Чужестранка - сериал о сказочной любви среди политики 18 века

Представьте: вы медсестра, которая только что прошла Вторую Мировую Войну и поехала в медовый месяц с мужем, с которым вы поженились в 1939м и даже не успели толком отпраздновать: так что теперь придется знакомиться заново. Вы селитесь в милом домике в Шотландии, и муж постоянно рассказывает интересные исторические факты об Инвернессе и своих предках.

Утром, после какого-то языческого праздника, вы решаете нарвать немного трав у знаменитых камней. Как вдруг слышите громкий гул, теряете сознание, а просыпаетесь уже… в 18 веке!

Так начинается «Чужестранка» - один из моих любимых и очень женских сериалов! Думаю, что если бы в 1730е попала девушка из 21го века, ей было бы совсем сложно. А Клэр Рэнделл отлично справилась: и армейская, и детская подготовка (она все детство участвовала в египетских раскопках вместе с дядей) помогли ей придумать правдоподобную историю и даже стать очень полезным и ценным доктором в это опасное время. Ведь имейте ввиду, тогда еще ведьм сжигали на кострах, а она - англичанка в Шотладнии!
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Давайте же разберем этот прекрасный костюмированный сериал в жанре «путешествий во времени». Ведь в нем есть все компоненты великолепного женского романа: потрясающая историческая атомосфера, яркие костюмы, глубокие персонажи, захватывающие дух пейзажи, интриги и приключения.

И любовь. Та самая, с первого взгляда, о которой мечтает каждая девушка. С прекрасным принцем, великолепным воином и мужчиной чести, который всегда встанет на твою сторону. И такая любовь действительно существует. По крайней мере, глядя на Клэр и Джейми, очень хочется в нее поверить.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:

Осторожно - в статье есть СПОЙЛЕРЫ!

Итак, это сериал о Шотландии - о ее борьбе за свободу. По крайней мере, в первых двух сезонах. Поэтому мы видим очень много шотландских костюмов, пейзажей, а также герои часто говорят на гэльском языке - его специально не переводят, поскольку Клэр, глазами которой мы видим происходящее, ничего не понимает.
Любовная линия
Поначалу Клэр пытается вернуться в свое время и попадает в плен к клану Маккензи, которые не уверены, не английская ли она шпионка. Благодаря своим навыкам она быстро становится полезной и ценной, но быть женщиной в то время оказывается очень сложно, и как только опасность от шотландцев проходит, появляется опасность с другой стороны. Английский генерал Блэк Джэк Рендалл пытается ее уничтожить, и для этого Клэр организуют брак с Джейми - молодым парнем, с которым у них уже что-то начало завязываться.

Поначалу Клэр чувствует себя очень виноватой перед своим первым мужем, но вынужденная женитьба оказывается очень успешной, и в итоге в ее сердце просыпается любовь к этому рыжему горцу. Даже когда она признается ему, что она из будущего, и Джейми возвращает ее к камням, Клэр не возвращается в свое время, выбирая остаться в 18 веке, хоть это и более опасно.
Здесь совершенно потрясающий актерский состав - химия между Клэр и Джейми чувствуется сразу же, они отлично смотрятся вместе и прекрасно взаимодействуют. Герои настолько на одной волне, что даже секс между ними изображается не только как физическое удовлетворение, но и как психическое и эмоциональное. А интимных сцен много, и они подробные.

Их отношения показывают, как любовь может быть источником силы и поддержки в трудные времена. Их союз основан на взаимоуважении и поддержке, что подчеркивает важность равноправного партнерства. Они всегда стараются разговаривать и договариваться. Я очень люблю такие сериалы, где продвигается осознанная и взрослая любовь!

Но не только в любви купается Клэр - она еще и испытывает очень сложные чувства касательно своего "многомужества" - тем более, что ее первого мужа Фрэнка и его дальнего предка Блэк Джэка Рендалла играет один и тот же актер!
Он - главное зло сериала, по крайней мере, первых двух сезонов. Но опасность исходит не только от него - насколько сериал красив, настолько же он и кровав. Часто показаны драки, кровавые происшествия, убийства (и те, кто умер, уже не возвращаются). Что еще хуже - изнасилования, причем насилуют как женщин, так и мужчин. К сожалению, вероятно, в то время это и правда было обычное дело, и здесь создатели сериала не приукрашивают. Правда, абьюз над женщинами показывают намного быстрее и менее значимым, при этом абьюз над мужчинами акцентируют намного сильнее, вероятно, желая показать, как это травмирующе и для той, и для другой стороны. И это я еще не говорю про множественные характерные для того времени смерти, убийства, а также доведения до самоубийств.
В 18 веке красота соседствует с жестокостью.
Основное политическое событие в сериале — восстание якобитов, когда шотландские кланы пытались вернуть трон Стюартам. Клэр и Джейми вовлечены в политические манипуляции, стремясь изменить ход истории и предотвратить трагические события.

18 век был точно таким?

"Чужестранка" - псевдоисторический сериал со множеством исторических подробностей и фактов, которые не всегда точны. Но определенно пробуждают интерес к восстанию якобитов, я о таком вообще не знала до просмотра!

Вот какие моменты и детали сериала лучше всего отражают жизнь 18го века:
В первых сезонах Клэр носит исторически точные аутентичные костюмы, а также на Джейми и других якобитах мы видим традиционные шотландские платья и кильты. Особо примечателен свадебный наряд Клэр, созданный с вниманием к деталям эпохи.

Сцены, где Клэр надевает несколько слоев одежды, включая корсеты, юбки и нижние юбки, показывают сложность одежды того времени.

Интерьеры замка Леох и дома Лаллиброх показывают типичные жилищные условия того времени, включая использование каминов для обогрева и освещение свечами.


Сцены, где готовят на открытом огне, как на кухне замка Леох, показывают традиционные методы кулинарии и типичные блюда того времени, такие как мясные пироги, каши и супы, а также различия в питании между бедными и богатыми.

Мы видим быт не только в замке, но и военном лагере, а также длинные и грязные дороги, которые приходится преодолевать на лошадях без сна, или месяцы в пути на корабле.

Народные праздники и ярмарки, суды и обычаи того времени - все это отлично погружает в контекст и помогает прочувствовать атмосферу Шотландии 18го века.
Но есть и исторические неточности. Вот какие моменты из реальной истории слегка изменены ради художественного эффекта:
Сассенах - это имя, которым Джейми всегда любовно называет свою жену, и в контексте сериала это понимается как англичанка и чужестранка. Однако термин "сассенах" (буквально "саксонец") использовался горцами XVIII века для обозначения как англичан, так и шотландцев, проживающих в низинах, - по сути, людей, не владеющих гэльским языком.

Восстание якобитов в сериале представлено как конфликт Англии и Шотландии. На самом деле все гораздо сложнее, поскольку в Англии было немало якобитов, и, конечно, не все шотландцы поддерживали это дело. То есть, не было бы никаких реальных причин подозревать Клэр только потому, что она оказалась англичанкой.
Персонажи из горных районов часто используют слова из шотландского языка низин, чтобы придать английскому диалогу более шотландский колорит. Исторически сложилось так, что очень немногие горцы в этот период говорили на шотландском языке, поскольку английский считался языком престижа и был средством обучения в школах, а гэльский был просторечием, на котором горцы говорили между собой. В общем, большинство менее образованных горцев, таких как Ангус и Руперт, скорее всего, вообще не смогли бы говорить по-английски. По понятным причинам в сериале это изменено.

Клэр и Гейлис Дункан подвергаются судебному преследованию за колдовство. На дворе 1743 год, и британский парламент отменил это преступление в 1735 году. Последнее настоящее судебное преследование за колдовство в Шотландии было в 1727 году.
Клэр знакомит Джейми со словом "fuck", которое поначалу вызывает у него недоумение, поскольку он считает, что это слово не используется в Шотландии, что иронично, учитывая, что оно впервые появляется в шотландской поэме XVI века. А еще забавно, что Гейлис использует слово "fuck" во время их суда над ведьмами. Хотя Клэр слишком напряжена, чтобы заметить это, это тонкий намек на разоблачение Гейлис.

Когда Клэр упоминает Германию в третьем эпизоде первого сезона, Джейми сначала не понимает, о чем она говорит, пока она не использует вместо этого термин "Пруссия". Но тут есть 2 проблемы: во-первых, королевство Пруссия, даже в самом большом своем объеме, никогда не охватывало всю территорию, которая сейчас известна как Германия. Во-вторых, хотя к моменту действия сериала различные немецкие княжества еще не были объединены в единое национальное государство, слово "Германия" как общий термин для обозначения географической области, где немецкий язык был доминирующим, использовалось с раннего средневековья. Но а "Италия" (которая в то время была столь же раздроблена) правильно используется для обозначения местонахождения Карла Стюарта.

В сериале создается впечатление, что в горах Северной Каролины было какое-то поселение горных шотландцев. Однако почти все люди шотландского происхождения, поселившиеся в Аппалачах, были шотландцами-ирландцами, происходившими в основном от шотландских фермеров, переселившихся в Ирландию в XVII веке, и имели очень мало общего с горцами в культурном плане.
Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Клэр как значимый женский персонаж

Клэр является очень сильным женским персонажем, чья роль и поступки бросают вызов традиционным гендерным ролям и нормам 18-го века: ведь она современная женщина из 20-го века, что делает ее взгляды и поведение ну очень прогрессивными для 18-го.
Она настоящая Action Girl - независима, уверена в себе и не боится брать на себя ответственность за свою судьбу.

Клэр использует свои медицинские знания, чтобы помогать людям и спасать жизни, в более поздних сезонах она даже выводит пенициллин!

Она постоянно сталкивается с гендерными предрассудками и дискриминацией, но не уступает и борется за равные права, что, несомненно, делает ее феминисткой.

Очевидно, что Клэр своим примером вдохновляет других женщин. И не только в сериале.

Ну а Джейми - это прекрасный принц, который постоянно спасает Клэр. Он так безоговорочно ей верен, так удивительно готов к ней прислушиваться и быть на самом деле партнером - что очень необычно для 18 века! - что кажется каким-то нереальным. И да, он действительно нереален, ведь он герой сериала. А если серьезно, он - собирательный образ со всеми теми качествами, что любая девочка видит в грезах и мечтает увидеть рядом с собой.

Джейми и Клэр - это тропы "Мистер и миссис Фансервис". Очень красивые герои, которые часто изображены обнаженными, на которых хочется быть похожими и за которыми приятно наблюдать. Несмотря на то, что у Джейми огромная коллекция шрамов, каждый из которых связан с сюжетом сезона. Но его исполосанная спина тоже является его визитной карточкой, и в начале эту его особенность используют якобиты для достижения своих целей.

Джейми постоянно спасает Клэр, особенно в первых сезонах, где похищение или арест персонажей - довольно частое явление.
И этот прием называется "Big Damn Heroes", когда прекрасный принц появляется в окне или в зале суда в самый нужный момент. Ну или принцесса вместе со стаей коров и шотландскими горцами врывается в строго охраняемую тюрьму.

Джейми слегка старомоден, но очень мил! Из-за того, что они с Клэр принадлежат к разным эпохам, у них, конечно же, происходит ценностный диссонанс. Когда Клэр ослушивается его и подвергает их группу опасности, он считает себя морально обязанным ударить ее ремнем по попе... Ничего хорошего из этого не выходит, и это понимают все, кто знает характер Клэр. И, конечно же, умиляет его реакция на фото в бикини.

Преднамеренный ценностный диссонанс - это тоже троп. И в сериале есть очень интересное его применение - там много беременных женщин, в частности Клэр, которые пьют. Это особенно раздражает современных зрителей во время беременности Клэр во втором сезоне в Париже. Клэр также склонна использовать алкоголь в различных медицинских процедурах - она знает основы теории микробов и предпочитает алкоголь некипяченой воде. Таким образом, она склонна прибегать к алкоголю чаще, чем ее сверстники из XVIII века.. Несмотря на то, что Клэр - образованная медсестра, получившая образование в XX веке, она все еще живет в 1940-х годах, и даже она не могла знать, что употребление алкоголя может нанести вред ее ребенку, поскольку до 1970-х годов это не было широко известно. Не знает она и о последствиях чрезмерного употребления алкоголя в целом.
Третий сезон и дальше
На мой взгляд, сериал делится на две главные части: до 3его сезона и после, поскольку 2 и 3 сезон разделяют 20 лет. Второй сезон открывается и заканчивается одним эпизодом, приемом, который называется флэшфорвард. Клэр возвращается в свое время и узнает, что исход битвы при Каллодене остался неизменным, хотя они так старались все изменить, но при этом она беременна от Джейми. Финал последней серии сезона, "Стрекоза в янтаре", открывается телевизором, по которому показывают эпизод из "Мстителей" 60х годов, чтобы показать, что произошел скачок во времени.

Именно в третьем сезоне более глубоко раскрывается вся трагичность отношений Клэр и Фрэнка - ведь все то время, что она была в 18 веке, он искал ее, а потом старался быть хорошим мужем и отцом, несмотря на то, что она его уже не любила.

Воссоединения героев - это самые эмоциональные моменты, на которых строится сериал. И одно из главных воссоединений - когда Клэр вернулась в 18 век спустя 20 лет, узнав, что Джейми не погиб в битве при Каллодене. Очень натурально создатели сериала показали и потерянность Джейми, и смущение Клэр при этой встрече - ведь прошло 20 лет! И люди из разных миров не знают, что теперь они друг к другу чувствуют. Но любовь победит все.

И дальше, когда они отправляются в Америку, мы видим, как они строят свой мир уже совсем по-другому - им уже не 20, но они все такие же энергичные, красивые и влюбленные.
И хотя их биологической дочери Брианны в этом времени нет, они становятся названными родителями Фергюсу и Марсали, и если Фергюс еще во 2 сезоне был ими буквально усыновлен, то Марсали прошла долгий путь от дочки соперницы Клэр Лэри до медсестры и преемницы Клэр.

Есть некоторые детали, которые проходят красной линией через все сезоны, например, это стрекоза в янтаре, подаренная Клэр на свадьбу, змейка Джейми, и самая важная деталь - жемчужное ожерелье Маккензи. Такой предмет называется memento macgaffin, то есть не просто макгаффин, который все всегда ищут, а памятная вещь с важной историей. Жемчуга Джейми дарит Клэр вскоре после свадьбы, а она отдает жемчуг миссис Грэм (экономке священника), чтобы поблагодарить ее за помощь после возвращения. Миссис Грэм передает их своей внучке Фионе как реликвию. Далее Клэр возвращается в Шотландию через 20 лет, и Фиона возвращает жемчуг. А когда Клэр решает вернуться к Джейми, она отдает жемчуг Брианне на память о родителях. И Брианна, выходя замуж, надевает жемчуг как напоминание об истинной Маккензи Фрейзер.

Заставка сериала и музыкальная тема тоже добавляют атмосферности "Чужестранке"

Начальные титры представляют собой серию эстетически приятных кадров из сериала.
Sing me a song of a lass that is gone
Say, could that lass be I?
Lass, кстати, - это девица, и герои очень часто используют это слово, хотя в современном английском его почти не встретить.

И если в первом сезоне это просто титровый монтаж, то дальше начинаются вариации на тему песни. Когда во втором сезоне действие переносится во Францию, второй куплет поется на французском языке. В 3 сезоне тема переходит от грустной шотландской баллады (знаменующей конец культуры горцев) к "современному" настроению, а затем к островному ритму, когда Клэр и Джейми отправляются на Ямайку. В 4 сезоне, когда дуэт приезжает в Америку, тема наполняется музыкой банджо, что придает ей аппалачское звучание. В 5 сезоне в песне отказались от всех инструментов, и она исполняется хором a capella, напоминая духовную музыку.
Главная тема сериала, "The Skye Boat Song" композитора Беара Маккрири, стала одним из самых узнаваемых музыкальных элементов "Чужестранки". Беар Маккрири адаптировал традиционную шотландскую народную песню, добавив ей современные аранжировки и элементы, что сделало её символом сериала. Эта тема сопровождает каждую серию, мгновенно погружая зрителей в атмосферу Шотландии и приключений Клэр.

Для создания музыки, которая бы соответствовала исторической эпохе и культурному контексту, Маккрири использовал аутентичные шотландские инструменты, такие как:
  • Волынка: создаёт уникальное звучание, ассоциируемое с Шотландией.
  • Скрипка: часто используется для передачи народных мелодий и танцев.
  • Бодран: традиционный ирландский барабан, который добавляет ритм и глубину.

И если в 18-м веке Шотландии музыка имеет сильный кельтский оттенок, то в американских сезонах он включает элементы музыки того времени и региона. Множество лейтмотивов (и для Клэр, и для Джейми, и для восстания якобитов) помогают зрителям лучше понимать и чувствовать эмоциональные и сюжетные арки, и, как и всегда в кинематографе, музыка усиливает эмоциональное воздействие ключевых сцен.

Так можно ли изменить течение времени?

Я посмотрела сериал до 6го сезона, и, на мой взгляд, где-то на пятом уже создатели начали добавлять слишком много событий, просто чтобы фанатам сериала было, что посмотреть еще. Что имею ввиду: вот есть любимые всеми Клэр и Джейми, а пусть они еще ребенка спасут, и в Нью Йорк отправятся, и с ними еще что-то случится. А камни стали проходным двором, по которому можно не единожды перенестись в другую эпоху, а ходить туда-обратно. Иногда хочется, чтобы создатели вовремя остановились, и не дожимали из истории все соки.

Зато интересно, что с ходом истории путешественников по эпохам становится все больше, и сериал поднимает вопрос: как влияет путешествие во времени на ход времени?
Существует несколько дискуссий о том, в какой степени путешественники во времени действительно способны изменять прошлое. По общему мнению Фрейзеров, они могут влиять на события, которые затрагивают лишь небольшое количество людей, например, спасать жизни людей или рожать детей, которые в противном случае не появились бы на свет, но они не способны изменить такие масштабные события, как битва при Каллодене или исход Американской революции, которые изначально затрагивают тысячи людей и оказывают влияние на миллионы, если не миллиарды людей.

Это подтверждают и многочисленные коренные американцы, которые путешествовали в прошлое, чтобы предупредить коренные народы об угрозе европейской иммиграции, но оказались неспособны изменить траекторию развития своих народов.

В любом случае, я уверена, что этот сериал достоин просмотра, потому что отлично держит внимание зрительниц и даже зрителей, предоставляет массу эстетического удовольствия и позволяет представить хотя бы на минуточку, что это ты перенеслась в 18 век, и вот сейчас в красивой вязаной шали скачешь на коне по бескрайним просторам Шотландии, а рядом Джейми, прекрасный принц, который спасет тебя из любой беды, нежно нашептывая на ухо: "Чужестранка".
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал

Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и видеть тропы и закономерности в фильмах и сериалах?

Онлайн-курс "Сторителлинг в кино и сериалах"
Урок 1 - Что такое сторителлинг. Сторителлинг в текстах, фото и дизайне страниц
Урок 2 - Основные понятия сторителлинга
Урок 3 - Что такое тропы. Отличия от архетипов.
Урок 4 - Разбор эпической истории на примере Гарри Поттера
Урок 5 - TV Tropes: явления
Урок 6 - TV Tropes: люди
Урок 7 - Делаем анализ 3х фильмов/сериалов с помощью энциклопедии сторителлинга
Урок 8 - Делаем анализ русского фильма/сериала самостоятельно
Урок 9 - Как увидеть тропы в реальной жихни
Урок 10 - Учимся применять тропы в своих соцсетях для своей стратегии бренда
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram