Фандорин. Азазель - наша вариация Шерлока от BBC

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Не являясь поклонницей Акунина, эту экранизацию я, в отличие от многих фанатов, не ждала. Но, прочитав в аннотации что "большевики не пришли к власти, а Российская империя не пала", пройти мимо не смогла. Потому что поклонницей исторических сериалов я как раз таки являюсь, но еще больше люблю альтернативные истории в духе "А что, если".
Например, я обожаю "Обратную сторону луны", где реализуется фантазия на тему "А что, если бы Советский Союз процветал в 21 веке". В "Фандорине" же другая сторона медали: получается, этап настороженности ко всему немецкому уже пришел (потому и Санкт-Петербург как слишком "немецкий" переименовали в Петроград), но поскольку культ Ленина не начался, в Ленинград и обратно в Петербург его переименовывать уже никто не стал.

Например, я обожаю "Обратную сторону луны", где реализуется фантазия на тему "А что, если бы Советский Союз процветал в 21 веке". В "Фандорине" же другая сторона медали: получается, этап настороженности ко всему немецкому уже пришел (потому и Санкт-Петербург как слишком "немецкий" переименовали в Петроград), но поскольку культ Ленина не начался, в Ленинград и обратно в Петербург его переименовывать уже никто не стал.

На троне - все еще династия Романовых с Николаем третьим во главе и бодрым премьер-министром на подхвате, мавзолей с Лениным теперь в Аргентине, а внук его Виктор Ульянов устраиваает перфомансы, вместо Инстаграма - соцсеть Портрет, твердые знаки из языка никуда не делись, да и Москва больше похожа на уютный европейский городок с "чайнатауном здорового человека".
Конечно же, аллюзий и символов здесь великое множество. И первая ассоциация, которая возникает - с "Шерлоком" от BBC. Там тоже создатели взяли действие прошлых веков с великим сыщиком и поместили его в мир такси, смартфонов и маркетплейсов. И "Фандорин" - точно такой же трюк. Возможно, потому и Россия у нас получилась приближенная к Великобритании.

Эраста в этой версии играет молодой Владислав Тирон, который вместе с Максимом Матвеевым перекочевали прямиком из "Триггера", где составляли отличный дуэт. Таким выразительным, как, например, у Меньшикова в "Статском советнике", Фандорин здесь конечно не получился, но смотреть на него все равно приятно.
А вот фигура императора, сыгранная Максимом Матвеевым, стоит того, чтобы разобрать внимательнее. Вы ведь, как и я, наверное, задавались вопросом - "А что было бы, если бы не расстреляли Романовых? Если бы остались они живы, и весь мир следил бы за жизнью монаршей семьи, как следит за Виндзорами?" Так вот, если верить этому сериалу, кажется, что монархия была бы совершенно дисфункциональной. Император показан неуклюжим, нерешительным человеком, который, влюбившись в певичку (все как полагается!) абсолютно забыл о делах государственной важности.

И вообще не виноват ни в чем, что произошло в его империи. Когда во второй серии у России запрашивают помощь на Ближнем Востоке, а империя, вместо того, чтобы послать гуманитарную помощь, войска вводит. Называется: угадай с одного раза, к чему это все. Но самодержец не виноват - он будет без охраны разгуливать по сомнительным вечеринкам и плакать на плече у вздорной женушки-шведки.

Я слабо помню сюжет "Азазеля", хотя оригинальную экранизацию с рукой Марины Александроой смотрела (одно из ярчайших воспоминаний детства), но террористическая угроза от подпольной организации в 1876 году, когда происходит действие романа, кажется такой же гармоничной и исторически обусловленной линией, как и в гипотетической Российской Империи 21 века с ее выдвижными столами в капсульных квартирах.

И андеграутный мир питерских сквотов в коммуне Виктора Ульянова, правнука того самого аргентиинского вождя, показали действительно ярко и интересно.
В общем, сериал явно оригинальный и необычный, посмотреть стоит чтобы хотя бы задуматься. Потому что помимо понятной отсылки к известным событиям и недвузначных намеков, он дает пространство для рефлексии и фантазии на тему: "Как бы мы жили, если бы Ипатьевского дома никогда не было?"

Смотрели? Как вам?

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram