"Бедные-несчастные" - о путешествии женщины к самой себе через сюрреалистичные пейзажи

Как только начинаешь смотреть «Бедные-несчастные», ты как будто заглядываешь в другой мир. Мир такой яркий и сюрреалистичный, с выкрученными на максимум цветами, где стимпанк соседствует с арт-нуво в конце 19го века. И женщина пытается сохранить свою самость и развиться в интересную личность там, где ее постоянно пытаются подавить.

Давайте разберем, как понимать этот, несомненно, шедевр, что хотел сказать автор, в чем смысл концовки и самого фильма, да и какие приемы сторителлинга и сценарного мастерства использовал режиссер.

Осторожно, будут спойлеры!
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Фильм Poor Things - научно-фантастический комедийный фильм, черная комедия 2023 года режиссера Йоргоса Лантимоса по сценарию Тони Макнамары с Эммой Стоун, Марком Руффало, Уиллемом Дэфо, Кристофером Эбботом, Рами Юссефом и Джерродом Кармайклом в главных ролях. Фильм является адаптацией одноименной книги Аласдэра Грея 1992 года.

Сюжет

Мягкий студент-медик Макс привлекается к выполнению особого задания своим таинственным преподавателем хирургии, доктором Годвином Бакстером: наблюдать за Беллой, странной, похожей на ребенка молодой женщиной, находящейся под опекой Бакстера. В конце концов Макс узнает, что Белла - это эксперимент, созданный из тела беременной женщины, покончившей с собой, и мозга ее нерожденного ребенка. Несмотря на это, он сражён её красотой и соглашается на предложение доктора Бакстера жениться на ней, хотя сознание Беллы (и желание сексуального наслаждения) растёт, и она расстраивается из-за того, что её создатель настаивает на том, чтобы она никогда не покидала его дом.

Коварный адвокат Дункан Уэддерберн заинтригован идеей о том, что женщина настолько очаровательна, что требуется брачный контракт, предусматривающий, что она должна быть скрыта от мира, и после встречи с теперь уже очень сексуально любопытной Беллой он увозит ее в грандиозное турне по Европе. Но не только либидо Беллы растет и зреет, и, став любознательной, альтруистичной и умной девушкой, она быстро перерастает поверхностного и шовинистического Уэддерберна и отправляется на поиски своей собственной судьбы.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Фильм заимствует множество элементов из готического жанра, включая оживление человека с помощью безумной науки, загадочное самоубийство, грабителя с плохими намерениями по отношению к героине, а также то, что героиня проводит время в заточении в мрачном старом поместье у зловещего дворянина, но превращается в гораздо более надежную и светлую историю становления женщины.

Визуальные решения

Первое, что сразу бросается в глаза - потрясающий визуал фильма. Европейские города явно созданы в стиле стимпанк, а причудливые здания в них - в стиле art-nouveau, также прослеживаются ретрофутуризм и эклектика постмодерна.

В фильме очень красивые пейзажи, выполненные в стиле ретро-стимпанк, с инопланетным небом странного цвета - это настоящий Scenery Porn. Как будто ты на протяжении 2 часов смотришь красивый сон.
Все это, наряду с летающими по городам дирижаблями, как бы намекает нам, что мы не совсем в Викторианской эпохе конца 19го века, а скорее в некой альтернативной истории, где эксперименты с пересадкой мозга и прочими частями тела являются обычным, хоть и не широко используемым, процессом. В то время как остальной мир обладает технологиями в стиле стимпанк, доктор Бакстер, похоже, больше заинтересован в препарировании человеческих трупов и хирургическом создании смешанных существ.

Что делает фильм альтернативной вселенной, а не просто анахронизмом, так это то, что один из сотрапезников Дункана и Беллы в Лиссабоне упоминает о "Важности быть серьезным" как о "новой пьесе Уайльда", которая только что открылась в Лондоне, что переносит сюжет конкретно в 1895 год.
Потрясающи так же и костюмы Беллы. Они свободнее, чем платья других девушек, потому что никто не научил Беллу носить корсеты, да и вообще, вся ее наивность - это следствие ее невежества. А пышные рукава - визитная карточка. Хотя поведение Беллы, конечно, шокирует окружающих, ее нетрадиционное чувство моды и неуложенные волосы, кажется, никак не влияют на то, как ее воспринимают.
Первая глава фильма, а также сюрреалистические интермедии (титры между главами) сняты в черно-белом цвете, что, вероятно, показывает как элементы сторителлинга в истории, так и намекает на совсем незрелость и ограниченность Беллы в самом начале.

Очень часто используется прием съемки "рыбий глаз" - это съемка через круглый объектив, что добавляет эффект "подглядывания", как будто мы шпионим за героями истории.

Смысл фильма

Весь фильм, - это, по сути, coming of age story, очень странная история о том, как кто-то взрослеет, открывает свою независимость и сексуальность и полностью становится личностью. Также это рассуждение о том, какой на самом деле должна быть женщина - почему все ее любят, когда она просто милый маленький ребенок, насколько порицается нестандартное поведение, и почему женщина должна нравиться мужчине меньше, если читает книги. Это рассуждение о том, как нам всем нужна смелость быть собой, даже если все остальные говорят что-то другое.

Еще в фильме зашита мысль о parenting yourself, как быть родителем самому себе. Ведь Белла - это и ребенок, и мать одновременно. Можно задуматься о философском концепте поиска своего родителя внутри себя самой.
Все это проводит параллели с другим очень заметным феминистичным фильмом 2023 - "Барби", там ведь поднимаются те же темы. Хотя Белла - это, скорее, "Странная Барби".

Обратите, кстати, внимание, как меняются ее костюмы с развитием персонажа и взрослением. Сначала это простые просторные сорочки, потом - очень яркие эпатажные образы, а в конце - более сдержанные и монохромные. А волосы Беллы под конец ниже коленей.
Сначала Белла - это Manic Pixie Dream Girl для Дункана, но она переживает переломный момент в Александрии, когда Гарри показывает ей бедных людей, живущих и умирающих в нищете, включая детей, и теперь она видит, каким жестоким может быть мир. Ее беззаботный образ полностью разрушается к тому времени, когда Белла вырастает и понимает, что слишком хороша для Дункана, и тот сходит с ума от нее до такой степени, что его помещают в психушку. Учитывая то, как он себя ведет, он, вероятно, заслуживает этого. Это является аллегорией ко многим женско-мужским отношениям в нашем мире.

Фильм сам по себе - это большая метафора женской жизни и того, с каким количеством сложностей, осуждений и стереотипов ей приходится сталкиваться.

Отсылки в фильме

Их, конечно же, множество, и первая, что бросается в глаза - это "Франкенштейн", ведь это тоже история о том, как человек создал существо. Внешний вид доктора Бакстера делает эту отсылку наиболее очевидной.
Визуал фильма напоминает сюрреализм "Алисы в стране чудес".

Драматический возглас Дункана "Беллааа!", когда она стоит над ним на балконе, скорее всего, является отсылкой к Стэнли, делающему то же самое для Стеллы в "Трамвае "Желание"".
Есть также оттенки "Пигмалиона" и "Моей прекрасной леди", поскольку отсутствие у Беллы "правильных" социальных навыков может показаться более экстремальной версией Элизы Дулиттл.

Переход от черно-белого к цветному напоминает "Волшебника страны Оз", поскольку происходит, когда Белла впервые покидает Лондон, чтобы отправиться в европейское путешествие, почти как будто она попадает в страну Оз.
А что насчет Виктории?
Мать Беллы - Виктория, покончила с собой в самом начале этой истории, и мы видим ее буквально пару секунд, соответственно, не успеваем познакомиться с героиней. Когда Белла встречает своего отца и мужа Виктории (в чьем теле сейчас Белла), Альфи Блессингтона, он говорит Белле, что его жена покончила с собой, потому что ненавидела своего нерожденного ребенка и разделяла восторг Альфи от повседневной жестокости по отношению к слугам.

Однако когда мы ненадолго видим Викторию во флешбэке, посвященному моменту ее самоубийства, она со слезами на глазах смотрит на воду под мостом, а затем делает глубокий вдох и прыгает в воду. Говорил ли Альфи правду? Или Виктория покончила с собой, чтобы спастись от жестокого обращения Альфи и избавить от него их ребенка? Немного проясняет ситуацию сцена, когда Белла спрашивает служанку Элисон, "была ли она милой", та только смеется, подразумевая, что Альфи в какой-то степени говорил правду.
Еще непонятный момент - Альфи Блессингтон планирует насильно оплодотворить Беллу после того, как ей удалят клитор. За все месяцы путешествия Беллы по Европе у нее ни разу не было менструации, а во время работы в борделе мадам Свини она занималась незащищенным сексом с десятками мужчин и не забеременела. Вероятно, Белла вообще не может иметь детей, предположительно из-за операции, которую Годвин провел на ее теле.

"Бог - это я" - пара слов о создателе Беллы

С точки зрения вселенной нам интересен Годвин Бакстер, которого Белла называет Богом, что вполне уместно, ведь он создал ее. Отец доктора ставил на нем всевозможные извращенные "эксперименты", в результате чего тот покрылся шрамами.

Вместо желудка он ест с помощью продвинутой системы машин, а его первоначальная проблема с сексом с Беллой - это не столько неприятие псевдоинцеста, сколько то, что для сексуального контакта ему потребуется "вся электрическая мощь Лондона", так как над ним проводил эксперименты его собственный отец. (После этого, однако, в нем проснулись "отцовские чувства", и он стал воспринимать ее как слишком большую дочь).
Доктор Бакстер разрешает Белле играть с трупами, которые он больше не использует, пока она находится на ранней стадии развития. Это приводит к тому, что Белла неоднократно бьет трупы по лицу, пока от них не остается и следа, с невинным ликованием малыша, разбивающего кекс. Это визуально тревожно, но сыграно исключительно ради смеха.

Кстати, вы заметили, что Белла Бакстер - это аллитеративное имя, которое начинается с одной и той же буквы?
"Бедные-несчастные" - это феминистичная фантазия. Фильм рассказывает о викторианском младенце, воскрешенном в теле матери, который, вопреки всем патриархальным устоям, познает мир, самореализуется и обретает самостоятельность. К концу истории она учится на врача, выходит замуж за мужчину, который любит и поддерживает ее, уважая при этом ее телесную автономию, делает все, чтобы жестокий бывший муж ее матери больше никогда не смог причинить вреда ни ей, ни кому-либо другому, а другая женщина, созданная таким же образом, как и она, процветает под ее опекой.

Это фильм, в котором множество визуальных загадок, уникальная вселенная и совершенно прекрасная героиня, блестяще сыгранная Эммой Стоун. Независимо от того, сколько у него Оскаров, этот фильм однозначно рекомендован к просмотру всем любителям красивого, качественного и современного кино. Ведь в каждой женщине живет немного Беллы Бакстер, не правда ли?
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram