Пасхальные яйца Бойцовского клуба

Автор статьи: Татьяна Жакова
Журналист, лингвист, преподаватель сторителлинга с 10ти летним стажем
В 2015 году создала и раскрутила свой проект про Нижний Новгород nnstories.ru, после чего на его базе создала авторский курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю". Курс прошло более 4 000 студентов.

Лингвист по образованию, очень быстро осваивает новые области. Сейчас активно изучает сценарное мастерство и сторителлинг в фильмах/сериалах, о чем и пишет в блоге своего проекта.
Фильм "Бойцовский клуб" — настоящая взрывная смесь интриги, философии и неординарных идей. Этот кинематографический шедевр Дэвида Финчера не просто развлекает, но и заставляет задуматься. Давайте окунемся в этот захватывающий мир, проанализируем его глубинные смыслы и узнаем, почему этот фильм остается таким проникновенным для зрителей по всему миру.

Это фильм 1999 года, снятый режиссером Дэвидом Финчером и адаптированный сценаристом Джимом Улсом по одноименному роману Чака Паланика 1996 года.
Сюжет фильма рассказывает о жизни безымянного мужчины (Эдвард Нортон), который в титрах назван просто "рассказчиком", а в сценарии - "Джеком" из-за его постоянного монолога "Я - ____ Джека". Он стал недовольным своей жизнью, которая, кажется, вращается только вокруг скучной корпоративной работы, посещения собраний групп поддержки болезней, которых у него нет, и бесконечных приступов бессмысленного потребительства, причем все это он делает, борясь с хронической бессонницей.

Во время делового перелета он знакомится с харизматичным свободным духом мужчиной по имени Тайлер Дерден (Брэд Питт), и в итоге они создают "группу поддержки" - "Бойцовский клуб", где другие несчастные, не реализовавшие себя мужчины собираются вместе и в качестве "терапии" устраивают друг другу драки. В итоге "Бойцовский клуб" превращается из лучшего друга в сэнсэя для негодяев и, в конце концов, в злого реакционера.
Давайте разберем, какие стилистические приемы и сторителлинговые девайсы используются в фильме.
Будьте осторожны: в тексте ооочень много спойлеров!
No Name Given: персонаж Эдварда Нортона известен в сценарии только как Рассказчик, имя ему не дается. Это очень популярный прием - он также используется в "Ребекке", "Дряни" и других произведениях.

Город без названия: В фильме упоминается несколько других городов, но ни разу не указывается, где живет рассказчик. Подсказки в романе и фильме указывают на то, что на самом деле этот город - Уилмингтон, штат Делавэр.

У каждого персонажа есть свой цветовой код: Тайлер одевается в красные и желтые цвета. Джек одевается в синие и серые цвета. Марла одета в черное.
В фильм, кажется, специально набрали столько красивых парней. Он представляет зрителям таких привлекательных мужчин, как Эдвард Нортон, Брэд Питт и Джаред Лето, в разном состоянии раздетости, а затем заставляет их жестоко избивать друг друга. И все они как будто сделаны из железа, особенно Тайлер и Рассказчик. Если вы любите подобные сюжеты, то вы будете на седьмом небе от счастья.

Конечно же, главный прием, что мы видим - это раздвоение личности, Тайлер - это двойник рассказчика, более сексуальное и уверенное в себе альтер-эго.

Марла однажды говорит: "Вы - доктор Джекил и мистер Придурок". На самом деле она совершенно права. Ближе к концу фильма рассказчик это понимает, и реализуется популярный прием Once more with clarity. В фильме появляются предыдущие сцены с участием рассказчика и Тайлера - без Тайлера.

Тайлер


Тайлер - настоящий трикстер, который действует вне общепринятых законов общества. Его хобби - испражняться в чужую еду и вставлять отдельные кадры порнографии в детские фильмы. А Джек - unreliable narrator, ведь доверять мы ему не можем, он врет не только нам, но и сам себе. Наряды Тайлера - это ретро и шик с распродажи, что подчеркивает его холодную отстраненность от культуры современного общества. Его одежда варьируется от кожаных курток в стиле 70-х годов до китчевых халатов. Никто из персонажей не пользуется мобильными телефонами.
Появление Тайлера предвещается тем, что его образ как бы "вклинивается" в несколько кадров фильма за несколько минут до его появления. Тайлер просто нетерпеливый и проявляется в рассказчике, как кадр из порнофильма в кино.

Считается, что это происходит потому, что рассказчик начинает создавать Тайлера в своем воображении.

Вот в какие моменты мы уже видим Тайлера:
- В разговоре с врачом Рассказчик упоминает о нарколепсии, поскольку у него были случаи, когда он засыпал и просыпался в другом месте. Хотя врач, возможно, и называет это лунатизмом, гораздо более вероятно, что Тайлер уже проявился и путешествовал, когда он спал.

- Когда рассказчик пытается дозвониться до Тайлера после того, как его квартира взорвалась из-за утечки газа, Тайлер не берет трубку, но тут же перезванивает рассказчику в телефонную будку. Поскольку Тайлера не существует, попытка рассказчика позвонить ему не удалась, но представить, что Тайлер перезванивает ему, гораздо проще. Если внимательно присмотреться к телефону-автомату, из которого рассказчик разговаривает с Тайлером, то можно заметить, что он физически не способен принимать входящие звонки.

- Многие реплики указывают на этот поворот, который может стать очевидным только при повторном просмотре. Особенно очевидны такие реплики, как "Я знаю это, потому что Тайлер знает это", "Если бы вы могли проснуться в другое время, в другом месте, смогли бы вы проснуться другим человеком?", "Я уже знал эту историю, прежде чем он рассказал ее мне". Когда рассказчик борется с самим собой в кабинете своего босса, он размышляет: "Почему-то мне вспомнился мой первый бой с Тайлером".

- В один из моментов Боб рассказывает рассказчику о слухе, что Тайлер никогда не спит, образуя возможную связь с бессонницей рассказчика.

- В другой раз, после того как он высказался в адрес своего босса, он думает: "Слова Тайлера выходят из моего рта".

- Да и Марла взаимодействует либо с Тайлером, либо с рассказчиком, но никогда не с обоими одновременно. Она всегда бросает на него странные взгляды, когда он говорит или ведет себя так, будто в доме есть третий человек. Это особенно заметно, когда он говорит ей: "...Тайлера здесь нет! Тайлер ушел!".
- Тайлер предлагает Рассказчику сигарету, тот отказывается, ссылаясь на то, что не курит. Рассказчика видят курящим все чаще и чаще; первый раз на работе, когда начальник делает ему замечание, что курить нельзя, а второй - в стороне, когда он угрожает начальнику, задумчиво, словно "слова Тайлера вылетают из моего рта". Это тоже указывает на идентичность двух персонажей, как и другие элементы их диалогов и взаимодействия.

- Тайлер импульсивен и опрометчив, в то время как Рассказчик - спокойный и хладнокровный корпоративный руководитель. Их разные характеры, конечно, смешиваются в пылу борьбы, и тогда выясняется, что на самом деле они не такие уж и разные.

Марла

Что же до Марлы, то она - тревожный пример тропа Manic Pixie Dream Girl. Обычно это такие воздушные феечки, олицетворяющие мужскую мечту. Но Марлу, пожалуй, лучше всего можно описать как то, что происходит, когда девочка-мечта вырастает. Марла очень мрачная, живет в бедности, явно страдает каким-то психическим заболеванием и вступает в довольно нездоровые отношения с Тайлером.

Общение Рассказчика с Марлой Сингер показывает ее почти карикатурно ненормальной до самого конца фильма, когда она подтверждает, что Рассказчик - это сам Тайлер Дерден. Тайлеру достались все веселые моменты жизни с Марлой, а Рассказчику он позволил вспомнить лишь самую малость; каждый раз, когда Марла была несносна, Рассказчик получал по полной программе, не зная больше ничего о ее личности.

Но в каком-то смысле уверенный в себе, эпатажный Тайлер также является Manic Pixie Dream Boy для зажатого безымянного рассказчика.

Рассказчик просто плывет по течению жизни, пока не появляется Тайлер, и их отношения навсегда меняют его жизнь и его мировоззрение. И тут выясняется, что Тайлер все это время был просто раздвоением личности рассказчика.
В конце концов Джек убивает "Тайлера". Правда, слегка неправдоподобно. Когда главный герой стреляет себе в щеку, пуля необъяснимым образом вылетает под углом 45 градусов. Финчер считает, что пуля могла отскочить от челюсти, но в следующей сцене главный герой вроде бы может нормально говорить - возможно, это волшебная пуля?
Очень художественно показан момент секса с Марлой - это не реальная сцена, а сон Рассказчика. Режиссера Финчера, видимо, смущала мысль о том, чтобы снять традиционную сцену секса, поэтому он придумал более абстрактный способ подачи материала.

Еще мы видим очень классный "парадокс знаменитостей". Когда Марла и рассказчик беседуют у кинотеатра, идет фильм "Семь лет в Тибете" с Брэдом Питтом в главной роли, который также играет Тайлера Дердена в "Бойцовском клубе". Учитывая, что эта сцена происходит после того, как Рассказчик обнаруживает, что Тайлер - это его раздвоение личности, фильм служит тонким напоминанием о том, что Тайлер незримо присутствует в этой сцене.

Еще интересные факты:

Когда рассказчик впервые посещает группы поддержки, на экране появляется флаер кинофестиваля 1997 года. Затем он упоминает Марле, что ходит на группы уже больше года, и, наконец, фильм заканчивается в 1999 году, когда фильм вышел на экраны, после чего подразумевается, что деятельность "Бойцовского клуба" продолжается еще год.

Различные визитные карточки и почтовые индексы помещают действие фильма в вымышленный город Брэдфорд, штат Делавэр.

Если сделать паузу, когда Рассказчик пишет о пчелах, то можно увидеть, что его электронная почта - это контакты актеров и членов съемочной группы, упомянутых в титрах.
В первой сцене с Рассказчиком в его офисе он носит бейджик, подразумевая, что его имя (или, по крайней мере, одно из них) на самом деле Нил.

Номера телефонов Марлы и Тайлера начинаются с цифры 555.

Существует восемь правил Бойцовского фильма, но люди помнят только первые два (которые являются одним и тем же правилом) из-за мутации памяти.

Чак Паланик официально заявил, что концовка фильма ему понравилась больше, чем концовка его собственной книги.

В фильме высмеивается большинство продакт-плейсментов (хотя один был намеренным, так как Эдвард Нортон ненавидит New Beetle и хотел снять сцену с его участием).

Мораль фильма

Фильм "Бойцовский клуб" представляет множество слоев и идей, но одна из ключевых моралей заключается в критике потребительского общества, образа жизни, который пропагандирует материальные ценности и поверхностное существование.

Главные персонажи фильма сталкиваются с неудовлетворенностью своей жизнью и стремятся найти что-то более подлинное и значимое. "Бойцовский клуб" пытается показать, что истинное счастье не может быть достигнуто через материальные вещи или социальное признание. Он призывает задуматься над ценностями, искаженными обществом, и показывает разрушительность иллюзии обладания материальными благами как основой для счастья.

Также, фильм поднимает вопросы о личной идентичности, самопознании и противоречиях человеческой натуры, и как иногда человек может найти освобождение от общественных ограничений через экстремальные действия.

Мораль фильма "Бойцовский клуб" лежит в предупреждении о том, что принятие себя, своих чувств и желаний важнее, чем внешние обстоятельства или общественное мнение.

В целом, если смотреть его "на взрослую голову", без романтизации насилия и абьюза из 2000х, фильм производит весьма неоднозначное впечатление. Но он, определенно, остается классикой мирового кинематографа.

А вам нравится "Бойцовский клуб"?

Хотите тоже писать тексты так, чтобы они читались на одном дыхании?

Онлайн-курс "Сторителлинг: как рассказать свою историю"
Блок 1 - Общие принципы написания истории
Блок 2 - Стилистические приемы: тропы, синтаксические приемы, авторские находки
Блок 3 - Анализ сторителлинг-текстов
Блок 4 - Целевая аудитория
Блок 5 - Контент-план и рубрикатор

И еще много всего интересного...

Подтренинги:
1. Сторителлинг в селф-брендинге
2. Сторителлинг в презентациях
3. Сторителлинг в SMM
Вам понравится:
А что вы думаете по поводу статьи? Оставляйте свои комментарии!
Получай новые статьи от Storytelling School
Для этого подпишись на наш Telegram