Криминальное чтиво - какие приемы сторителлинга использует Тарантино?

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
"Криминальное чтиво" Квентина Тарантино — это настоящий шедевр. Как и множество фильмов режиссера, он мгновенно затягивает, несмотря на неспешный темп. Искусные диалоги, прекрасная визуальная эстетика и до абсурда жестокие сцены - яркая характеристика стиля Квентина.

Все мы любим хорошо рассказанные истории, но какой секрет делает фильм "Криминальное чтиво" таким захватывающим? Давайте в этой статье погрузимся в мир уникального сторителлинга этого шедевра Тарантино и раскроем, как каждая переплетающаяся сюжетная линия создает потрясающую атмосферу и влияет на наше восприятие кинематографического искусства.
Вы можете не только прочитать статью, но и посмотреть ее видео-версию:
По сюжету, в фильме три взаимосвязанные истории, каждая из которых представлена титром
Первая - о двух киллерах, Джулсе Виннфилде и Винсенте Веге, которые пытаются вернуть кейс, украденный у их работодателя Марселуса Уоллеса. Это влечет за собой два подсюжета, один из которых связан с тем, что Винсенту приказано взять жену Марселуса Мию Уоллес на ночь в город, пока Уоллес находится за городом по делам, а второй - с тем, что Джулс и Винсент случайно выстрелили в лицо парню по имени Марвин и пытаются его убрать.

Вторая история рассказывает о стареющем боксере по имени Буч Кулидж, которому Уоллес заплатил за организацию боя. Вместо этого Буч ставит на себя и выигрывает (второй боксер во время поединка умирает от сердечного приступа), а сразу после этого собирается уехать из страны. Но прежде ему нужно вернуть золотые часы, принадлежавшие его отцу, что приводит к самому странному дню в его жизни, в котором участвуют Марселлус и пара очень неприятных парней.

Третья история, завершающая фильм, рассказывает о паре грабителей по кличке Тыковка и Зайка, которые спонтанно захватывают ресторан, в котором обедают Джулс и Винсент.

Одна из визитных карточек Тарантино - нелинейное повествование: сбитый хронологический порядок, что прослеживается и в "Криминальном чтиве".

Вот как бы выглядел фильм в хронологическом порядке:

1. Прелюдия к фильму "Золотые часы" (капитан Кунс беседует с молодым Бутчем)
2. Прелюдия к "Ситуации с Бонни" (Джулс и Винс обсуждают Европу и массаж ног, затем убивают Бретта и забирают кейс)
3. "Ситуация с Бонни"
4. Пролог - "Закусочная" (Тыковка и Медовый Кролик обсуждают ограбление)
5. Эпилог - "Закусочная" (противостояние грабителей и Джулса/Винса)
6. Прелюдия к фильму "Винсент Вега и жена Марселуса Уоллеса" (Марселус поручает Бутчу устроить драку, и у Бутча происходит небольшая стычка с Винсом)
7. "Винсент Вега и жена Марселуса Уоллеса"
8. Прелюдия к фильму "The Gold Watch" (Буч и его французская подружка говорят о кастрюле)
9. "The Gold Watch"
Немного странный факт - если расположить фильм в хронологическом порядке, то первая половина (за исключением сцены с часами, которая была бы далеким прологом) - о двух киллерах, у которых очень странное утро, причем у одного из них продолжается очень странный вечер с женой его босса. Вторая половина фильма посвящена боксеру, дважды обманувшему влиятельного гангстера, и последующим приключениям, когда он пытается скрыться.
Главная тема и мораль фильма - искупление.
Жюль - убийца-садист, но он искупает свою вину, пощадив грабителей и решив жить более духовной жизнью. Буч нарушает свое слово и случайно убивает человека, но он искупает свою вину, следуя примеру "золотых часов" и отказываясь бросить Марселуса на произвол насильников. Оба получают свои счастливые финалы. Винсент, насмехающийся над искуплением Жюля, не меняет своего пути и не получает счастливого конца.
В фильме нет настоящего центрального персонажа, и каждый из главных героев получает по крайней мере по одной сцене, где он в центре внимания.
Какие приемы сторителлинга использованы в "Криминальном чтиве"?
У Тарантино буквально в каждой сцене есть тонны отсылок к поп-культуре, часто на заднем плане или в случайных фрагментах диалога.

Фильм начинается и заканчивается в закусочной, но с разных точек зрения. Это - прием bookends.

Камео создателя - Квентин Тарантино играет Джимми.
2 макгаффина, за которыми все охотятся, и которые очень важны по сюжету - это кейс и часы.

Согласно сценарию, в кейсе находятся бриллианты. Но Тарантино посчитал, что это слишком похоже на сюжет "Бешеных псов", и оставил двусмысленность. Поэтому нам не показали, что в итоге в кейсе.

Часы, которые провели много лет в разных задницах и заразились дизентерией во вьетнамском лагере - это макгаффин "мементо", потому что он важен как память.

Мия, определенно, - трофейная жена: Марселлус женился на ней, вероятно, только из-за ее красоты и молодости.

Миа ходит босиком, по крайней мере, в двух сценах, и дважды в разговоре упоминается массаж ног. Эсмеральда также водит свое такси босиком. Фетиш Тарантино на ноги хорошо известен и здесь проявился в полной мере.

Смысл шутки Мии "Кетчуп" настолько убог, что только предсмертный опыт побуждает ее рассказать ее.
Сцена с выбросом адреналина почти дословно взята из анекдота, рассказанного Стивеном Принсом в документальном фильме Мартина Скорсезе "Американский парень: A Profile of Steven Prince". Детали, включая передозировку женщины, использование укола адреналина для ее оживления, споры о том, кто будет это делать, ссылки на медицинский словарь, использование "колющего движения" и пометка цели волшебным маркером, взяты из рассказа Принса.

В действительности Миа почти наверняка умерла бы, если бы не была вызвана служба спасения. Эпинефрин, возможно, и запустил бы ее остановившееся сердце, но он ничего не сделал бы с героином, который все еще находился в ее организме. Скорее всего, от эпинефрина у нее была бы тахикардия. К тому же героин не так действует на организм при вдыхании.
В начале фильма Винсент заявляет, что не смотрит телевизор. Однако позже он цитирует историю, рассказанную в сериале COPS, показывая, что его прежняя отстраненность была лишь позой.

Чеховское ружье: героин, который Винсент покупает у Лэнса, и, в частности, тот факт, что у Лэнса закончились шарики (то, что наркоманы обычно используют для переноски героина), и ему пришлось отдать героин в пакетиках (то, что наркоманы обычно используют для кокаина). Позже Миа находит героин в пальто Винсента, принимает его за кокаин и получает передозировку.

Для сцены, где Эсмеральда увозит Бутча после драки, Тарантино выбрал черно-белый уличный фон 1940-х годов. Скорее всего, это дань уважения к фильмам 40-х годов, в честь которых и названо "Криминальное чтиво".
Жюль - хамовитый, религиозный, а Винсент - апатичный, с каменным лицом. Спокойное поведение Винсента - прямой результат привычки к наркотикам, поэтому он менее компетентен и собран, чем более эмоциональный Жюль. Из-за некомпетентности Винсента Джулс гораздо лучше справляется с ролью гиперкомпетентного помощника и невинного врага.

Винсент Вега - это аллитеративное имя, оно начинается с одной и той же буквы. Этот прием очень любит Джоан Роулинг в "Гарри Поттере" (Северус Снегг, Минерва Макгонаггал, Питер Петтигрю).

Винсент произносит перед зеркалом в ванной ободряющую речь, чтобы не переспать с Мией. Этот прием - зеркальный монолог, когда герой общается сам с собой в зеркале.
Винсент трижды ходит в туалет, и каждый раз, выходя оттуда, он попадает в ситуацию, где присутствует угроза смерти. В первый раз (последний, который мы видим, но первый хронологически) Винсент выходит из туалета в закусочной и попадает в мексиканскую перестрелку с Джулсом и Зайкой.

Во второй раз Миа получает передозировку героина Винсента и, выходя из туалета, произносит "Oh, Crap!" (мы не видим его лица, но очевидно, что это происходит). В третий раз Винсент пользуется туалетом Бутча и снова говорит "О, черт!", когда выходит и видит, что Бутч направляет на него пистолет Марселуса. Несколько секунд спустя тостер Бутча взрывается, и он сносит Винсента.

Ретро-вселенная "Криминального чтива"

Фильм наполнен отсылками к прошлым временам. Джулс носит прическу "кудри джери", которая была популярна в 70-е годы. В саундтреке много серф-рока 60-х годов. В мотеле Бутча по телевизору крутится песня Clutch Cargo. Название фильма происходит от "Pulp fiction" - стиля художественной литературы, популярного в первой половине XX века. Постер фильма повторяет стиль обложки журнала "Pulp fiction" 40-50-х годов.
Закусочная в стиле 50-х годов играет важную роль в сюжете. Jackrabbit Slim's - тематический ресторан, основанный на этом десятилетии. Вся последовательность действий в Jackrabbit Slim's, естественно, полна отсылок к поп-культуре 50-х годов, причем не все из них объяснимы. Весь персонал одет в костюмы знаменитостей 50-х годов, в том числе Бадди Холли, Мэрилин Монро и др. Стейк Дугласа Сирка, названный в честь режиссера, известного своим мелодраматическим стилем без полумер, можно заказать "сгоревшим до хруста или чертовски кровавым", а молочные коктейли - в виде Амоса и Энди или Мартина и Льюиса, двух знаменитых комедийных дуэтов, в первом из которых выступают черные, а во втором - белые персонажи. Карликовый метрдотель, одетый как посыльный, цитирует старую рекламу сигарет Philip Morris.

Сам ресторан Jackrabbit Slim's назван в честь альбома певца/автора Стива Форберта, хотя в 50-е годы он не записывался.

Музыка в фильме:

  • Буч и Марселус знакомятся под песню "Let's Stay Together" группы Al Green.
  • Когда Винсент заходит за Мией, в доме играет "Son of a Preacher Man" Дасти Спрингфилда.
  • По возвращении домой она ставит кавер-версию Urge Overkill на песню Нила Даймонда "Girl, You'll Be a Woman Soon".
  • Музыка, играющая во время вступительных титров, звучит из автомобильного радио Джулса и Винсента.

События, что могут предсказать дальнейшее развитие событий:

- Джулс о Марселусе Уоллесе: "Марселус Уоллес не любит, когда его трахает кто-то, кроме миссис Уоллес".

- Перед столкновением в квартире Бретта Винсент упоминает Джулс, что один из мужчин в квартире - "наш парень". Марвин - единственный человек, не убитый в квартире, что позволяет предположить, что он и был тем шпионом, о котором говорил Винсент.

- В начале истории Бутча, когда Эсмеральда спрашивает его, каково это - убить человека, он не может ответить, потому что делает это неосознанно. А вот к концу рассказа Бутча, спустя два трупа, он, вероятно, может подробно описать это чувство.

- Разговор о явном несоразмерном возмездии Марселуса Уоллеса человеку, который якобы делал миссис Уоллес массаж ног, служит для нагнетания напряжения перед искушением и нервозностью, которую испытывает Винс, когда ему приходится приглашать Мию на вечер.

- Разговор о массаже ног также позволяет понять, что, хотя Жюль работает на Марселуса, он его не боится. Он открыто ставит под сомнение жестокость наказания и с полной уверенностью заявляет, что любой, кто попробует с ним такое сделать, поплатится за это. Это становится очевидным позже, когда Джулс совершенно не беспокоится о реакции Марселуса на его просьбу помочь с телом Марвина и подать заявление об отставке.

- Разбудив Марселуса и Бутча, Мейнард говорит им: "Никто не убивает никого на моем рабочем месте, кроме меня и Зеда". Именно это и происходит.

Значимое фоновое событие:

- В первой сцене, когда Тыковка и Зайка обсуждают преимущества ограбления винных магазинов или ресторанов, Винсента можно ненадолго увидеть направляющимся в туалет (в частности, когда Тыковка говорит о том, что "клиенты с едой во рту" вряд ли помешают ограблению ресторана), а Джулса можно подслушать на заднем плане (с 3:06 минуты).

- В конце фильма эта сцена "перевернута", и мы видим ту же самую сцену с точки зрения Джулса и Винсента, а на заднем плане видна беседа Тыквы и Зайки. В конце концов появляется кадр, на котором Тыковка кричит "Гарсон! Кофе!", чтобы сделать это очевидным.

Визуальный каламбур (Visual PUN):

- Во время сцены "адреналинового выстрела" на заднем плане появляются две настольные игры - "Операция" и "Жизнь".

- Ранее Миа пытается вызвать эту игру, говоря Винсенту "Don't be a...", а затем рисуя пальцами в воздухе прямоугольник. На случай, если вы не поняли, прямоугольник накладывается на экран.

И еще пара деталей о персонажах

Миа - Damsel in Distress, дамочка, которую нужно спасатью. Также она - Manic Pixie Dream Girl, по крайней мере, одна из версий этого тропа. Винсент полагает, что в реальности он с ней не уживется, поскольку она жена его босса, а он встречается с ней только по его приказу. Однако, познакомившись с ней поближе, он прекрасно проводит с ней время, до такой степени, что между ними возникает химия. Однако ее передозировка и смерть Винсента не дают отношениям зайти слишком далеко.

Девушка Бутча - это morality pet для боксера, то, чем он оправдывает сам себя. Это маленькая роль, которая имеет большое влияние на сюжет. Несмотря на то, что она является довольно второстепенным персонажем, ее забывание часов в конечном итоге является причиной начала значительной части фильма.

Лэнс похож на Иисуса: у него длинные волосы и борода.

Марселус - это очень необычный троп Affably Evil: он могущественный криминальный авторитет, но при этом вежлив, спокоен, рассудителен и добр к своим подчиненным.

Буч - антигерой: он ближе всего к хорошему парню, поскольку не преступник и спасает жизнь Марселлусу, но все равно готов дважды обмануть боссов мафии и хотя бы делает вид, что ему все равно, что он случайно убил соперника на ринге.

Вот какие отсылки и омажи к другим произведениям встречаются в "Криминальном чтиве":

- Герцогиня из мультфильма "Аристократы" вдохновила Уму Турман на танец.

- Сцена, когда Буч останавливается на пешеходном переходе, а Марселлус проходит мимо, очень похожа на сцену из фильма "Психо".
- Конечно же, цитирование Библии.

- На голубой рубашке Джулс - одноцветная версия изображения текущей страницы "Крэйзи Кэт".

- Винсент носит футболку Калифорнийского университета в Санта-Крузе.

- Пытаясь успокоить Джимми, Джулс говорит: "Это Kool and the Gang", имея в виду фанк-группу, чья песня "Jungle Boogie" также присутствует в саундтреке.

- Джулс ест "Большой кахуна-бургер" Бретта, за мгновение до того, как застрелить его и его товарищей, не считая Марвина (который, как предполагается, является "кротом"). Это явный намек на фильм "Хороший, плохой и ужасный", где Ангельские Глазки проделывает то же самое со Стивенсом.

- Джулс ссылается на "Счастливые дни" в сцене в закусочной, когда говорит Иоланде/Зайке, что "мы будем как три Фонзи".

- В сцене из сценария, которая не была использована в фильме, Миа дает Винсенту тест на личность, который она придумала, предлагая ему пары на выбор - Bewitched и I Dream of Jeannie, The Brady Bunch и The Partridge Family, Betty и Veronica, и т.д.

- Мы, конечно, видели, как Джон Траволта танцует в нескольких фильмах ("Лихорадка субботнего вечера", "Бриолин") и получает приз на танцевальном конкурсе, который он не совсем заслужил.


Очень примечательна рекламная стратегия фильма. Во время рекламной кампании Миа Уоллес присутствует везде, на постерах и обложках домашних видеорелизов, несмотря на то, что она играет главную роль только в одной из пересекающихся историй. Это необычно, если учесть, что Ума Турман на тот момент обладала наименьшей звездной силой среди основных актеров фильма.

А Брюс Уиллис упомянут через "и". В то время он был самой большой звездой в кино и пошел на снижение зарплаты, чтобы сняться в фильме.

Роли в "Криминальном чтиве" стали звездными для Умы Турман и Сэмюэля эль Джексона - до этого об этих актерах никто не знал.
Не только в России изменили название (с "бульварной прессы" на "криминальное чтиво"). Вот как называется фильм в других странрах.

- Испанский: Жестокие времена
- Болгария: Криминал
- Хорватия: Адский придурок
- Словения: Мусор
- Тайвань: Черный ордер

Понимаете, в чем вообще смысл названия? В том, что Винсент Вега зачитывался этой самой бульварной прессой и задерживался в туалете, от чего и происходило огромное количество разных событий в фильме.

Удаленные сцены

- Сцена, в которой Винсент покупает героин у Лэнса, была более длинной, а Лэнс произнес монолог о том, что ему дают неправильные указания и жалуются на грубость людей.

- Перед тем как отправиться на ужин в Jackrabbit Slim's, Миа берет интервью у Винсента, снимая его ручной видеокамерой. Миа спрашивает Винсента, не является ли он родственником фолк-певицы Сюзанны Веги, затем задает ряд тривиальных вопросов о его личных медиапредпочтениях (The Brady Bunch или The Partridge Family?) и спрашивает, кто он - "человек Элвиса или человек Битлз". Это объясняет более поздний комментарий ("человеку Элвиса это должно понравиться").

- Поездка на такси и разговор между Бутчем и Эсмарельдой были более продолжительными, а также появился дополнительный диалог, в котором Бутч объясняет свои чувства по поводу того, что он был боксером и убил своего противника Флойда.

- На складе автозапчастей Уинстон Вулф добродушно торгуется с владельцем Монстром Джо (Дик Миллер), после чего Вулф флиртует с дочерью Джо - Ракель (Джулия Суини). В результате сокращения эпизодическая роль Суини была сокращена до роли второго плана, а Миллер был удален из фильма.

А что еще могло бы быть в фильме? Какие были нюансы в выборе актеров и изменении сюжета?

По словам Кортни Лав, ей и Курту Кобейну были сделаны специальные предложения на эту роль грабителей. По всей видимости (и к сожалению), Кобейн отказался. В зависимости от того, какую статью вы читаете, Тарантино это отрицает. Пэм Гриер проходила пробы на роль Джоди.
Смерть Марвина первоначально была совсем другой:

Выстрел Винсента должен был попасть Марвину в шею, после чего Винсент убивает его из милосердия. Эта сцена показалась Тарантино слишком депрессивной, и он переделал ее в более комедийный вариант, показанный в фильме.

В финальную сцену планировалось включить эпизод Imagine Spot, в котором Джулс убивает Тыкву и Зайку, чтобы показать, как поступил бы прежний Джулс. Тарантино решил, что все и так уже достаточно ясно, и даже не стал снимать эту сцену.

Изначально Тарантино планировал, что песня "My Sharona" группы The Knack будет звучать во время пыток Гимпа, но права на нее уже были переданы другому фильму, "Реальность кусается". Кроме того, один из участников группы стал возрожденным христианином и не хотел, чтобы песня ассоциировалась со сценой сексуального насилия.

Изначально Тарантино задумывал фильм как антологию, в которой каждый фрагмент будет снимать другой режиссер. Впоследствии эта идея будет использована в фильме "Четыре комнаты", режиссером (и актером) которого Тарантино стал в финальной части.

По словам Сэмюэла Л. Джексона, в первоначальном варианте фильма Бонни не была чернокожей женщиной. Квентин Тарантино изменил ее национальность, чтобы смягчить употребление Джимми слова на букву "Н" в разговоре с Джулсом и Винсентом, после того как ему пришлось самому играть эту роль.
А какой фильм у Тарантино ваш любимый? Я вот просто влюбилась в "Криминальное чтиво" и Траволту в нем! Пишите в комментариях, как вам фильм и какие еще приемы вы заметили.

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram