Как создать и запустить свой подкаст

Как придумать свою аудио-передачу и запустить ее в Apple Podcast, ВК и на Яндекс Музыке
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Наверняка, такое понятие вам встречалось. Антигерой - это главный герой фильма или сериала, наделанный массой отрицательных черт и качеств.

То есть, он не представляет собой героя в привычном нам понимании слова. В нем нет ничего героического, на него не хочется быть похожим. Однако, мы все равно с удовольствием следим за развитием его истории.
Зачем специалисты заводят подкасты?
Это новый формат, который растет органически (на подкастовых площадках), служит для усиления личного бренда, помогает законнектиться с интересными людьми и просто является еще одной единицей в контент-стратегии.
Лично для меня этот было удивительно, что у нас все еще такое количество людей, которые в 2020х слушают аудио-подкасты! Мы как будто вернулись в эпоху радио! Но у огромного количества передач по 100-200 000 лайков на Яндекс Музыке, что значит, что эти подкасты не только "alive and kicking", но еще и активно монетизируются!

В 2021 году я тоже запустила свой подкаст - Истории города Н.
Правда, сотен и тысяч прослушиваний у меня нет, но этап от задумки до реализации я прошла полностью, так что хочу поделиться с вами алгоритмом, как запустить свою "подкаст-машину".

Зачем вам подкаст?


Но прежде, чем закупать микрофоны и переоборудовать кладовку в "подкастную", давайте определимся, зачем вам это. Потому что подкаст - это не волшебная таблетка, которая станет популярной только потому что вы его записали, смонтировали и выпустили. Да, какая-то органическая аудитория здесь есть, и со временем ее приходит все больше и больше.

Но! Подкаст - это такое же медиа, которое нужно развивать, продвигать и раскручивать. Вести его соцсети, анонсировать выпуски, договариваться с гостями и находить способы рекламироваться.


Помимо этого, подкаст - занятие весьма времязатратное. И желательно уже на первом этапе подумать о том, как вы будете его монетизировать.

Приведет ли он клиентов в ваш уже имеющийся бизнес? Какой продукт вы можете продать вашим слушателям? Хотели бы вы брать рекламу в случае популярности вашего подкаста?
Как говорит Стивен Кови: "Начинайте, видя конечную цель".
Тема подкаста
Итак, вы таки решились: подкасту быть. Теперь самое время определиться с его темой.

Конечно, идеальный вариант, если вы изначально везде рассказываете о путешествиях с детьми на фрилансе, но очень часто бывает, что вам хочется просто попробовать формат подкаста, а о чем именно - вот это уже вопрос.

При выборе темы старайтесь, чтобы она была не узкой и не широкой, интересной большому кругу зрителей, но в то же время не "обо всем и ни о чем".

Ваша тема должна вас зажигать - вы должны быть ее фанат. Кстати, совсем не обязательно эксперт - любители в своей сфере обычно могут преподнести ее более живо, потому что еще не столкнулись с выгоранием и прочими побочными эффектами экспертности.

И ваша тема должна вас трогать. У вас должны быть какие-то противоречивые чувства, конфликт по этому поводу - внутренний или внешний. Потому что иначе слушателям будет не так интересно следить за вашей историей.

Ну и ваш топик должен быть, конечно же, актуален.

Либо актуален в мире (феминизм против традиционных ценностей, осознанное родительство и тд), либо популярен в мире подкастов (тру крайм, секс и тд).

Поэтому, если вы еще не определились с темой, посмотрите, какие темы подкастов уже набирают хорошие прослушивания.

Формат подкаста

Дальше вам нужно определиться с форматом вашей аудио-передачи. Будут это соло-выпуски или вы собираетесь вести их с кем-то вместе? Это будет ваш постоянный соведущий или вы хотите записывать подкасты каждый раз с разными гостями?

Будут это рассуждения на какую-то определенную тему или же подкаст-интервью? Как часто вы готовы делать выпуски? (лучше 1 раз в неделю)

Все это нужно понять до того, как вы приступите к записи.

Запись подкаста

Записать подкаст не сложно, достаточно просто включить диктофон на телефоне!

Так думают многие. Но на самом деле это не совсем так, поскольку подкаст - это аудио-формат, и у людей нет визуального или текстового ряда, а потому они надеются только на звук и более придирчиво относятся к его качеству.

Для качественной записи подкаста вам понадобится 3 компонента:
  • Небольшое помещение, заполненное большим количеством вещей. Подойдет спальня, детская, а лучше всего - кладовка или гардеробная. Потому что чем больше вещей вокруг, тем лучше становится звук, мягко отталкиваясь от них. А вот кухня, ванная, подъезд и все помещения, где вокруг вас холодная плитка - не подойдут, они будут создавать эхо.
  • Петличка для записи звука. У меня петличка Boya, хорошо работает. Бывает лучше - дороже и подешевле. Главное, смотрите, чтобы работала с вашим телефоном, возможно, придется купить переходник. А еще смотрите, точно ли вы ее включили перед записью. Чтобы это понять, нужно с открытым приложением для записи звука пощелкать пальцем прямо по петличке - на диаграмме должны появиться очень высокие колебания звука.
  • Программа для записи аудио. Есть множество программ, которые справляются с этой задачей лучше встроенной айфоновской. Например, мне очень нравится программа Anchor.
Если вы хотите научиться хорошо брать интервью для своего подкаста, рекомендую мой онлайн-курс "Как брать интервью".

Монтаж подкаста

Есть множество программ, в которых можно монтировать готовый подкаст. Я рекомендую одну - Audacity, она бесплатная и удобная, главное пользоваться ей на компьютере, а не на телефоне, и не забывать вовремя ее обновлять.
Важно, что у вашего подкаста должен быть джингл в начале каждого выпуска - некое такое вступление, когда вы говорите, кто вы, и о чем ваша передача, а так же возможно вы захотите сделать какие-то музыкальные вставки. С ними слушается намного легче, чем полотно разговора.

Аудио нужно качать с сайтов, которые предоставляют музыку по подписке для использования в своих проектах. То есть вы не можете просто взять и вставить какую-то музыку из интернета, условно, авторства Эминема. Эминем вас настигнет и засудит за использование своей интеллектуальной собственности. Ведь у всего есть авторские права.

Насколько детально вы будете монтировать подкаст - вам решать. Но помните, что бесконечные ааааа, иииии, мммм людям очень не нравятся. А еще, что максимально придирчиво слушатели относятся к первым 10ти минутам, поэтому им лучше быть наиболее "вычищенными". А уж если человек прослушал первые 10 минут, вероятно, он дослушает до конца.

Выпуски лучше делать 40 минут - 1 час, поскольку этого хронометража как раз хватает на поездку на работу, например. Как ни странно, короткие подкасты люди слушают намного хуже.

Как и куда выкладывать ваш подкаст

Итак, у вас готов первый выпуск. Лучше всего сделать сразу 3 выпуска, потому что большинство платформ запрашивают больше материала, чтобы проверить качество вашего контента.

Как вообще происходит выкладка - вам не нужно самостоятельно загружать подкаст в Apple, VK и на Яндекс Музыку. Вы регистрируетесь на подкастной платформе (бывают платные и бесплатные), оформляете там свой подкаст, после чего загружаете туда новый выпуск, и он появляется везде автоматически!
Вот бы и с вертикальными видео это работало так же.
Но чтобы магия случилась, нужно сначала подключить все подкастные площадки к вашему хостингу. Это легко сделать внутри выбранной вами платформы. Я выкладываю подкаст на Anchor, но с Россией он работает через VPN.

Рекомендую вам сначала выбирать бесплатные хостинги, чтобы убедиться, что у вас действительно дело пошло.

Еще раз: вы регистрируетесь на хостинг-платформе (Anchor), подключаете к ней все подкастные платформы (Яндекс Музыку, VK, Apple Podcasts и все остальное, что хостинг вам предложит), загружаете первые 3 выпуска, отправляете на модерацию. После того, как ваш подкаст "аппрувнут", загружаете новые выпуски только на хостинг, а везде они будут появляться автоматически.

А еще у вашего подкаст должна быть аватарка! Можно взять фотографию, можно попросить задизайнить профессионала. И не забудьте про хлесткое и лаконичное название. Вот где придется поднапрячь мозги!

Продвижение подкаста

Когда подкаст запущен, без вашей помощи он наберет максимум по 2 прослушивания на каждом выпуске. Поэтому придется подумать о его продвижении.
Во-первых, добавьте ваш подкаст по все подкастные каталоги, что найдет в сети. Их не сильно много, и люди не так-то часто в них заходят, но какой-то трафик там точно есть.

Не стесняйтесь проанонсировать запуск своего подкаста и каждый новый выпуск в своих соцсетях! Пусть все знают, какой вы молодец, тоже слушают и мотают на ус!
Выбирайте таких гостей, которые тоже приведут с собой свою аудиторию и расскажут о вашем подкасте в своих соцсетях. И просите их об этом, не ждите, что они сами догадаются.

Ну а дальше можно использовать все остальные способы продвижения вашего контента - рилз, взаимный пиар и прочие. Тут уж как вы сами придумаете.

Но это уже совсем другая история.

Хотите освоить продвижение в любой соцсети?

Онлайн-курс "Альтернативные соцсети"
48 уроков

6 соцсетей
5 типов контента

Темы уроков:

Как продвигаться через вертикальные ролики
Как конвертировать просмотры в продажи
Ведем много соцсетей и продолжаем жить
Строим продуктовую воронку
Как снимать ролики и хранить информацию

Все это и многое другое в моем курсе!
Регистрируйтесь!
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram