

Главное, что он со своими детьми, к которым так стремился, и с которыми он наконец может провести время.

Это поднимает следующую главную мысль фильма - а разве другие уровни нашей реальности, например, сны, менее важны, чем тот уровень, на котором мы живем?

Может быть, все уровни одинаково значимы?
Есть еще одна версия - что на самом деле тотемом Кобба был не волчок, а обручальное кольцо, которое появлялось во снах и исчезало в реальности.

Но главный индикатор смысла концовки - тесть Кобба. Чтобы наиболее достоверно сыграть свою роль, актер поинтересовался у Нолана, какие из его сцен - сон, а какие реальность. И тот ответил, что когда профессор в кадре - это всегда реальность, потому что этого персонажа нет во снах. Из чего мы можем заключить, что Кобб все-таки на самом деле встретился со своими детьми.

Маркетинговый смысл фильма

Но помимо всех загадок и символов сторителлинга, у этого фильма есть еще очень мощный маркетинговый смысл.

А именно: идея, положенная через подсознание в наш мозг, разрастается и становится максимально навязчивой.

Ведь по сути, именно так сейчас работает пропаганда и все социальные медиа: ты 15 раз видишь в Инстаграме, как девушки катаются на яхтах, и у тебя постепенно формируется мысль, что тебе тоже обязательно нужно на такой яхте прокатиться!

Это то, что мы делаем с помощью сторителлинга - благодаря его приемам и фишкам закидываем человеку в голову идею, которую потом подкрепляем следующими нашими сообщениями.

Этому я учу на своем курсе "Сторителлинг: как рассказать свою историю".

И то, что мои мысли совпадают с главной идеей фильма, мне в нем особенно нравится.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится: