Разбор сериала "Пацаны" - как нас обманывают политики и звезды под видом супергероев

Что было бы, если бы супергерои жили среди нас? Этот вопрос поднимает сериал "Пацаны" - удивительный, яркий и несбавляющий обороты уже 4 сезона. Он рассказывает об альтернативной вселенной, где "Суперы" существуют и живут в обычном мире примерно с 60х годов. При этом, за них отвечает организация "Воут", которая сделала из супергероев нечто вроде звезд-знаменитостей, про них снимается кино, строются тематические парки и проводятся фестивали, а главные звезды - это Семерка.

Только вот одна загвоздка - из-за всей этой шелухи настоящей работой супергероя стало не спасать мир, а сниматься в кино. Этот сериал является деконструкцией супергеройского жанра и олицетворением тропа «Бойтесь супермена», это черная комедия, которая на грани возможного издевается как над испорченными супергероями, так и над людьми, которые это позволяют.
"Суперы" - воплощение всего плохого, что может быть в испорченном славой человеке с психопатом Хоумлендером во главе, а сам сериал по сути показывает изнанку шоу-бизнеса, рассказывает, как работает маркетинг, и обличает пропаганду.

Поэтому мне кажется очень важным разобрать, какие послания оставил нам сериал, и как нам нужно трактовать ту или иную ситуацию в жизни Суперов и Пацанов - небольшой группы парней без суперспособностей, которые первые забили тревогу по поводу безнаказанности супер-людей. С точки зрения сторителлинга и мета-посланий здесь прямо есть, где разгуляться. Так что устраивайтесь поудобнее, будем расшифровывать.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Суперы: кто есть кто

Для начала давайте разберемся, какой Супер из "Пацанов" вдохновлен каким супергероем из предыдущих франшиз на эту тему. Самое интересное, что "Пацаны" тоже сначала были комиксами, как и большинство супергеройских миров!

Семерка явно создана по образцу Лиги справедливости, причем большинство их членов - явные подделки наиболее известных членов Лиги. Лига Справедливости часто базируется в Сторожевой башне, которая в зависимости от адаптации может быть настоящей башней, космической станцией или лунной базой. Так у них есть безопасное место, откуда сурергеоои могут наблюдать за проблемами, в которые им необходимо вмешаться. Семерка базируется на верхнем этаже башни Воут, и, хотя в башне также находится отдел криминальной аналитики, Семерка редко спускается туда лично. В любом случае, работа и жизнь в Башне подчеркивает, насколько Суперы не связаны с людьми, которых якобы призваны защищать.
Хоумлендер (или Патриот, зависит от перевода) - Homelander - это одновременно Супермен и Капитан Америка. Он - лицо Американской нации, его образ и предполагаемая предыстория подобраны так, чтобы понравиться публике.

Проблема в том, что, будучи выращенным в лаборатории сверхчеловеком без настоящих семейных уз или других вещей, которые могли бы связать его с моралью, и человеком, которому буквально внушили, что он лучше других, он обладает огромным, но очень хрупким эго. Из-за него он выходит из себя очень быстро и ему регулярно приходится сдерживать себя, чтобы не убить людей, которые его раздражают.

Хоумлендер - это бомба замедленного действия. По сути, он - то, что случилось бы, если бы Супермен не был воспитан любящими родителями, которые привили ему любовь к человечеству. Его социопатия порождена тем, что у него не было любящего воспитания, его вырастили в лаборатории.


И от этого у него такая фиксация на грудном молоке - он хочет почувствовать то самое тепло, которого был лишен. Его повторяющаяся крылатая фраза: "Вы - настоящие герои".


Королева Мейв - Queen Mave - это Чудо-женщина, о чем нам сразу говорит ее костюм (хотя и с кельтской, а не греко-римской тематикой), правда, она не умеет летать. Мейв действительно хотела спасти мир, но в итоге, пробыв в Воут какое-то время, превратилась в апатичную, пассивную и разочарованную в жизни женщину.

Хотя появление Старлайт и все происходящее в сериале заставило ее проснуться.

Мейв и Старлайт - единсвенные Суперы из Воут, чей моральный компас еще не сбит и хоть как-то работает.

Старлайт - Starlight - это смесь Супергёрл и Кэрол Дэнверс. Ее основной способностью являются световые взрывы, а еще она обладает суперсилой, достаточной для того, чтобы избивать крупных обычных мужчин до потери сознания, и может выдержать два выстрела из винтовки 50-го калибра в грудь, испытывая лишь умеренный дискомфорт.


Она - самый добрый, искренне героический персонаж сериала, который хочет спасти мир, несмотря на то, что в детстве ей пришлось сталкиваться с большим количеством ожиданий, постоянными конкурсами и завышенными требованиями мамы.


С момента появления в Семерке ей приходится нелегко, она вынуждена отказаться от многих своих идеалов, и примыкает к мстителям "Пацанам", чтобы помочь им сдержать Хоумлендера и изменить Воут, а, в последствии, и мир.



Поезд А - A-Train - это Флеш, самый быстрый человек на земле. Он один из самых аморальных персонажей этого мира - злоупотребляет наркотиками для "Супов" - компонентом V, без зазрения совести убивает людей и готов сделать все, лишь бы остаться в Семерке.

Правда, все меняется, когда Порох делает инвалидом его брата и главного тренера, и в 4 сезоне Поезд А становится намного более совестливым и осознанным, и даже помогает Старлайт и Пацанам. Правда, что-то мне из-за этого кажется, что недолго ему осталось.

Подводный (или Глубина) - The Deep - это, конечно, Аквамен. И у него, пожалуй, самая неприятная, но самая интересная арка из всей Семерки.

Изначально он нам представляется как аморальный тип, склонный к домогательствам, и подвергающий Старлайт насилию.
Но дальше он открывается с неожиданной стороны, показывая свою искреннюю любовь ко всем морским обитателям, хотя каждый раз, когда он пытается продвинуть эту тему, ему отказывают (он хочет "пролить свет" на сомнительные методы обращения с животными в Oceanland, но ему говорят, чтобы он просто согласился с рекламной кампанией, на которую его подписали).

Все считают его абсолютно бесполезным, и когда встает вопрос, вернуть в Семерку его или Поезд А, ему отказывают, несмотря на все усилия, что он приложил. Соответственно, арка Подводного - это вопрос проступка и искупления. Да, он совершил плохой поступок. Но сколько еще ужасных вещей должно с ним произойти, чтобы его простили?

Проще говоря, если кто-то заслуживает кармического наказания за преступление, то сколько наказаний он должен понести, прежде чем они станут чрезмерными? Действительно ли это кармическое наказание или уже просто насилие над ним?




Черный Нуар - Black Noir - это копия Бэтмена. Одевается во все черное, хорошо владеет ножами в ближнем бою, не разговаривает, загадочен. Но в отличие от Бэтмена, он - безжалостный убийца, который с удовольствием покрывает злодеяния Хоумлендера.

Как и у Бэтмена, у него нет никаких особенных характерных способностей, кроме исключительной силы (чего нет у Брюса Уэйна). Этот факт только отдаляет Нуара от всей Семерки.

Интересно, что нуар - это «черный» по-французски, так что его имя можно перевести как «черный черный». Ну а почему он всегда в маске, мы узнаем в третьем сезоне.
Штормфронт (или Гроза) - это тоже очень интересный герой с необычной аркой. Она похожа на Шторм из "Людей Икс", которая может управлять погодой. Но та является африканской принцессой, а Штормфронт - нацистка, которая метает молнии.

По сути, она была первой супергероиней, ведь ее создал ее муж - Фредерик Воут во время Второй Мировой, что так же сближает ее с Капитаном Америка. Воут основал компанию по созданию супергероев, работая на Третий Рейх, а потом перебежав к союзникам. Таким образом, силы Хоумлендера основаны на силах Штормфронт, и это объясняет их похожесть и химию между ними.

Штормфронт начинает как остроумная феминистка, а потом оказывается, что ее взгляды крайне националистические, и она хочет бороться за чистоту нации, совсем как Гитлер. По сути, она кажется демонстрацией того, как корпоративные интересы искажают феминистские идеи, чтобы расширить возможности неблаговидных личностей, а затем используют феминистский угол зрения как щит от критики.



Солдатик - явный двойник Капитана Америки, солдат Второй мировой войны, наделенный силой. В то время как Стив Роджерс скромен и вежлив, заслужил восхищение коллег-супергероев и стал Большим Добром в своей Вселенной, Солдатик выпячивает свой статус и в итоге становится настолько высокомерным, что оскорбляет и отталкивает всех своих товарищей. И что особенно смешно, его костюм как раз ассоциируется с Гидрой из Marvel.

Солдатик так же похож на Зимнего Солдата - темноволосого героя Второй мировой войны (или, по крайней мере, он считает себя таковым) попавшего в плен к Советам, подвергавшегося пыткам и экспериментам, брошенным своей страной.
Как и Хоумлендер, Солдатик разрушает супергеройский Американский миф. Он - продукт своего времени, у него устаревшие взгляды на гендер, расу, мужественность и гомосексуальность, в результате чего он стал фанатичным придурком. Солдатик существовал еще до Второй мировой войны и обладает мышлением человека, пережившего Великую депрессию и Холодную войну. Однако вместо того, чтобы олицетворять достоинства, присущие той эпохе, Бен олицетворяет собой преднамеренный ценностный диссонанс: он безумно токсичен для тех, с кем работает, имеет сексистское мнение о женщинах, пренебрежительно относится к ЛГБТ-сообществу, оскорбляет душевнобольных, ненавидит любое проявление эмоций и уязвимости, а также демонстрирует презрение к тем, кто предпочитает дипломатию насилию.

Короче говоря, если большинство таких «живых реликвий» заставляют людей тосковать по так называемым "старым добрым временам", то Солдатик показывает, почему именно такие взгляды были оставлены в прошлом.
Фонарщик похож на Пиро из "Людей Икс" тем, что может формировать, контролировать и увеличивать огонь, но не может его создавать (оба используют зажигалки Zippo в качестве источника пламени для своих способностей, Пиро в начале своей истории, а Фонарщик - в конце). Этот «супер», как утверждается, пришел в Семерку примерно так же, как и Старлайт: он был готов стать героем, творить добро и гордиться своим отцом, а когда он случайно убил детей Мэллори, это оставило у него большое чувство вины. Но он не сумел ухватиться за свой моральный компас, как Старлайт, превратившись в такого же эгоистичного гедониста, как и остальные Суперы.



Багровая графиня - это Алая ведьма, у нее костюм и сила как у Ванды. Ванда может спотыкаться и совершать ошибки, но она хочет быть хорошей, помогать и защищать людей (в большинстве случаев).

В отличие от нее, Багровая Графиня, похоже, не особенно заботится о своих действиях и о людях, которым она причиняет вред.
Группа Пацанов
Воут противостоят Пацаны - группа активистов, у каждого из которых есть какая-то плохая история из темного и запутанного прошлого, в которой виноваты Суперы. И они - олицетворение одной из главных мыслей сериала: а ты сам разве не то, против чего ты борешься? Ведь у Пацанов на самом деле намного больше общего с супергероями, чем они сами хотели бы признавать. Особенно это очевидно, когда в 3 сезоне Бутчер и Хьюи начинают колоть себе сыворотку V им это нравится, и они совершенно точно становятся тем же оружием, против которого воюют.
Давайте разберем и их: брутального Бутчера, нежного Хьюи, семейного Марвина, изысканного Французика и мою любимую светлую Кимико, что по способностям, конечно, «супер», но по сути - настоящий «пацан».
Билли Бутчер - очень неоднозначный антигерой, который является такой же опасностью для окружающих, как и Хоумлендер. Бутчер чрезмерно жесток и даже к своим друзьям относится с оскорбительным сарказмом и признаками токсичной маскулинности. Хотя он оправдывает свою ярость тем, что случилось с Беккой, становится ясно, что он всегда был жестоким человеком с проблемами, который просто искал повод для буйства. Может быть, он не показан таким ужасным, как Хоумлендер или Штормфронт, но он явно представлен как менее симпатичный персонаж, чем половина самих Суперов, и совсем не такой благородный, каким он себя считает.

Когда в 4 сезоне он после приема временной V начинает умирать от рака, он становится похожем на Венома, а точнее, опухоль делает Бутчера этим супергероем.


Хьюи - главный протагонист, чьими глазами мы видим происходящее (это называется Audience Surrogate). Он очень душевный и нежный парень, за что часто оказывается butt monkey, обезьянкой для битья, на которую летят все шишки.

Но он, по сути, является катализатором всей истории - его любит Старлайт, о нем заботится Бутчер, и с него начинается вся история.

Марвин Милк - любящий свою семью разум группы. Во втором сезоне есть очень милый момент - когда Пацаны уходят в подполье, он смотрит сериал «Чужестранка».

Это его очень характеризует, ведь «Чужнстранка» - романтичный женский сериал о любви в 18 веке. Отличный способ охарактеризовать персонажа - показать, что он смотрит или читает, такой прием называется отсылка или аллюзия.
Французик и Кимико - пожалуй, мои любимые герои этого сериала. Оба - опасные и жестокие, Французик - наркодилер, наркоман, продавец оружия, Кимико - девушка, которую растили как жестокую убийцу. Но у обоих есть такая милая и важная скрытая глубина, что позволяет ей открыто улыбаться, а ему - называть ее mon coeur.
В четвертом сезоне еще появляются студенты из университета Годулкина - существует спинофф "Поколение V", действие которого происходит между 3 и 4 сезоном "Пацанов", и там вселенная расширяется - мы видим детский дом для деток-суперов, которые случайно убили своих родителей, а также университет, где их учат обращаться со своими способностями.
Расшифровка скрытых символов

"Пацаны" наполнены намеками и метафорами! По сути, каждый сюжетный поворот мы можем расшифровать и рассмотреть, разложить на скрытые смыслы, которые зашили создатели, и которые обличают ту или иную сторону реальной нашей с вами жизни.


Все супергерои - это сатира на то, как знаменитости и политики используют свою власть и влияние, чтобы вести себя неэтично и избегать последствий. И то, как важен рейтинг в их поведении - совсем не случайность, уверена, что так оно и работает - чем больше твой рейтинг, тем чаще к тебе прислушиваются.


Смерть Робин от рук Поезда А - вопиющая параллель с наездом на человека в нетрезвом виде.

Разоблачение Старлайт сексуального нападения Подводного на нее легко перекликается с движением #MeToo.

Поезд А олицетворяет спортивных знаменитостей, в частности, увядающих чемпионов спорта, которым трудно оставаться на плаву из-за возраста. Шоураннер Эрик Крипке даже заявил, что его история была вдохновлена Лэнсом Армстронгом. Использование им препарата V для победы в рекламном забеге - это отсылка к бесчисленным историям злоупотребления стероидами в профессиональном спорте.

Поезд А долго не может запомнить Хьюи, хотя сталкивается с ним несколько раз уже после того, как убивает его девушку. Это может быть отсылкой к тому как обычные люди переоценивают свою заметность для знаменитостей. Помните, как в песне Эминема "Stan", когда герой в письмах к звезде успел с ним поругаться, помириться, а потом покончить с собой, а певец еще даже не имел возможности прочитать его письма. Вот и тут то же самое - у знаменитостей нет времени и желания помнить всех, кого они встречали на своем пути.

Ситуация в самолете в комиксах была на самом деле 11 сентября, случилась до начала событий и очень сильно повлияла на Мейв, как и в сериале.
То, что супергерои круглосуточно не спасают людей, а работают над своим имиджем, подчеркивает маркетинговую реальность нашего мира. Ты можешь быть сколь угодно крутым специалистом, но пока ты это не задокументировал, никто об этом не узнает. И Суперы, как максимально скомпроментированные и коррумпированные персонажи, в итоге делают упор только на «показуху», понимая и другую грань этого вопроса: в рекламе не так важно, правда то, что ты сказал, или нет, люди поверят сказанному.

А еще, если бы Суперы реально спасали людей, а это снимали бы на камеры, выглядело бы не так кинематографично. Все как в жизни: аппетитные блюда на самом деле муляжи, счастливая семья из рекламы авто - актеры, которые не знают друг друга, и общественная реакция на то или иное событие тоже может быть тщательно срежиссированной.
Очень много сатиры, направленной на американское правое крыло:

Сторонники Штормфронт и Хоумлендера - это собрание всех самых нелестных стереотипов об американских правых и сторонниках Трампа. Они расисты, националисты и религиозные фанатики, одетые в американские флаги и носящие плакаты "Бог, оружие и Хоумлендер". Когда Хоумлендер объявляет, что не будет извиняться за то, что он лучше всех, его показатели среди белых жителей Среднего Запада резко возрастают, что сатирически отражает поддержку, которую получают политики -"сильные мужчины" от этой группы населения.

Публичная кампания Хоумлендера по раскручиванию событий, связанных с появлением и случайным уничтожением Солдатика в Нью-Йорке, очень напоминает первоначальную реакцию администрации Трампа на разрастающуюся пандемию Covid-19: Хоумлендер говорит людям продолжать посещать общественные места, такие как театры и бары, что ситуация быстро разрешится, и не позволять страху управлять их жизнью.
Действия Штормфронт в роли Либерти в 70-е годы явно должны намекать на реальные случаи жестокости полиции, а также на то, что семьи ее жертв ничего не могут с этим поделать.

Нападения Голубого Ястреба на чернокожих во время патрулирования и последующие последствия попыток Воута контролировать ситуацию ради хорошего пиара - еще одна явная отсылка к полицейской жестокости и движению Black Lives Matter, еще более вопиющая благодаря форме Голубого Ястреба, вдохновленной спецназом. Он даже выкрикивает "Supe Lives Matter", имея в виду противников BLM, использующих фразу "Blue Lives Matter".

Конвенция по огнестрельному оружию, на которой выступает Порох, включает в себя многие неблагоприятные черты движения за огнестрельное оружие. Это и продажа оружия детям, и откровенные угрозы насилия в адрес несогласных.

В четвертом сезоне выясняется, что Хоумлендер держит холодильник, полный грудного молока, рядом со своим тайником Compound V. Учитывая, что "Воут" - это рабочее место, это может быть намеком на условия труда в компании-разработчике игр Activision Blizzard, где кормящие сотрудницы в 2022 году заявили, что, помимо сотен случаев сексуальных домогательств, у них воровали грудное молоко из холодильников, где оно хранилось.

Мы видим несколько примеров фейковых отношений: Подводный женится, чтобы вернуть свою репутацию, а Хоумлендер заявляет о них со Старлайт, чтобы держать ее еще больше под контролем. В шоу-бизнесе также - не все отношения, что мы видим, настоящие, у многих совсем другая, скрытая цель.

А еще не знаю, насколько это правда, но говорят, что многие звезды шоу-бизнеса и политики имеют первертивные отклонения в интимной жизни - и это мы видим на примере Герогазма Суперов и других подобных вечеринок.
Ну и мое любимое: когда оппозиция оказывается вовсе не оппозицией, а просто договоренностью с властью, и в мире "Пацанов" это олицетворяет Ньюман. У нее значимое имя - оно происходит от латинского слова, означающего "победитель, завоеватель", а в переводе с испанского означает "победа".

Ее фамилия Newman переводится как "новый человек". Это вполне уместно, ведь Стэн Эдгар удочерил ее из Ред-Ривер и дал ей новую личность. Хотя она совсем не святая и невероятно опасна, она все же гораздо более стабильна, чем Хоумлендер или любой из Семерки, и она не против работать с Пацанами, когда этого требует ситуация. Кроме того, она по-прежнему искренне любит Хьюи и Энни, причем уже после того, как они узнали о ее способностях и стали бороться против нее, она все еще искренне хочет вернуть их дружбу.

Теории заговоров, которые распространяет Фейерверк, кажутся настолько абсурдными и безосновательными, когда видишь их в сериале, что даже сложно представить, что такому реально может поверить здравомыслящий человек. Однако, мы верим в теории заговоров, которые кто-то объявил правдой, равно как и жители этой реальности верят Фейерверк.

А что насчет пропаганды на детских каналах и использование Райана, который вместе с куклами поет песню, склоняющую шпионить? Ведь так она и работает, пропаганда - залезает в сознание даже если ты не смотришь политические шоу, потихоньку внедряет тебе в мозг нужные идеи через детские, развлекательные и даже кулинарные программы.
В итоге, Пацаны получаются очень даже про нашу жизнь, в которую Энни не хочет приводить ребенка, потому что повсюду горят пожары, действует Big Bad Хоумлендер, которого никто не может укротить, да еще и подрастает Райан - первый рожденный, а не созданный супергерой, который может пойти как по дорожке отца, так и встать на противоположную сторону, но в любом случае, столкновения не избежать. Именно поэтому Бекка так старалась его вырастить в любви, чтобы избежать появление второго Хоумлендера. Получилось или нет - узнаем в финале, уверена, что Райан сыграет там ключевую роль.
Кастинг гэг

Несколько раз мы можем увидеть камео создателей - в сериале появляются Билли Зейн и Тара Рид.


Отца Хьюи играет Саймон Пегг, который был моделью для Хьюи в оригинальном комиксе.


Ярую расистку и нацистку Штормфронт играет Айя Кэш, еврейская актриса.


Джанкарло Эспозито играет генерального директора теневого предприятия, секретным чудо-оружием которого является наркотик определенного синего цвета. Где мы это уже видели?
Сериал «Пацаны» был создан для того, чтобы предложить новый взгляд на привычный супергеройский жанр, подвергнув его деконструкции и критике. В отличие от традиционных супергероев, часто изображаемых как безупречные и моральные, персонажи в этом шоу являются аморальными и коррумпированными, что позволяет зрителям рассмотреть их с другой стороны и поставить под сомнение идеализацию героев.

Помимо этого, сериал активно использует социальную сатиру, чтобы критиковать такие аспекты современного общества, как медийная манипуляция, корпоративная жадность и поклонение знаменитостям. Супергерои в «Пацанах» служат метафорой для обсуждения реальных социальных проблем, что делает сюжет более значимым и актуальным.
Кроме того, «Пацаны» стремятся не только быть интеллектуально стимулирующими, но и увлекательными. Инновационный подход к повествованию, мрачный юмор и неожиданные повороты сюжета делают шоу захватывающим и интересным для зрителей, что способствует его популярности и выделяет его на фоне традиционных супергеройских историй.
Получи список "Топ 25 TV Tropes" абсолютно бесплатно!
Для этого переходи по ссылке и подписывайся на канал
Хотите тоже освоить искусство сторителлинга и использовать все эти тропы и приемы в своей маркетинговой стратегии?
Вступай в мой закрытый клуб "Сторителлинг в кино" и смотри уникальные лекции о том, как использовать TV тропы и приемы из кино и сериалов в своем блоге.

Примеры лекций:
  • 15 приемов съемки и монтажа из кино для ваших видео (сториз, рилз и ролики на YouTube)
  • Топ 20 популярных тропов из русских кино и сериалов
  • Как использовать образ Granola Girl в личном бренде
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram