Storytelling school
Топи - объяснение концовки и смысл сериала
"Тебе кажется", или что же произошло на самом деле в сериале Дмитрия Глуховского.

Да и произошло ли?
Пятеро почти незнакомых людей во главе с собирательным образом IT-гения (ну очень похожим на Дурова) отправляются из Москвы в монастырь Архангельской области. Принять "православное спа", так сказать. На деле же - сбежать от своих проблем. Причем проблемы у всех вполне серьезные - неоперабельный рак, смерть сестры, неудавшаяся попытка суицида, случайно совершенное убийство, увольнение из прополитической газеты. Денис, Соня, Катя, Эля и Максим - типичные характеры современности, но при этом каждый олицетворяет что-то свое.

Но по приезду в монастырь они обнаруживают, что тот выглядит заброшенным, а все жители соседской деревушки "Топи" какими-то странными и не очень... живыми, что ли? Да и живы ли сами герои - ведь в первые 15 минут нам показали, что их машина перевернулась, и, кажется, живых в аварии уже нет...
Вот примерно так начинается 7-серийный сериал, снятый по сценарию Дмитрия Глуховского, одного из наиболее нашумевших сейчас авторов.

Начинается и оставляет зрителей в полном смятении, обозначив загадок столько, что на объяснение каждой уже даже не надеешься. Однако, понять, что к чему в этой мрачной вселенной, все же хотелось бы.

SPOILER ALERT

В тексте очень много спойлеров. И если мы хотите сначала посмотреть, то не читайте его. Спасибо.
Итак, что мы имеем?
Совершенно нереально-фантазийную деревню, где происходят действия. Героев, каждый из которых проходит свои опыты. Загадочный химкомбинат, который расположен рядом с деревней. Еще более загадочных жителей: они то воскресают, то кругом свой дом огораживают, то по героям стреляют.

И главное, монастырь, где то вешается, то деньги сжигает поп. Ах да, еще и "Топи" эти нельзя покинуть. Куда ни пойдешь, вернешься обратно.

Так что же за чертовщина здесь происходит?

В общем-то, есть 2 главных варианта:
1. Герои умерли и все находятся в "посмертии", некоем чистилище, где нужно обязательно пройти через душевные муки, чтобы "вознестись".

Тогда понятно, почему здесь происходят "чудеса" в виде воскрешения мертвых, и почему каждый из героев видит "свои картинки". Остается ждать, когда они все либо умрут окончательно и перейдут на следующий уровень, либо очнутся в реанимации.

За эту версию: слова прохожих при потере Кати, что "она самая живая из всех", уверения Кострова, что все они в посмертии, замкнутость и "трешовость" пространства.
2. Это все глюки из-за химкомбината, на котором произошла авария.

С тех пор отравлена вода, которую постоянно потребляют жители деревни, и с глотка которой начинаются приключения наших героев. Соответственно, директор комбината, который "хозяин", получил самую большую дозу, и поэтому глючит его больше всего.

За эту версию: начавшиеся глюки у милиционера после глотка воды, открытие Максима в 7 серии, обильное питье героями чая и концентрация на этом на протяжении всего сериала.
Но а что же на самом деле?
Для начала, надо понять, почему мы так хотим выбрать что-то одно. Наш мозг в первую очередь стремится понять, а реальность здесь или нет. Ну то есть, если это реальность, то всему должно быть какое-то логическое объяснение. Если посмертие - то окей, все может быть очень мистично, но все равно должно иметь логическое объяснение на уровне своей вселенной.

Любой фильм создает свою отдельную вселенную. Даже романтические комедии, где никто не летает на драконах и не спасает мир щелчком пальцев. Все равно это не реальность. И в каждой вселенной должны быть свои законы, по которым она существует. То есть, мы ждем, что в конце все загадки сойдутся в одно какую-то понятную нам цепочку и схлопнутся. И мы такие - ааа, вот это понятно! А вот это не понятно. И тут какой-то скрытый смысл. Пересмотрю еще раза 3/5/10/50 и точно пойму.

Но знаете, почему "Топи" бесполезно пересматривать, чтобы понять, в каком же из двух вариантов оказались ребята?

Потому что на самом деле здесь этих двух вариантов нет. Есть одни "Топи", где все это объединяется.

Сам создатель этой вселенной, Дмитрий Глуховский, говорит, что это никакое не олицетворение русской глубинки (в отличие от места действия в "Чики", например), и что современная деревня выглядит намного современнее и актуальнее. Он просто изобразил тот мир, в котором сам бывал в детстве - деревня бабушки, которая все еще разговаривает с дедушкой, умершим 14 лет назад. А отношение к смерти в его деревушке было намного более осязаемым - вот и представляется она ему как такой морок-посмертие. Где все, и мертвые, и живые, рядом, и нет никакого этому логического объяснения.
Поэтому как бы ни хотелось видеть в Соне Сонечку Мармеладову, в седьмой серии - бал у Сатаны, и еще множество всяких разных аллюзий и совпадений, на самом деле всех их нет. Бесполезно строить теории и пытаться понять, что хотел сказать автор, если он ничего такого не хотел сказать. А сам рассуждает, что этот сериал - просто такой "бэд трип" с красивой картинкой. Вот такой вот мир. Он художник, он так видит.

То есть, по сути, "Топи" надо воспринимать просто набором образов, метафор, событий, когда иллюзорный мир и мир реальный сплетаются так, что их не различить. Тогда все вопросы типа
"А почему же в конце не было Эли?"
"Откуда же старики в смирительных рубашках?"
"Откуда взялись могилы главных героев" и
"Почему же Катя тогда самая живая из всех" благополучно уходят.

На них прекрасно отвечает повторяющаяся строчка из главного саундтрека: "Тебе кажется".
Политическое прочтение
Есть, конечно, еще один вариант трактовки "Топей". И он кажется весьма вероятным, учитывая оппозиционные взгляды автора.

Деревня "Топи" - это Россия. А все герои олицетворяют определенные структуры. С милицией, которая здесь не переименовалась, потому что "суть-то та же" - все понятно. Максим - это продажная журналистика. Эля - кавказские народы, которые подминают под себя. Соня - верующий народ, Денис - IT и предпринимательство. Ну и так далее, можно придумать роли и Кате, и Арине с мамой, и всем остальным.

Галлюциногенная вода - это пропаганда, которая на нас "льется", и каждый под ее воздействием видит то, что хочет.

Ну и главное - никто по своей воле и сам покидать эти "Топи" не хочет, а куда не пойдет, все равно обратно возвращается. Так и увяз в обывательском болоте.
В итоге, из-за всей этой слишком близкой к нам мифологичности, в конце остается определенное чувство разочарования. Потому что мозг не испытал радости разгадки или хотя бы возможности разгадки. Нам буквально 3 момента пояснили, а все остальное - додумывайте сами. Но в отличие от привычных фильмов с открытым финалом, тут додумать нужно так много, что не особо хочется.

Создалось впечатление, что мы как будто просто "в голову к автору сходили". А он такой: ну давайте мы сделаем, что на остановке фотографии пропавших людей висят, какая разница, куда они пропали в итоге. А наши вообще разобьются через 15 минут насмерть, но потом продолжат дальше ехать. И стариков в смирительных рубашках в лес е***нем. Вот это будет пожар!

И людям нравится, потому что у нас принято считать то, что непонятно - высокоинтеллектуальным. И потому что любое отсутствие смысла и логики (хотя бы мифологической!!) можно простить за красивую картинку и "сцена побега из монастыря самый топ". Это отражает нашу культуру - у нас многое так делается. Без смысла, зато эстетично.
Но конечно, посмотреть "Топи" стоит
Для того, чтобы сформировать собственное мнение и быть в курсе сериальной повестки в России.
Совершенно потрясающая картинка
Невероятный саундтрек
Колоритные, яркие персонажи и достойно проживающие их актеры
Главное - смотреть осознанно и фильтруя. Да и все, в общем-то, стоит делать таким же образом.
Чтобы не оказаться в поезде, идущим по железной дороге, замкнутой в круг.

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Хочешь получать мои статьи в удобном тебе мессенджере?
Подпишись на нашу рассылку, и хороший контент сам к тебе придет :)
Made on
Tilda