© 2016 Your company

Wednesday - тропы и отсылки в сериале про академию Nevermore

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Прямо под конец 2022 года все Инстаграмы мира взорвал танец Джены Ортеги из сериала "Wendsday". И не только танец, в том числе и сериал покорил сердечки всех любителей школьных историй и мрачной эстетитки Тима Бертона, который наконец взялся за режиссуру интерпретации "Семейки Аддамс".

Давайте разберемся, что же в этом сериале такого уникального и интересного с точки зрения сторителлинга.
Сама история строится на нарративе о семейке Аддамс - эпатажной и немного "готической семье", появившейся еще в 1960х годах в комиксе и сериале. Семейка была примечательна тем, что являлась чуть ли не единственным образцом здоровой семьи на телеэкранах с хорошими отношениями. Дада, именно так! Несмотря на их любовь к черному цвету, мрачноватый юмор и своеобразный стиль, Аддамсы любят и поддерживают друг друга, а также всегда ведут себя так, как будто так и задумано, так и должно быть.

Семейка Аддамс состоит из мамы Мортиши, папы Гомеса, "лапочки"-дочки и сына, а так же лысоватого дяди Фестера. В разных экранизациях вокруг семейки появляются много других героев, такие как бабушка или няня. А экранизаций за 60 лет было очень много! Причем как кинематографичных, так и мультипликационных. Самые известные из них, пожалуй, 1991 и 1993 года.

Так вот что нам здесь важно: в самом начале этой истории, в первых интерпретациях, у маленькой девочки с двумя черными косичками не было даже имени! Потом создатели придумают, что звать ее будут "Среда" в честь детской песенки:



"Monday's child is fair of face,
Tuesday's child is full of grace.
Wednesday's child is full of woe,
Thursday's child has far to go.
Friday's child is loving and giving,
Saturday's child works hard for a living.
And the child born on the Sabbath day
Is bonny and blithe, good and gay"


Wednesday's child is full of woe -

значит, что ребенок, рожденный в среду, будет иметь много печалей и проблем в жизни.

Героиня Уэндсдей становилась все значимее и значимее, так что даже в итоге стала главной героиней истории, вокруг которой строится повествование!

И все это, а так же и то, что Уэндсдей играет латино-американская актриса Джена Ортега, определенно дань современному миру, полному дайверсити, правами меньшинств и феминизма.
Сюжет сериала
Мрачноватая 15-ти летняя Уэндсдей Аддамс отправляется в особую школу Nevermore после инцидента последней "обычной" школе. В Nevermore она встречает множество различных подростков, наделенных разными способностями.

Вместе они борются со странным злом, пугающим соседний городок, а также Уэндсдей распутывает одну семейную тайну своих предков, узнает удивительную историю своих родителей из тех времен, когда они тоже учились в этой школе, и попутно влюбляет в себя половину мужского каста сериала.

Заканчивается 1ый сезон клиффхэнгером - Уэндсдей получает сообщение, что, оказывается, не все тайны еще разгаданы и не все герои убиты, так что продолжению быть.

Школа Nevermore

Давайте начнем с того, что подробнее взглянем на сеттинг сериала - школу Nevermore и ее обитателей. Что сразу бросается в глаза: отсылка к Гарри Поттеру.
Академия Nevermore и выглядит, как замок, но вообще, конечно, все школы чародейства напоминают нам о самом известном "мальчике, который выжил". Например, в "Леденящих душу приключения Сабрины" у нас возникает точно такая же ассоциация.

И надо признать: запускать сюжет в школе волшебства - это почти беспроигрышный вариант. Потому что так много там можно запустить линий и так здорово все объяснить, что понравится и маленькому зрителю, и взрослому.
Следующая отсылка здесь - это само название Nevermore. Это слова из поэмы первого по-настоящему американского поэта Эдгара Алана По "Ворон". Причем это Nevermore (= "больше никогда") произносится в стихотворении Вороном очень зловеще и повторяется рефреном на разный лад. Очень интересный элемент такой "готской" и "мрачной" эстетики сериала.

Ghastly grim and ancient Raven wandering from the Nightly shore—
Tell me what thy lordly name is on the Night's Plutonian shore!"
Quoth the Raven "Nevermore."

Nevermore - это Academy of adventure, в которой может случиться все, что угодно - учителя могут оказаться злодеями, дети - пропасть, и так далее. Такие школы мы уже видели в любимых в нашем детстве сериалах "Баффи - истребительница вампиров" и "Тайны Смолвилля".

Вспоминаете?

Также академия - это троп School of No Studying, школа, в которой все решают только свои проблемы, и вообще не учатся. Мы видим, что Уэндсдей постоянно либо участвует во внешкольных активностях, либо сбегает из школы в лес, либо, если все же сидит за столом, то только пишет свою книгу. Когда она делает уроки, какие вообще в школе предметы, где остальные учителя и тд - вообще не понятно.
Этим, кстати, грешат большинство "школьных" сериалов испокон веков. Вспомните "ветерана" этого направления - "Beverly Hills 90210". Там школа явно была чисто декорацией к развивающимся драмам. И даже современные последователи, такие как "Элита", "Ривердейл", "Сексуальное просвещение", даже если и стараются выдерживать хоть какую-то учебную линию типа создания совместного проекта или переход в школу для писателей, к какому-то из сезонов все равно скатываются в отсутствие образовательной линии.
В академии Nevermore мы видим всю ту же кастовую систему, как и в любых других школах. Вспомните "Дрянных девчонок", "Дневники принцессы" или любой из фильмов с сестрами Олсен начала 2000х: они переезжают в новый город и одна из героинь проводит им так называемый "clique tour" - показывает на разные группки школьников и объясняет, кто есть кто, с кем лучше дружиться, а кто слегка отщепенец. Здесь Инид делает то же самое для Уэндсдей, только в этот раз касты - оборотни, сирены, горгоны, вампиры и русалки.


Получается, что все учащиеся в школе для "отбросов" (outcasts) - это монстры. И это совсем не случайная метафора. Потому что мы и так можем сказать, что тинейджеры - монстры, не зависимо от того, умеют они взглядом превращать в камень или нет. Взросление - сложный процесс, даже если у тебя нет никаких особый способностей. И это, кстати, не первый сериал, который наделяет подростков сверхъестественными способностями, чтобы подчеркнуть монструозность процесса трансформации из ребенка во взрослого. Лучше всего с реализацией этой метафоры справляются "Очень странные дела".
Но главное, что мы видим в академии Nevermore, как и во всей линии с семейкой Аддамс - здесь все принимают странности друг друга.

У каждого из этих сложных подростков есть не только свои особенные способности, но еще и некая внутренняя глубина, которая помогает их внутреннему компасу не сбиться. Они уже все привыкли, что вокруг них происходит всякое и разное, так что воспринимают все и всех абсолютно нормально и адекватно реагируют на любые странности.

Если Уэндсдей не хочет обниматься, носит только черное и никогда не моргает - все ведут себя так, как будто ничего не случилось, не осуждают ее и не учат жить. Просто искренне принимают, что ну вот она такая.
Еще у каждого из этих подростков есть, конечно же, определенная своя боль и грусть, но об этом чуть позже. Сейчас же давайте подробнее взглянем на главную героиню - Уэндсдей.

Уэндсдей - токсичная подруга и сложный человек

На самом деле главная героиня - совсем не тот человек, с которым хочется оказаться в одной комнате в колледже и вообще вести какую-либо совместную деятельность. Она постоянно подставляет своих друзей, обманом втягивает в неприятности, манипулирует, а вместо благодарности только грубит. Уэндсдей Аддамс - антигерой, в котором собрано просто огромное количество архетипов и тропов.

Она не только Гот и Социопат, но еще и, например, "Action girl" - умелая в боевых искусствах барышня. А еще она представитель очень редкого и необычного тропа - "Eyeore". Это такой пессимист и меланхолик, который видит жизнь в черном свете и всегда уверен, что произойдет плохое. Не поверите, но лучше всего мы знаем этот троп по ослику Иа.
Уэндсдей практически не показывает свои эмоции - даже улыбнулась она за все 8 серий один раз и то уголком рта - когда увидела дядю Фестера. При этом нельзя сказать, что она не переживает - когда Вещь попадает в беду, Уэндсдей готова сделать все, чтобы помочь ей, равно как и когда из-за нее пострадал Юджин, она постоянно его навещает и чувствует себя виноватой. Так что, вероятно, вся эта безэмоциональность - это просто фасад, помогающий подростку не казаться уязвимым.
Уэндсдей очень консервативна - мы всегда видим ее только в черном, и если сейчас это является выражением ее личности, то во взрослом возрасте мы сможем ее причислить к адептам стиля нормкор. Также она не пользуется телефоном и другими средствами современной коммуникации. Иногда нам и правда встречаются такие герои, реализующие троп "New technology is evil". Даже в наших русских сериалах можно найти один из ярчайших примеров - у Родиона Меглина из "Метода" нет телефона.

Еще один прикольный троп, который мы видим в ее поведении - "Bad is good good is bad".

Он реализуется, когда они с Инид шутят, что самая главная пытка для Уэндсдей - это просмотр фильма "Блондинка в законе" начала 2000х годов. Он повествует о девочковой девочке Элль Вудс, которая поставила себе цель стать адвокатом. И, кстати, этот момент также показывает на эрудицию Уэндсдей, потому что я лично знаю мало 15ти летних ребят, кто знает про Legally Blonde. Ну, либо это эрудиция сценаристов сериала.

Хотя с другой стороны, Уэндсдей пишет свой роман, чтобы перегнать Мэри Шелли, автора "Франкенштейна" до 18, так что сомневаться в ее умственных способностях нам тоже не приходится.

Основные темы нарратива

За 8 серий Уэндсдей проходит значимую трансформацию - начинает меньше бояться своих чувств, признает ценность друзей (все это мы видим в сцене, когда она наконец обнимает Инид), находит общий язык со своей мамой. И не только Уэндсдей, многие герои трансформируются - Энид наконец находит свое место в стае, Бьянка принимает ряд важных решений, Ксавье тоже становится ближе к своему внутреннему миру. Тем самым, развитие личности - одна из центральных тем сериала.
Еще одна важная линия - отношения отцов и детей. Что, конечно же, логично, для школьного и подросткового сериала, даже если его и снял Тим Бертон. А именно, здесь очень много разбираются так называемые Mummy issues - сложные отношения с мамами и попытки как-то прийти в гармонию с ними хотя бы внутри себя. Начинаем с Уэндсдей, которая постоянно твердит, что не будет как Мортиша звездой школы, продолжаем явными сложностями в отношениях с мамами-негодяйками Энид и Бьянки, и заканчиваем Тайлером, который постоянно предъявляет отцу бесчувственность по отношению к умершей матери.
Сериал феминистический, именно поэтому отношениям с мамами уделяется больше внимания, чем мужским образам. Их по сути вообще практически нет в сериале. Хотя этот троп "I am not my mother" мы можем увидеть и в вариации "I am not my father" очень во многих произведениях кинематографа. Например, именно эту мысль кладут в голову наследника корпорации герои гениального фильма "Начало".

Какие еще интересные тропы и приемы мы видим в сериале?

  • Аллюзия к истории "Керри" Стивена Кинга - это самое очевидное. Именно в "Керри" на выпускном балу перевернулась бочка со свиной кровью, приведя всю школу к катастрофе - обладающая способностями к телекинезу отброс Керри просто разнесла весь актовый зал.
  • Product Placement - очень ярко мы видим Taco Bell в городе, где отсутствуют другие вывески, а также "яблочную" продукцию, например, iPhone Уэндсдей в конце. Понятное дело, что возникли они здесь не случайно.
  • Контраст "Light feminine - Dark feminine" - сопоставление девушки с явно светлым образом (одежда, настроение, положение в обществе) с темным. У нас здесь целых две такие пары - помимо Инид и Уэндсдей такой же контраст составляют Мортиша Аддамс и директриса Вимс.

    Кстати, очень много таких контрастов можно было встретить в книге "Таня Гроттер" Дмитрия Емеца, если помните такую.
  • Actor allusion - это не просто аллюзия на какой-то другой фильм или книгу, это актерская отсылка, а именно, Кристина Риччи, играющая профессора Торнхилл. Она же сыграла Уэндсдей Аддамс в фильмах 1991 и 1993 годов. Что как бы изначально намекает нам, что хоть ее роль и "единственной нормис в академии", вероятно, она все же очень значима для сюжета.
  • А вот референт к той же франшизе в другом временном измерении - это Mythology Gag. Очень часто герои дают нам отсылки к фильму 1991 года, например, это слова Уэндсдей про ее стиль в одежде.
  • Big bad - главное зло, которое и закручивает сюжет так, что всем остальным приходится эту кашу расхлебывать. Думаю, вы и так поняли, кто это. Но добавлю еще, что тот же троп используется, например, в "Мстителях", и там это Танос.
  • Noodle incident - это то, что произошло с Уэндсдей в других школах, откуда ее тоже выгнали еще до инцидента с пираньями. Ну то есть мы точно знаем, что что-то произошло, но точно не знаем, что именно. Это и есть Noodle incident. Очень часто, кстати, встречается.
  • С взрослыми представителями Аддамсов мы видим тропы "Famed in story" - Мортиша в альбоме выпускников, как Джеймс Поттер так и остался гениальным ловцом Хогвартса, а также "Fiction 500" - Аддамсы как-то так сказочно богаты, что даже не понятно, откуда, как Скрудж или Тони Старк. То есть им как будто любые траты не почем.
Конечно же, сериал Уэндсдей, как очень сложное современное произведение, буквально "кишит" тропами и архетипами, поэтому мы разобрали лишь некоторые из них - и то, кажется, статья моя получилась очень длинной.

Какие моменты из сериала вам понравились больше всего? И вообще, за что лично вы полюбили этот сериал? Я вот в восторге от Вещи! И пусть ее понимали только Уэндсдей и Инит, все равно со своей ролью рука справилась просто отлично!

Если вы дочитали эту статью до конца, и она вам понравилась, дала пищу для размышления и помогла посмотреть на сериалы с другой стороны, напишите мне, пожалуйста, фидбэк на личной странице Вконтакте (в сообщения или комментариях). Это будет очень приятно для меня и вдохновит меня продолжать знакомить вас с удивительным миром сторителлинга!

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
Made on
Tilda