Блондинка в законе - как Элль Вудс сломала стереотип о тупой блондинке еще в 2000м

Блондинка в законе - это один из иконических фильмов начала 2000х, который актуален до сих пор. Это не тупая одноразовая комедия на вечер, это качественный семейный фильм, что можно смело пересматривать даже в 2024 году. Потому что это фильм - о дискриминации, об устранении стереотипов и о том, как важно не только поверить в себя, но и донести свою ценность до других. Согласитесь, это до сих пор очень актуальные темы?
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Главной героиней фильма является Элль Вудс (ее играет Риз Уизерспун) - милая девушка, что поначалу, кажется, абсолютно следует тропу "Тупая блондинка" - она одевается в розовое, везде ходит с карманной собачкой, является президентом своей такой же розовой женской общины и в любой непонятной ситуации делает маникюр. Но Элль оказывается не так проста, как кажется, и давайте же разберем, как она перевернула все стереотипы о связи женского ума и цвета волос, а также почему ни один разбор женских кино не обходится без ее упоминания.
Спойлеры, как обычно будут.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:

Сюжет

Жизнь светской львицы Элль Вудс, похоже, идет своим чередом. Королева бала, президент "Дельта Ню" и подружка Уорнера Хантингтона III, Элль не испытывает никаких сомнений по поводу того, как складывается ее жизнь, тем более что подозревает, что Уорнер скоро сделает ей предложение. Однако все меняется, когда Уорнер бросает ее в тот самый вечер, когда она ожидала предложения руки и сердца. Его причина? "Если я собираюсь стать политиком, мне нужно жениться на Джеки, а не на Мэрилин".

Так Элль бросают за то, что она "недостаточно серьезна". Поплакав, она понимает, что идеальный способ вернуть Уорнера - стать серьезной студенткой юридического факультета. Она подает документы в Гарвардскую юридическую школу, и ее принимают, как потому, что ее баллы почти идеальны, так и потому, что ее женственность и жизнерадостность внесет изменения в привычный и скучный уклад жизни юрфака.И когда она понимает, что на самом деле чертовски хороша в юриспруденции, в ее жизнь входят вещи куда более важные, чем Уорнер.
Сюжет идет по трехактной структуре: жизнь Элль до Гарварда и подготовка к экзаменам / Гарвард и борьба со стереотипами / Стажировка и реальное дело.

Элль Вудс - такая ли "тупая блондинка"?

Весь фильм построен на том, что Элль ломает стереотип о тупой блондинке, ведь все, кто ее знает (даже родители), ожидают от нее легкомысленного поведения только потому что она красива и жизнерадостна. Однако, Элль не только жизнерадостна, она еще дружелюбна, незлопамятна, никогда ни про кого не говорит плохо и никогда никого не обижает, если только вначале не обидели ее.
И первые признак, что ее ум намного более остр, чем кажется, мы видим буквально в первые минуты фильма. Выбирая платье на вечер с Уорнером, Элль вежливо, но уверенно не дает себя обмануть. Ведь продавщица хочет продать ей платье из прошлогодней коллекции под видом новинки, а, значит, намного дороже, но девушка демонстрирует знание не только модных домов, но и техник обработки шелка. Этот момент - момент становления персонажа, в котором внимательный зритель сразу должен понять, с кем имеет дело.

Такой же момент становления личности, кстати, когда Уорнер ей говорит, что планирует стать сенатором к 30 годам. Это категорически запрещено Американской Конституцией, а значит, он не так-то и умен, если делает такую очевидно невозможную цель главной в своей жизни. Так что это еще вопрос, кто тут "тупая блондинка".

В этом же моменте в кафе Уорнер сразу обозначает противопоставление блондинки и брюнетки, сравнив Элль с Мэрилин. Та, кстати, была очень умна, увлекалась психоанализом и интересовалась Зигмундом Фрейдом. Но противостояние блондинки и брюнетки - это вечная тема, которая повторяется в кино испокон веков, а здесь Элль и Вивиан, которую она впоследствии встречает как невесту Уорнера, являются зеркальным отражением друг друга. Но об этом чуть позже.

Главная тема фильма - это, конечно же, феминизм, отстаивание своих женских прав и определение своего женского места в этом мире. Но помимо этой темы здесь еще очень глубоко раскрывается женская дружба и взаимопомощь, а также межклассовая дружба.


Подруги Элль всегда приходят ей на помощь, радуются успехам и всей общиной готовят ее к вступительным экзаменам. А потом приезжают на финальный суд.

Теоретически богатой девушке из женского общества, изучающей право в Гарварде, и разведенной маникюрше, бросившей школу, вероятно, не о чем говорить друг с другом. Но с момента знакомства Элль и Полетт неизменно поддерживают друг друга и искренне наслаждаются обществом друг друга. И Элль совершенно не ведет себя высокомерно по отношению к Полетт.

Дескриминация блондинок

В третьей части фильма, когда Элль уже проходит стажировку у Кэллохана, есть классный момент - Эмит, тот самый милый парень, что помогает девушке на протяжении всего кино, спрашивает ее, пойдет ли ему быть блондином. На что она отвечает: "Вряд ли ты бы справился".

И это действительно так - Элль сталкивается с такой огромной дискриминацией, что в нее даже сложно поверить. Мы привыкли, что дискриминируют обычно за то, что ты не красива, но когда дискриминируют за то, что ты яркая и запоминающаяся - это уже что-то новенькое.
Получается, что Элль сложнее всех учиться в Гарварде - надо не просто осилить всю академическую программу, но и сделать это в тотальном одиночестве, ведь даже та феминистка, что якобы борется за женские права, дискриминирует Элль. Студенты не делятся с ней информацией, подставляют ее, преподаватели выгоняют из кабинетов.

Но она настолько умна, что способна оценить ситуацию и принять стратегическое решение, что необходимо начать казаться серьезнее. Что она достойна самого лучшего, она и так знает - надо было просто доказать это всем остальным. И при этом остаться верной себе. У нее это получилось - уникальная женщина!
Только в один момент Элль как будто бы срывается - когда Кэллохан, у которого она проходит стажировку, сначала хвалит ее, а потом пристает. И в этом и есть причина - она так стойко переносила остальные издевки, потому что не ждала от других ничего особенного. А тут он признал ее ум, высоко оценил качества юриста - а потом оказалось, что он врал, и просто взял и все обесценил.

Кстати, есть у Элль и незаметный помощник - и это не только Эмит. Есть и еще один "милый парень" - "придурковатый" Дэвид: он единственный на первом уроке, кто выглядит шокированным, когда Стромвелл выгоняет Элль, а так же делает все возможное, чтобы быть с ней милым, когда остальные сверстники Элль относятся к ней как к посмешищу (например, помогает ей достать книгу с верхней полки). Позже в фильме Элль возвращает ему должок, когда притворяется его отвергнутой девушкой перед другими женщинами, чтобы помочь ему выглядеть впечатляюще.

У Элль значимое имя. Оно могло бы быть прозвищем для более длинных имен, но не в этот раз. Elle переводится "она" с французского, тем самым она как будто является обобщением для всех особ женского пола, которые проходят через дискриминацию. И в то же время является просто "девушкой" - именно так большинство людей видят Эль, как просто глупую блондинку без каких-либо других черт.

Или еще вариант - она названа так в честь женского журнала Elle.

Отдельно стоит отметить ее гардероб - он точно неограниченный! И не только ни одна одежда Элль не используется повторно, но и ни одна из ее причесок: по словам создателей, за фильм их было более 40!

А еще она носит очки, но не понятно, нужны ли они ей на самом деле - ведь этот аксессуар появляется только когда нужно выглядеть серьезнее.

Вивиан как зеркальное отражение Элль

Для развития сюжета очень важна Вивиан - с ходом событий она трансформируется из "альфа бич" в "размораживающуюся Снежную Королеву".

Они с Элль очень похожи - они обе хотят стать миссис Уорнер Хантингтон III и носить брилиантовое кольцо на пальце, они обе блестящие студентки юридического факультета, поступившие в Гарвардский университет по собственным заслугам. Есть очень символический момент, когда Элль стоит в лифте, а Вивиан вне него, и зеркальная дверь закрывается. И ее отражение намекает, что "я - это ты, ты - это я".

Их противостояние блондинки и брюнетки является каноническим в американском кино, и очень хорошо объясняется тропом "Бетти и Вероника", что берет свое начало в Арчи Комикс и трансформируется в современном "Ривердейле". Суть тропа в том, что в любовном треугольнике всегда есть более скромная "Бетти" и утонченная раскрепощенная "Вероника". Но, как и в "Ривердейле" в 2020, Элль и Вивиан смогли перебороть стереотипы, увидеть друг друга, перестать воевать из-за недостойного их персонажа и закончить Гарвард лучшими подружками.

Правда, в "Блондинке в законе" красивая актриса Сэльма Блэр играет якобы некрасивую девушку - но это уже пережитки фильмов из начала 2000х. А имя Вивиан - дань "Красотке" - еще одному фильму, где женщина ломает все стереотипы.

Какие еще тропы мы видим в фильме?

Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Bookends

Песня "Perfect Day" группы Hoku была написана специально для фильма и открывает и закрывает его.

Lipstick Montage

Сборы Элль на свидание показаны последовательностью кадров, каждый из которых концентрируется на определенном фрагменте. Прямо как в той же "Красотке".

Running Gag - постоянно повторяющийся прикол

Песик Брюзер всегда находится рядом с Элль в ее сумке, и всегда это сумки из разных магазинов.

Трофейная жена - спутница жизни, которую муж выбирает и представляет как трофей, что дает ему больше веса в обществе.

Все считают Брук таковой. На самом деле она любила своего покойного мужа.
А Уорнер расстается с Элль, потому что ему нужна трофейная жена другого типа: жена политика.
Чеховское ружье - какая-то деталь, что выстрелит потом

Превосходное знание Элль моды и причесок, о котором говорится на протяжении всего фильма, дважды оправдывает себя на суде над Брук. Элль добивается того, что мальчика из бассейна объявляют геем перед судом, потому что она заметила его необычные познания в обуви, что подрывает обвинение в том, что у Брук был с ним роман. Когда она сама защищает Брук, то замечает идеальную, свежую завивку Чатни и понимает, что ее алиби про душ во время убийства отца было ложным, потому что вода из душа разрушила бы химические вещества в ее волосах. Этот же момент является Wham Line - поворотным моментом.

Правило трех

Элль, Брук и судья произносят "О Боже!", когда Чатни случайно пробалтывается, что пыталась убить Брук, а вместо этого случайно убила ее отца.

Элль: Боже мой.
Брук: О Боже.
Достопочтенная Марина Р. Бикфорд: Боже мой.
Отсылки в фильме

- Элль говорит, что выросла через дорогу от Аарона Спеллинга. А он продюссировал "Беверли Хиллз 90210"!
- После разрыва Элль смотрит сериал "Главный госпиталь".
- Когда Элль приезжает в Гарвард, ее сравнивают с Барби из Малибу.
- Аарон Митчел хвастается, что Стивен Хокинг, возможно, сплагиатил сочинение Аарона в четвертом классе, когда писал "Краткую историю времени".
- Элль хвастается, что отговорила Кэмерон Диаз от покупки отвратительного ангорского свитера.
- Брак Брук по принципу "май-декабрь-романтика" очень напоминает Анну Николь Смит.

Ироничное эхо

Пожалуй, в нем - весь смысл фильма. В начале фильма Уорнер говорит Элль: "Если я хочу стать сенатором к тридцати годам, я должен жениться на ком-то посерьезнее", и в конце фильма Элль говорит ему: "Если я хочу стать партнером в юридической фирме к тридцати годам, мне нужен парень, который не был бы полным кретином".

И, конечно же, название Legally Blonde - это каламбур. Получается, она как бы "легально блондинка" не только потому что работает теперь в юриспунденции, но и потому что она наконец добилась, чтобы в такой сложной и скучной сфере быть красивой и уверенной в себе блондинкой было реально.

А какие интересные моменты вы увидели в этом фильме? Делитесь в комментариях!
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram