Слово Пацана. Кровь на асфальте - разбор сериала с точки зрения сторителлинга

Почему сериал "Слово пацана" так всколыхнул общественность?
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Кажется, под конец 2023 на платформе Start вышла вторая главная русская премьера года, может быть, даже переплюнувшая хайп от «Короля и Шута». «Слово пацана» вышло и отлично попало в тренд на 2000е, ностальгию по советскому детству в типовых хрущевках и криминальные истории.

Сериал рассказывает о том, как в конце 80х, в пику разваливающегося Союза в большой, но не столичной Казани активно формировались и воевали друг с другом преступные группировки. Три главных героя - Андрей «Пальто», Маратик и Вова «Адидас», вернувшийся с войны из Афганистана. Каждый по-своему проходит вызовы, что бросает им такое непростое время, и старается поступать «по-пацански». В их понимании. И если начинается все с безобидных школьных конфликтов и «махачей» во дворе, то с эскалацией сюжета мы добираемся до серьезных потасовок с участием взрослых бандитов и, собственно, до настоящей резни.

Девайте разберемся, на что стоит обратить внимание в этом сериале, на какие произведения он дает отсылки, и какие приемы сторителлинга мы видим.
Внимание, в этой статье много спойлеров! Она рассчитана на тех, кто уже посмотрел сериал и хочет разобраться в его сторителлинге.
Две стороны одной медали
- ностальгия VS жестокость
Литая черная решетка в школьном гардеробе, а на школьном дворе «коробка» для хоккея. Выцветшие обои в цветочек, «стенка» с разными отсеками на всю стену, мамина серая кофта. Первый видик. Дискотека в местном ДК. Все это близко сердцам тех, кто родился и в 70х, и в 80х, и в 90х.

Лично я выросла ровно в таком же дворе из серых пятиэтажек, и все представляла, как за одним из домов, на фоне которых происходят первые драки, будет моя 183я школа. Драк у нас уже вроде не было, но и росла я в начале 2000х, а не конце 80х, и не в Казани, а в Нижнем Новгороде. Но суть в том, что все эти образы, что до сих пор можно с легкостью найти по всей России, очень близки любому миллениалу.

Наш мозг устроен так, что мы очень любим что-то «такое же, но немного другое». В этом в какой-то степени и состоит феномен ностальгии - узнавая какие-то детали из нашей жизни, мозг отдыхает и получает свою дозу дофамина. Более того, еще 20 лет назад мы смотрели на бандитские разборки: «Бригада», «Бандитский Петербург», «Бумер», «Брат 2».

Эти произведения стали культовыми, потому что отражали действительность, показывали очень привлекательных антигероев (тех, кто нравится, но вот вообще не кажется примером для подражания) и держали в напряжении до самого конца. Опять же, я так хорошо помню, как мы всей семьей прилипли к телевизору в ожидании последней серии «Бригады», где станет понятно, что же там с Пчелой и Космосом.

«Слово пацана» снова собрал все это воедино. Ты смотришь и как будто «узнаешь» свое детство. И испытываешь чувство такой сладкой ностальгии. С горчинкой, если при этом ты в эмиграции.
Но это лишь 50% сериала. Другие 50% ты как раз таки не узнаёшь. Если вы не были членами казанских ОПГ в 80е, конечно же, но они вроде бы все не очень хорошо закончили. Драки до полусмерти, постоянная угроза жизни, изнасилованные подруги и убитые друзья - надеюсь, мало кому из моих читателей знакомы такие жизненные события.

Помимо ностальгии, сериал концентрируется на кровавой жестокости - начиная со 2ой серии смерти идут чуть ли не в каждом эпизоде, а мрачные поступки засасывают героев все глубже и глубже в свой водоворот последствий. Вступив на скользкую дорожку, герои теряют доверие родственников, а иногда и самых родственников, ведут себя так агрессивно, что порой даже перегибают. Ты смотришь на это все и понимаешь, что, конечно же, никому из них не заготовлен хэппи-энд, потому что совсем непонятно, как выбираться из этой кроличьей норы.

И на фоне всего этого неоднозначного повествования звучит давно известная нашему сердцу музыка - Ласковый май, Наутилус. Что делает события в фильме еще пронзительнее.
Что было на самом деле?

Сериал основан на документальной книге «Слово пацана» и, судя по всему, очень правдиво отображает правила, по которым жили казанские банды. Свод законов, написанных улицей, и по которым никто не задавался вопросом «Почему так?».

Банды Казани действительно зависали в спортзале и старались вести здоровый образ жизни, чтобы быть готовыми к вызовам.

Больше всего меня в этом укладе поразило, что у подростка того времени, по сути, не было выбора. То есть, например, девушки все попадали под внимание бандитов - можно было только выбрать наименее тебе противного, чтобы гулять с ним, да и то не всегда. По «пацанским» правилам, например, нельзя было заниматься оральным сексом - за это тебя должны были выгнать или «отшить».
Если парень с девушкой расставался, то она становилась «общедоступной», и иногда ее так доставали, что нельзя было даже пройтись по улице одной - только с родителями.

Это все, конечно, вело к огромному количеству самоубийств. Аугйль в сериале, видимо, собирательный образ таких девушек.
Конечно, в реальности не было ни Вовы Адидаса, ни Андрея Пальто, но все они представляют ребят того времени. Многие из которых перечислены в черно-белых титрах в 6ой серии, и почти все из них были убиты или пропали без вести.
Отсылки и омажи в сериале
Любое произведение искусства, будь то сериал, фильм или книга, не существует в вакууме. Оно создается в культурной среде, где уже были подобные приемы и сюжетные ходы.

Поделюсь, что заметила я:

Ералаш рассуждает об утюге, что он хочет подарить его своей бабушке, как один из героев «Достучаться до небес». Тот хотел подарить маме крутую машину, как у Элвиса. И когда Ералаш реализует свою цель, а общем-то, становится очень явно, что арка его персонажа подходит к концу.
Сцена, где Адидаса ставят на колени, избивают и заставляют извиняться перед другой группировкой - это «Ходячие мертвецы» чистой воды. Когда группа главных героев во главе с Риком сталкиваются с бандой Нигана, и тот показывает, кто здесь главный. Правда, Вова Адидас ждал раз в 10 меньше прежде, чтобы совершить возмездие, чем Рик.
Андрей «Пальто» - это настоящий Волтер Вайт из «Во все тяжкие». Чистое зло не может быть взращено внутри человека за один год, но определенные события могут пробудить уже существующую душевную гниль. Как Волтер Вайт всегда был плохим человеком, просто по сюжету начал проявляться, так и Андрей уже был плохим. Посмотрите, уже в первой серии он совершает хулиганства с радостной улыбкой на лице. Настоящий комсомолец и хороший человек так бы, конечно, не смог, понадобилось бы больше времени для трансформации.
Почему так? Очевидно, что вся эта жестокость возникла не на пустом месте. Это и равнодушные к душевным потребностям своих детей родители, и использующие свою власть учителя, и в целом холодная обстановка в стране. Отсутствие терапии и промывание мозгов идеологией породило в стране стальных людей, которые нигде не чувствуют себя дома, вот и идут на улицу. И видно это, как ни странно, не по семье Андрея или Марата, а по Айгуль. После изнасилования девочку пытаются убедить, что ничего не произошло, и даже родители отыгрываются над ней, вымещают свою злость, тогда как надо было бы наоборот, проявит максимальную человечность. Но советский человек так не умеет.

Айгуль играет на скрипке, что аппелирует к Оле Суриковой из «Бригады». А еще она появляется, потому что главный герой учится в музыкалке, а создатель книги учился в художке.
Лидер местной музыкальной группы, с которым встречается молодая следователь - Макаревич-младший, и это очень прикольный casting gag (каламбур в подборе актера). Потому что его отец, Андрей Макаревич, вместе с «Машиной времени» был очень популярен в то время, но уже староват, чтобы сыграть такую роль.

Приемы сторителллинга и тропы в сериале

Напоминаю:

Троп - это художественный прием в сторителлинге. Это совокупность нескольких факторов, которые образуют персонажа/явление. И этот персонаж встречается нам в разных фильмах/книгах/сериалах.

Наш мозг идентифицирует, что есть нечто общее, но, если мы не знаем наверняка название тропа и его характеристики, мы вряд ли сможем это объяснить

Давайте взглянем на композицию сериала. Первое, что бросается в глаза - здесь нет мидфайнала. Это такое очень значимое событие, что случается примерно в середине. Здесь же каждая серия эскалируется по отношению к предыдущей, усиливая и усиливая напряжение. При этом, здесь почти нет клиффхэнгеров - «висящих» интригующих поворотов в конце серии, которые заставляют ждать следующую и думать о ней всю неделю. Но и без этих приемов сериал отлично удерживает внимание аудитории.
Сериал также построен на контрастах - контраст стандартной и опрятной формы комсомольца Айгуль и Андрея (поначалу) и взбалмошный, разнузданный стиль шпаны, модная синяя куртка Марата, запретные кепки в сеточку. И контраст двух семей - бедной и душевной семьи Андрея и холодной богатой семьи Марата.

Два важнейших тропа - Grey and grey morality и Broken Aesop, они фигурируют, в общем-то, во всех криминальных произведениях.

Сейчас поясню:

Grey and grey morality - это когда герои, которым мы сочувствуем, и которые попали в такой сильный переплет, изначально были так себе образцами правильного поведения. Например, этот прием используется в «Бригаде», «Бойцовском клубе», ужастике «Хостел». Персонажи поступают плохо и, вроде бы, заслуживают наказания.

Broken Aesop - это сломанная мораль, которая доносится произведением. Например, что можно избить человека, и тебе за это ничего не будет. Например, тот же прием мы видим и в вовсе не криминальном фильме Вуди Аллена «Матч поинт».

Cast full of pretty boys - как в «Бойцовском клубе», где все герои - привлекательные молодые люди, смотреть на которых одно удовольствие. Здесь особенно горячи Адидас и Маратик, на мой вкус.
Много хороших девочек влюбляются в плохих мальчиков, а в школе вообще как будто нет уроков - домашние задания нам не показывают. Это все очень часто встречается и в других сериалах, в том числе и зарубежных.

Чеховские ружья - предметы, что сначала появляются как бы мимоходом, а потом играют очень важную роль в сюжете. Как говорил Антон Павлович: «Если на стене висит ружье, то оно обязательно выстрелит».

- Пистолет, который разоружает Адидас
- Видик, по которому ребята смотрят фильмы
- Шапка, которую носит мама Андрея
Сам Андрей - милый парень, nice guy, который потом оказывается совсем другим, как, например, Джо из сериала «Ты». Это вообще проблема многих милых парней - периодически они оказываются волками в овечьей шкуре.

В любом сериале, в том числе и этом, можно найти и разобрать сотни тропов, в том числе и десятки по каждому герою, но я подчеркнула самые интересные на мой взгляд.

Романтизация насилия - есть или нет?

Много шумихи поднялось из-за того, что сериал якобы романтизирует насилие и заставляет детей тоже хотеть объединяться в преступные группировки. Ну, не знаю, у меня лично он вызвал во-первых желания держаться от всего этого по-дальше, во-вторых, вздох облегчения, что мы все же в другое время живем.

Это с одной стороны. С другой - все, показанное в кино - пропаганда и романтизация. Даже «Ирония судьбы» - это, например, романтизация пьянства. Ну, можно напиться до беспамятства, разрушить жизнь чужой женщине, а она потом тебя любить будет. А «Служебный роман» - отличное пособие, как начать отношения с обмана.

По сути, здоровых отношений на экране-то - одна семейка Адамс. Потому что на счастливые семьи смотреть неинтересно, истории нужен конфликт.
Поэтому поймет ли молодой, неискушенный и наивный зритель, что банды - это смерть, а не дружба, сделают ли школьники правильные выводы - вопрос спорный. С другой стороны, ностальгические струнки у них тоже должны не так сильно взыграть, как у нас.

И ситуация сейчас в обществе другая. Все же родители нынешних подростков - намного теплее и проработаннее советских партийных рабочих. Не зря же у нас из каждого утюга звучат медитации, а блогеры активно пропагандируют терапию.

Все же есть надежда, что для того, чтобы подростка приняли таким, какой он есть, ему не нужно идти на улицу.

Но это сейчас, и, будем надеяться, следующим двум-трем поколениям также повезет, и вся кровь останется для них не на асфальте, а в телевизоре.

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram